Стратегия успеха
Холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ», публикацией о котором мы начинаем рубрику «Личное дело», работает на рынке более 22 лет. Холдинг является одним из наиболее успешных предприятий реального сектора экономики Санкт-Петербурга, что неоднократно подтверждалось вхождением в рейтинги ведущих компаний России, публикуемых ИД «Коммерсант», РА «Эксперт», «Финанс.» и др. На вопросы «Строительного Еженедельника» отвечает председатель Совета директоров холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков.
– Что позволяет вашей компании так долго лидировать в строительной отрасли Северо-Запада, преодолевать трудные времена и двигаться дальше?
– Несколько вещей. Во-первых, правильно организованный менеджмент в компании. Как следствие – слаженная работа команды. Во-вторых, неагрессивная политика развития компании. Мы всегда продумывали стратегию развития, согласовывая ее и с финансовыми возможностями, и с потребностями рынка в нашей продукции. И, в-третьих, ориентация на клиента. Мы четко следим за рынком и предоставляем тот продукт, который в данный момент необходим нашим уважаемым клиентам.
– Как, на ваш взгляд, за время кризиса изменилось поведение покупателя? Что нового появилось в его запросах? Как вы можете охарактеризовать нынешнего, посткризисного, покупателя?
– Если до кризиса рынком управлял, по сути, производитель, то сегодня рынком управляет покупатель. Раньше любой продукт был востребован, но покупатель стал очень разборчивым: в первую очередь он обращает внимание на качество продукта, на цену, на то, как к нему относится застройщик.
Правда, есть среди покупателей и такие, которые гонятся в первую очередь за низкой ценой. Как правило, они и оказываются в сложных ситуациях, когда посредники продают с 40-процентным дисконтом квартиры, которые не оплачены, «зависшие» квартиры, квартиры, которые имеют большие «хвосты».
– С какими банками вы сейчас сотрудничаете в области проектного финансирования? С какими банками работаете по ипотечным программам? Изменилось ли поведение банков в последнее время, можно ли говорить, что финансисты повернулись к строителям лицом?
– Мы работаем со многими – это банк «Санкт-Петербург», ВТБ, Сбербанк, «Уралсиб», «Райффайзенбанк», «Альфа-банк» и многие другие. У нас заключено 19 договоров с банками по ипотечному кредитованию. В области проектного финансирования сегодня банкиры немного «не дозрели», но думаю, что уже через полгода-год они поймут, что необходимо вкладывать деньги в проекты. По линии обычного кредитования поведение банков в последнее время изменилось, это однозначно. Если 4-5 месяцев назад они вообще боялись выдавать кредиты, то сегодня настойчиво ищут надежных кредиторов и сами предлагают деньги. Другой вопрос, что ставки сегодня еще не настолько понизились, чтобы проекты при нынешних ценах получались рентабельными, поэтому к кредитам мы относимся очень и очень осторожно.
– Госзаказ – каковы особенности работы с ним? Насколько он интересен застройщику сейчас? Каковы подводные камни госзаказа?
– Сегодня госзаказ застройщику очень интересен. Покупать стали меньше, а мощности строительных компаний остались те же. Для застройщика это «палочка-выручалочка», чтобы не сокращать штат. Так что, с одной стороны, госзаказ – вещь позитивная.
С другой стороны, участвовать в различных тендерах довольно сложно даже нашей компании. Зачастую, несмотря на видимую открытость тендеров на госзаказ, уже заранее определен конкретный исполнитель. Ведь критерии, по которым определяют победителя, очень неразнообразны, и основной из них – кто сделает дешевле. Был случай, когда нас отстранили по формальным признакам – из-за отсутствия опыта выполнения работ подобного рода – надо было построить административное здание площадью 12 тысяч квадратных метров. За 20 лет работы мы построили десятки таких зданий, а победила компания, которая была организована три месяца назад и не имела вообще никакого опыта. Они получили заказ на строительство и обратились к нам, чтобы мы выполнили генподрядные или субподрядные работы. Цены они снижают на 20 процентов, а это ниже себестоимости, то есть рентабельность выходит отрицательная. Мы, конечно, отказываемся выполнять такие работы.
– Ваше мнение по поводу саморегулирования: что могли бы сказать своим коллегам, которые еще не вступили в СРО и не получили допуски, надеясь на продление системы лицензирования?
– Переход на систему саморегулирования – самое важное в отрасли, что произошло за последние 1,5-2 года. Саморегулирование значительно лучше, чем лицензирование, ведь лицензии просто-напросто покупались. Сегодня компании, входящие в СРО, несут ответственность друг за друга. Я советую всем, кто еще не вступил в СРО, быстрее это сделать. Про лицензирование надо забыть.
– Ждет ли нас в посткризисное время «укрупнение» рынка, когда мелкие и средние застройщики будут поглощены или вытеснены более крупными и на плаву останутся только мощные корпорации?
