Специализация как решение
Строители выполняют чрезвычайно разнообразный спектр работ – от возведения высотных зданий и строительства метро до выполнения отделочных работ. Везде есть своя специфика, нюансы, которые известны и понятны только специалисту в этой области.
В некоммерческом партнерстве «Объединение подземных строителей» убеждены: специализированные СРО необходимы.
В поисках базы
Сегодня строительные организации руководствуются разработанными еще в советское время нормативными документами. Большинство из них безнадежно устарело. Ведущими научно-проектными институтами России, занимающимися вопросами стандартизации, было проанализировано свыше 800 нормативно-правовых и нормативно-технических текстов. В их число вошли федеральные законы Российской Федерации, правовые акты правительства РФ, отдельных министерств и федеральных агентств, субъектов РФ, национальные и международные стандарты, строительные нормы и правила, ведомственные нормы, международные стандарты. Анализ показал, что отечественные нормы отстают от современных международных норм в среднем более чем на 10 лет. Для значительной части документов отставание превышает 18-20 лет – например, среднее отставание по СНиП составляет 19,9 года. В связи с формированием в строительстве новой системы технического регулирования главная цель сегодня – проведение анализа всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление. Перед строителями стоит серьезная задача: как не растерять весь бесценный материал нормативной базы, как органично вписать его в новую формирующуюся систему? Ныне действующая система технического нормирования в строительстве складывалась десятилетиями. Здесь собраны достижения строительной науки, архитектуры, проектирования и градостроительной деятельности. В одночасье отказаться от всего этого нереально и неправильно, и, самое главное, нет достойной альтернативы. Сегодня нормативная база строительного комплекса представляет собой массив разнообразных документов.
Сфера компетенции
По состоянию на 1 января 2008 года в строительстве действуют: 140 СНиП, 182 ТСН (территориальные строительные нормы), 45 СН (строительные нормы, утвержденные Госстроем СССР до начала 80-х годов как рекомендательные документы), 27 ГОСТ R, 658 ГОСТ, 43 СТ СЭВ (стандарты СЭВ, введенные у нас в качестве госстандартов).
Одной из самых серьезных и важных сегодня проблем специалисты признают проблему формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, «в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента». Невозможно представить, например, что каждая из создаваемых СРО станет анализировать, систематизировать и разрабатывать (или организовывать разработку) технические стандарты на весь перечень видов строительных работ. Поэтому наряду с общестроительными СРО целесообразно создавать специализированные СРО, которые возьмут на себя работу по разработке стандартов и правил на относительно узкий круг работ. И в дальнейшем, на основании разработанных и принятых документов, они смогут выдавать свидетельства о допуске к этим работам и контролировать их качество. Обеспечить высококвалифицированный штат специалистов, которые в состоянии выполнять функции и задачи, предусмотренные федеральными законами № 148-ФЗ и № 135-ФЗ, также, пожалуй, под силу именно специализированным СРО. Только в такой СРО можно сформировать совет, который будет состоять из специалистов именно этого направления и который сможет принимать обоснованные решения по приему в свои члены новых организаций, а в дальнейшем обеспечивать должный контроль над их работой.
Под особый контроль
Вряд ли специалисты в области панельного домостроения смогут адекватно оценить качество выполнения работ при строительстве метрополитена или выполнения работ по микротоннелированию. Логично, что выдаче свидетельств на особо важные, технически сложные и уникальные виды работ в соответствии с пунктом 9 статьи 55.5 Градостроительного кодекса выдвигаются дополнительные требования. И, безусловно, не каждая СРО сможет выдавать свидетельства на эти виды работ. Более того, практика последнего времени показала, что при регистрации в Минюсте некоммерческого партнерства возможность выдачи таких свидетельств должна быть предусмотрена в Уставе. Как на это будут реагировать контролирующие органы, покажет время.
И еще один важный аспект – формирование штата самой СРО. В законе есть требования к персоналу членов СРО, но нет ни слова о квалификации специалистов, которые будут выдавать свидетельства о допуске к работам и в дальнейшем контролировать соблюдение требований о выдаче этих свидетельств и качество строительно-монтажных работ. В начале 2008 года был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В нем, в частности, говорится, что «процесс саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга должен осуществляться СРО, созданными по отраслевому или специализированному принципу». Именно по такому принципу создано некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов». Его учредителями являются ОАО «Метрострой» (Санкт-Петербург) и Тоннельная ассоциация России. За последние годы при строительстве подземных сооружений появились новые прогрессивные технологии. Это сооружение наклонных ходов метрополитена при помощи современных щитовых комплексов большого диаметра, это сооружение коммуникационных тоннелей методом микротоннелирования, это прокладка кабелей и трубопроводов методом горизонтальнонаправленного бурения, это и современные технологии сооружения фундаментов, и многое другое. Все это требует разработки новых технических регламентов, сертификации используемого оборудования и применяемых материалов, систематического повышения квалификации персонала. Теоретически это под силу любой саморегулируемой организации, но практически это – прерогатива СРО, которая специализируется на выполнении определенного вида работ.
