Созидание «Цунами»
На исходе лета в Центральном выставочном зале Санкт-Петербурга «Манеж» прошла международная биеннале современного искусства «Диалоги-2009». Среди представленных работ самое большое внимание зрителей привлекла художественная инсталляция «Цунами», выполненная из кровельной черепицы, гофрокартона и вспомогательных строительных материалов.
Творения современных художников значительно отличаются от привычных нам произведений искусства, выполненных в традиционных формах.
Но, может, в том и состоит задача современного искусства, чтобы поражать воображение зрителя не только гармонией изгибов линий, но и грандиозностью размаха, сложностью процесса создания и необычностью применяемых материалов. Ведь для того, чтобы быть увиденным искушенным зрителем, чтобы иметь возможность донести свои идеи и чувства, современный художник должен создать нечто действительно новое.
По словам Инны Удовиченко, директора агентства «Арт-окно» и куратора, пригласившего кубинского художника Умберто Диаса в Петербург, идейной концепцией инсталляции стало привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды. Это особенно актуально для нашего города, страдающего от постоянных наводнений. Черепица же, выбранная в качестве основного материала, стала символом надежности и укрытия, противостояния стихиям. Для воплощения идеи в реальность потребовалось 18 тонн черепицы, 5 тыс. кв. м картона и большое количество других строительных материалов.
Противников проекта, утверждавших, что волна пятиметровой высоты, сконструированная из гофрокартона, не выдержит веса кровельной черепицы, а возможно даже, вес инсталляции станет губительным для изношенных перекрытий Манежа, было гораздо больше, чем сторонников. Но все же очень многие откликнулись, поверили и в столь непростое время помогли осуществить проект, который, по словам куратора проекта, находится на стыке искусства и строительства. Компания «Балтик Тайл», выступившая генеральным спонсором проекта, выделила кровельную черепицу с символичным для этого проекта названием Sea Wave. Генеральный директор компании Ирина Столярова уверена в том, что цементно-песчаная черепица Sea Wave оказалась прекрасным решением для проекта «Цунами», и надеется, что их успешное сотрудничество с миром искусства послужит прекрасным примером для многих российских компаний. На вопрос о том, почему в столь сложные времена она решилась на значительные финансовые вложения, она ответила, что таланту всегда требуется поддержка. «Мне очень понравилась неординарность идеи, воплощенной в столь грандиозной инсталляции, к тому же очень радует то, что черепица, для открытия производства которой мы приложили огромные усилия, перекочевала из мира кровельного искусства и стала искусством в прямом смысле этого слова».
ЗАО «Смерфит Каппа Санкт-Петербург», производитель гофрокартона, в отличие от «Балтик Тайл», свой картон обратно не получило. Он был изрезан на тысячи форм изгибов волн. Невозвратными стали также и другие строительные материалы, предоставленные или приобретенные за счет средств спонсоров проекта, среди которых ОАО «Мостоотряд 19», сеть строительных гипермаркетов «Метрика», ООО «Динекс Русь» (производитель выхлопных систем для грузовых автомобилей) и некоторые другие компании.
Автор проекта художник Умберто Диас признается, что «Цунами», растянувшаяся практически во всю ширину Манежа, стала настоящим испытанием для него: ведь на ее создание было отведено меньше недели. И только благодаря тому, что на просьбу о помощи откликнулось более 50 добровольцев, самая причудливая волна Санкт-Петербурга предстала перед судом зрителя. И может быть, оглядываясь на ставшее теперь историей создание данного проекта, захочется перефразировать устаревший лозунг «Искусство в массы» на современный – «Массы в искусство». А молодым художникам посоветовать брать на себя смелость выражать свои идеи в новых неординарных формах. Ведь помогать искусству у нас, оказывается, еще могут. И делают это с радостью. Глядя на фото черепичной волны и радостные лица ее создателей, хочется верить, что союз искусства и строительства станет первым шагом на пути плодотворного сотрудничества. По крайней мере, диалог уже состоялся.
Творения современных художников значительно отличаются от привычных нам произведений искусства, выполненных в традиционных формах.
Но, может, в том и состоит задача современного искусства, чтобы поражать воображение зрителя не только гармонией изгибов линий, но и грандиозностью размаха, сложностью процесса создания и необычностью применяемых материалов. Ведь для того, чтобы быть увиденным искушенным зрителем, чтобы иметь возможность донести свои идеи и чувства, современный художник должен создать нечто действительно новое.
По словам Инны Удовиченко, директора агентства «Арт-окно» и куратора, пригласившего кубинского художника Умберто Диаса в Петербург, идейной концепцией инсталляции стало привлечение внимания общественности к проблемам окружающей среды. Это особенно актуально для нашего города, страдающего от постоянных наводнений. Черепица же, выбранная в качестве основного материала, стала символом надежности и укрытия, противостояния стихиям. Для воплощения идеи в реальность потребовалось 18 тонн черепицы, 5 тыс. кв. м картона и большое количество других строительных материалов.
Противников проекта, утверждавших, что волна пятиметровой высоты, сконструированная из гофрокартона, не выдержит веса кровельной черепицы, а возможно даже, вес инсталляции станет губительным для изношенных перекрытий Манежа, было гораздо больше, чем сторонников. Но все же очень многие откликнулись, поверили и в столь непростое время помогли осуществить проект, который, по словам куратора проекта, находится на стыке искусства и строительства. Компания «Балтик Тайл», выступившая генеральным спонсором проекта, выделила кровельную черепицу с символичным для этого проекта названием Sea Wave. Генеральный директор компании Ирина Столярова уверена в том, что цементно-песчаная черепица Sea Wave оказалась прекрасным решением для проекта «Цунами», и надеется, что их успешное сотрудничество с миром искусства послужит прекрасным примером для многих российских компаний. На вопрос о том, почему в столь сложные времена она решилась на значительные финансовые вложения, она ответила, что таланту всегда требуется поддержка. «Мне очень понравилась неординарность идеи, воплощенной в столь грандиозной инсталляции, к тому же очень радует то, что черепица, для открытия производства которой мы приложили огромные усилия, перекочевала из мира кровельного искусства и стала искусством в прямом смысле этого слова».
ЗАО «Смерфит Каппа Санкт-Петербург», производитель гофрокартона, в отличие от «Балтик Тайл», свой картон обратно не получило. Он был изрезан на тысячи форм изгибов волн. Невозвратными стали также и другие строительные материалы, предоставленные или приобретенные за счет средств спонсоров проекта, среди которых ОАО «Мостоотряд 19», сеть строительных гипермаркетов «Метрика», ООО «Динекс Русь» (производитель выхлопных систем для грузовых автомобилей) и некоторые другие компании.
Автор проекта художник Умберто Диас признается, что «Цунами», растянувшаяся практически во всю ширину Манежа, стала настоящим испытанием для него: ведь на ее создание было отведено меньше недели. И только благодаря тому, что на просьбу о помощи откликнулось более 50 добровольцев, самая причудливая волна Санкт-Петербурга предстала перед судом зрителя. И может быть, оглядываясь на ставшее теперь историей создание данного проекта, захочется перефразировать устаревший лозунг «Искусство в массы» на современный – «Массы в искусство». А молодым художникам посоветовать брать на себя смелость выражать свои идеи в новых неординарных формах. Ведь помогать искусству у нас, оказывается, еще могут. И делают это с радостью. Глядя на фото черепичной волны и радостные лица ее создателей, хочется верить, что союз искусства и строительства станет первым шагом на пути плодотворного сотрудничества. По крайней мере, диалог уже состоялся.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Марианна Рахман