– Всегда считал и буду считать впредь, что экономику двигает мелкий и средний бизнес. Надежда на крупные корпорации – это фикция, крупные корпорации могут быть в нефтяных, газовых, энергетических сферах экономики, а строительство должно развиваться через средние и мелкие компании. Средние компании должны выполнять роль генподрядных, управляющих и девелоперских структур, а мелкие – субподрядных компаний.
– Каковы перспективы развития строительного рынка в Петербурге в обозримом будущем – ближайший год? Каким видится место вашей компании на этом рынке через год?
– Сегодня идет стабилизация строительного рынка, она продлится где-то 1,5 года с небольшим ростом, затем пойдет активный рост строительства и, соответственно, активный рост предложения. Вся беда в том, что с августа прошлого года строители практически не начинали новые проекты. Сдача тех объектов, которые должны были открываться в этот период, перейдет на 2010-2011 год, возникнет временный дефицит предложения. За счет стабилизации экономики увеличится спрос, соответственно, цены начнут расти. Рынок недвижимости активизируется и подтолкнет строительный рынок к активному созданию этой недвижимости.
Наша компания, я считаю, останется одним из лидеров на Северо-Западе, но получит более мощное региональное развитие. Мы планируем строить примерно 50 процентов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чуть меньше 50 процентов – в Москве и Московской области, ну и 2-3 процента – в остальных регионах.
– Какие из мер господдержки отрасли вы могли бы назвать успешными, а какие – спорными?
– Я уже говорил, что господдержка компаниям не нужна и не должна оказываться. Увеличение бюджета на строительство социального жилья для военнослужащих, ветеранов, пенсионеров лишь спасло те мелкие компании, которые до кризиса работали неэффективно и строили некачественно. А те компании, которые строили хорошо, не получили никакой господдержки. Они выживали и выживают самостоятельно.
Основное направление господдержки должно быть направлено на стимулирование потребительского спроса, а волевое снижение цены квадратного метра до минимума, ниже себестоимости, расшатало рынок недвижимости, внесло сумятицу. Люди ждали, когда цены упадут до самого низкого предела.
Подчеркну еще раз: господдержка должна быть направлена на стимулирование потребительского спроса и на инженерную подготовку всех территорий за счет бюджета. Кроме того, власть должна объявить налоговые каникулы во время кризиса по уплате налога на аренду земельных участков, дать отсрочку оплаты за инфраструктуру на 2 года, отсрочку налога на прибыль прошедших лет, которую предприятия могли бы пустить на развитие новых проектов и развитие компании. Вот это была бы господдержка.
– Что позволяет вашей компании так долго лидировать в строительной отрасли Северо-Запада, преодолевать трудные времена и двигаться дальше?
– Несколько вещей. Во-первых, правильно организованный менеджмент в компании. Как следствие – слаженная работа команды. Во-вторых, неагрессивная политика развития компании. Мы всегда продумывали стратегию развития, согласовывая ее и с финансовыми возможностями, и с потребностями рынка в нашей продукции. И, в-третьих, ориентация на клиента. Мы четко следим за рынком и предоставляем тот продукт, который в данный момент необходим нашим уважаемым клиентам.
– Как, на ваш взгляд, за время кризиса изменилось поведение покупателя? Что нового появилось в его запросах? Как вы можете охарактеризовать нынешнего, посткризисного, покупателя?
– Если до кризиса рынком управлял, по сути, производитель, то сегодня рынком управляет покупатель. Раньше любой продукт был востребован, но покупатель стал очень разборчивым: в первую очередь он обращает внимание на качество продукта, на цену, на то, как к нему относится застройщик.
Правда, есть среди покупателей и такие, которые гонятся в первую очередь за низкой ценой. Как правило, они и оказываются в сложных ситуациях, когда посредники продают с 40-процентным дисконтом квартиры, которые не оплачены, «зависшие» квартиры, квартиры, которые имеют большие «хвосты».
– С какими банками вы сейчас сотрудничаете в области проектного финансирования? С какими банками работаете по ипотечным программам? Изменилось ли поведение банков в последнее время, можно ли говорить, что финансисты повернулись к строителям лицом?
– Мы работаем со многими – это банк «Санкт-Петербург», ВТБ, Сбербанк, «Уралсиб», «Райффайзенбанк», «Альфа-банк» и многие другие. У нас заключено 19 договоров с банками по ипотечному кредитованию. В области проектного финансирования сегодня банкиры немного «не дозрели», но думаю, что уже через полгода-год они поймут, что необходимо вкладывать деньги в проекты. По линии обычного кредитования поведение банков в последнее время изменилось, это однозначно. Если 4-5 месяцев назад они вообще боялись выдавать кредиты, то сегодня настойчиво ищут надежных кредиторов и сами предлагают деньги. Другой вопрос, что ставки сегодня еще не настолько понизились, чтобы проекты при нынешних ценах получались рентабельными, поэтому к кредитам мы относимся очень и очень осторожно.