В некоммерческом партнерстве «Объединение подземных строителей» убеждены: специализированные СРО необходимы.
В поисках базы
Сегодня строительные организации руководствуются разработанными еще в советское время нормативными документами. Большинство из них безнадежно устарело. Ведущими научно-проектными институтами России, занимающимися вопросами стандартизации, было проанализировано свыше 800 нормативно-правовых и нормативно-технических текстов. В их число вошли федеральные законы Российской Федерации, правовые акты правительства РФ, отдельных министерств и федеральных агентств, субъектов РФ, национальные и международные стандарты, строительные нормы и правила, ведомственные нормы, международные стандарты. Анализ показал, что отечественные нормы отстают от современных международных норм в среднем более чем на 10 лет. Для значительной части документов отставание превышает 18-20 лет – например, среднее отставание по СНиП составляет 19,9 года. В связи с формированием в строительстве новой системы технического регулирования главная цель сегодня – проведение анализа всей нормативной базы, ее упорядочение и обновление. Перед строителями стоит серьезная задача: как не растерять весь бесценный материал нормативной базы, как органично вписать его в новую формирующуюся систему? Ныне действующая система технического нормирования в строительстве складывалась десятилетиями. Здесь собраны достижения строительной науки, архитектуры, проектирования и градостроительной деятельности. В одночасье отказаться от всего этого нереально и неправильно, и, самое главное, нет достойной альтернативы. Сегодня нормативная база строительного комплекса представляет собой массив разнообразных документов.
Сфера компетенции
По состоянию на 1 января 2008 года в строительстве действуют: 140 СНиП, 182 ТСН (территориальные строительные нормы), 45 СН (строительные нормы, утвержденные Госстроем СССР до начала 80-х годов как рекомендательные документы), 27 ГОСТ R, 658 ГОСТ, 43 СТ СЭВ (стандарты СЭВ, введенные у нас в качестве госстандартов).
Одной из самых серьезных и важных сегодня проблем специалисты признают проблему формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, «в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента». Невозможно представить, например, что каждая из создаваемых СРО станет анализировать, систематизировать и разрабатывать (или организовывать разработку) технические стандарты на весь перечень видов строительных работ. Поэтому наряду с общестроительными СРО целесообразно создавать специализированные СРО, которые возьмут на себя работу по разработке стандартов и правил на относительно узкий круг работ. И в дальнейшем, на основании разработанных и принятых документов, они смогут выдавать свидетельства о допуске к этим работам и контролировать их качество. Обеспечить высококвалифицированный штат специалистов, которые в состоянии выполнять функции и задачи, предусмотренные федеральными законами № 148-ФЗ и № 135-ФЗ, также, пожалуй, под силу именно специализированным СРО. Только в такой СРО можно сформировать совет, который будет состоять из специалистов именно этого направления и который сможет принимать обоснованные решения по приему в свои члены новых организаций, а в дальнейшем обеспечивать должный контроль над их работой.
Под особый контроль
Вряд ли специалисты в области панельного домостроения смогут адекватно оценить качество выполнения работ при строительстве метрополитена или выполнения работ по микротоннелированию. Логично, что выдаче свидетельств на особо важные, технически сложные и уникальные виды работ в соответствии с пунктом 9 статьи 55.5 Градостроительного кодекса выдвигаются дополнительные требования. И, безусловно, не каждая СРО сможет выдавать свидетельства на эти виды работ. Более того, практика последнего времени показала, что при регистрации в Минюсте некоммерческого партнерства возможность выдачи таких свидетельств должна быть предусмотрена в Уставе. Как на это будут реагировать контролирующие органы, покажет время.
И еще один важный аспект – формирование штата самой СРО. В законе есть требования к персоналу членов СРО, но нет ни слова о квалификации специалистов, которые будут выдавать свидетельства о допуске к работам и в дальнейшем контролировать соблюдение требований о выдаче этих свидетельств и качество строительно-монтажных работ. В начале 2008 года был подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В нем, в частности, говорится, что «процесс саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга должен осуществляться СРО, созданными по отраслевому или специализированному принципу». Именно по такому принципу создано некоммерческое партнерство «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов». Его учредителями являются ОАО «Метрострой» (Санкт-Петербург) и Тоннельная ассоциация России. За последние годы при строительстве подземных сооружений появились новые прогрессивные технологии. Это сооружение наклонных ходов метрополитена при помощи современных щитовых комплексов большого диаметра, это сооружение коммуникационных тоннелей методом микротоннелирования, это прокладка кабелей и трубопроводов методом горизонтальнонаправленного бурения, это и современные технологии сооружения фундаментов, и многое другое. Все это требует разработки новых технических регламентов, сертификации используемого оборудования и применяемых материалов, систематического повышения квалификации персонала. Теоретически это под силу любой саморегулируемой организации, но практически это – прерогатива СРО, которая специализируется на выполнении определенного вида работ.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Андрей Мельников