– Госзаказ – каковы особенности работы с ним? Насколько он интересен застройщику сейчас? Каковы подводные камни госзаказа?
– Сегодня госзаказ застройщику очень интересен. Покупать стали меньше, а мощности строительных компаний остались те же. Для застройщика это «палочка-выручалочка», чтобы не сокращать штат. Так что, с одной стороны, госзаказ – вещь позитивная.
С другой стороны, участвовать в различных тендерах довольно сложно даже нашей компании. Зачастую, несмотря на видимую открытость тендеров на госзаказ, уже заранее определен конкретный исполнитель. Ведь критерии, по которым определяют победителя, очень неразнообразны, и основной из них – кто сделает дешевле. Был случай, когда нас отстранили по формальным признакам – из-за отсутствия опыта выполнения работ подобного рода – надо было построить административное здание площадью 12 тысяч квадратных метров. За 20 лет работы мы построили десятки таких зданий, а победила компания, которая была организована три месяца назад и не имела вообще никакого опыта. Они получили заказ на строительство и обратились к нам, чтобы мы выполнили генподрядные или субподрядные работы. Цены они снижают на 20 процентов, а это ниже себестоимости, то есть рентабельность выходит отрицательная. Мы, конечно, отказываемся выполнять такие работы.
– Ваше мнение по поводу саморегулирования: что могли бы сказать своим коллегам, которые еще не вступили в СРО и не получили допуски, надеясь на продление системы лицензирования?
– Переход на систему саморегулирования – самое важное в отрасли, что произошло за последние 1,5-2 года. Саморегулирование значительно лучше, чем лицензирование, ведь лицензии просто-напросто покупались. Сегодня компании, входящие в СРО, несут ответственность друг за друга. Я советую всем, кто еще не вступил в СРО, быстрее это сделать. Про лицензирование надо забыть.
– Ждет ли нас в посткризисное время «укрупнение» рынка, когда мелкие и средние застройщики будут поглощены или вытеснены более крупными и на плаву останутся только мощные корпорации?
– Всегда считал и буду считать впредь, что экономику двигает мелкий и средний бизнес. Надежда на крупные корпорации – это фикция, крупные корпорации могут быть в нефтяных, газовых, энергетических сферах экономики, а строительство должно развиваться через средние и мелкие компании. Средние компании должны выполнять роль генподрядных, управляющих и девелоперских структур, а мелкие – субподрядных компаний.
– Каковы перспективы развития строительного рынка в Петербурге в обозримом будущем – ближайший год? Каким видится место вашей компании на этом рынке через год?
– Сегодня идет стабилизация строительного рынка, она продлится где-то 1,5 года с небольшим ростом, затем пойдет активный рост строительства и, соответственно, активный рост предложения. Вся беда в том, что с августа прошлого года строители практически не начинали новые проекты. Сдача тех объектов, которые должны были открываться в этот период, перейдет на 2010-2011 год, возникнет временный дефицит предложения. За счет стабилизации экономики увеличится спрос, соответственно, цены начнут расти. Рынок недвижимости активизируется и подтолкнет строительный рынок к активному созданию этой недвижимости.
Наша компания, я считаю, останется одним из лидеров на Северо-Западе, но получит более мощное региональное развитие. Мы планируем строить примерно 50 процентов в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, чуть меньше 50 процентов – в Москве и Московской области, ну и 2-3 процента – в остальных регионах.
– Какие из мер господдержки отрасли вы могли бы назвать успешными, а какие – спорными?
– Я уже говорил, что господдержка компаниям не нужна и не должна оказываться. Увеличение бюджета на строительство социального жилья для военнослужащих, ветеранов, пенсионеров лишь спасло те мелкие компании, которые до кризиса работали неэффективно и строили некачественно. А те компании, которые строили хорошо, не получили никакой господдержки. Они выживали и выживают самостоятельно.
Основное направление господдержки должно быть направлено на стимулирование потребительского спроса, а волевое снижение цены квадратного метра до минимума, ниже себестоимости, расшатало рынок недвижимости, внесло сумятицу. Люди ждали, когда цены упадут до самого низкого предела.
Подчеркну еще раз: господдержка должна быть направлена на стимулирование потребительского спроса и на инженерную подготовку всех территорий за счет бюджета. Кроме того, власть должна объявить налоговые каникулы во время кризиса по уплате налога на аренду земельных участков, дать отсрочку оплаты за инфраструктуру на 2 года, отсрочку налога на прибыль прошедших лет, которую предприятия могли бы пустить на развитие новых проектов и развитие компании. Вот это была бы господдержка.
рубрика:
Личное дело