Тривиальный театр
Проект фасадов второй сцены Мариинского театра, несмотря на жесткую критику петербургских архитекторов, все же получил одобрение градостроительного совета Санкт-Петербурга.
До предела сжатые сроки строительства новой оперной сцены стали главной причиной утверждения архитектурной концепции канадской компании Diamond & Schmitt Architects.
Канадское бюро Diamond & Schmitt Architects подготовило четыре варианта проекта второй сцены Мариинского театра, и ни один из них в полной мере не устроил участников градостроительного совета. В каждом из вариантов были представлены фасады в виде глухих стен. Отличия проектируемых фасадов заключаются лишь в различных конфигурациях окон и эркеров, которые, по мнению автора проекта архитектора Джека Даймонда, «облегчают» глухие стены. На крыше нового театра архитекторы предлагают создать стеклянный козырек, версии которого также заключаются в разных конфигурациях. Канадские проектировщики уверены, что крыша нового здания Мариинского театра будет бесспорно оригинальной, если сделать ее зеленой зоной. Как ноу-хау была представлена версия обустройства главного входа в здание театра. Архитекторы из Торонто предусмотрели центральный вход сбоку, со стороны Крюкова канала, объясняя это тем, что улица Декабристов слишком узкая для таких целей. Между тем отметим, что обустройство входа сбоку было задумано еще в проекте французского архитектора Доминика Перро и утверждено Главгосэкспертизой.
Проект новой сцены Мариинского театра полностью повторяет архитектуру здания оперного театра в Торонто, спроектированного также бюро Diamond & Schmitt Architects. Главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев на всякий случай предупредил коллег о том, что художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев одобрил все проектные решения. Более того, Юрий Митюрев видел прототип будущей Мариинки-2 – реальное здание, на его взгляд, выглядит гораздо лучше, чем чертежи. Однако для участников градостроительного совета эти слова оказались малоубедительными. Глухие фасадные стены, по мнению петербургских архитекторов, не дотягивают до уровня Мариинского театра. Архитектор Михаил Сарри заявил, что канадский проект уступает даже зданию концертного зала «Октябрьский». «В проекте Diamond & Schmitt Architects представлена довольно крепкая функциональная схема, но если не умеешь рисовать фасады – рисуй фасады со смещенными окнами, что архитекторы и видят, – отмечает Михаил Сарри. – Для Мариинского театра одного этого приема явно недостаточно». Архитекторы признаются, что рассчитывали увидеть уникальное сооружение, а увидели «набор унификаций и штампов». По мнению архитектора Марка Рейнберга, спроектированное здание нельзя назвать театром. «Это функциональная пристройка к основному зданию Мариинского театра, – говорит Марк Рейнберг. – Пусть это будет лишь дополнением, и чем скромнее оно будет, тем правильнее».
Признавая тривиальность проекта, рецензент Юрий Земцов посчитал, что другой вариант канадским коллегам было сложно представить по объективным причинам. Архитектор напомнил, что еще в 2003 году ни один из участников первого конкурса на проектирование второй сцены Мариинского театра не смог вместить проектируемое здание на территории, выделенной под строительство. По канадской версии, новая оперная сцена представляет собой даже не здание, а целый квартал, ограниченный улицами. «Это дом-квартал, дух места заставляет к нему так относиться», – отмечает Юрий Земцов.
Высказав резко отрицательную оценку проекта, архитекторы вынужденно согласились с тем, что концепцию нужно утвердить. Иначе длительное согласование проектных предложений неизбежно скажется на сроках строительства театра, которые сжаты до предела. Напомним, строительство второй сцены Мариинского театра федеральные власти планируют завершить до конца 2011 года.
«Можно констатировать, что функциональная схема театра утверждена, – говорит Юрий Митюрев. – Главенствующую роль играет все же существующее здание Мариинского театра. Уверен, что команда Diamond & Schmitt Architects справится с задачей». Канадским архитекторам петербургские коллеги рекомендовали серьезно поработать над фасадами.
До предела сжатые сроки строительства новой оперной сцены стали главной причиной утверждения архитектурной концепции канадской компании Diamond & Schmitt Architects.
Канадское бюро Diamond & Schmitt Architects подготовило четыре варианта проекта второй сцены Мариинского театра, и ни один из них в полной мере не устроил участников градостроительного совета. В каждом из вариантов были представлены фасады в виде глухих стен. Отличия проектируемых фасадов заключаются лишь в различных конфигурациях окон и эркеров, которые, по мнению автора проекта архитектора Джека Даймонда, «облегчают» глухие стены. На крыше нового театра архитекторы предлагают создать стеклянный козырек, версии которого также заключаются в разных конфигурациях. Канадские проектировщики уверены, что крыша нового здания Мариинского театра будет бесспорно оригинальной, если сделать ее зеленой зоной. Как ноу-хау была представлена версия обустройства главного входа в здание театра. Архитекторы из Торонто предусмотрели центральный вход сбоку, со стороны Крюкова канала, объясняя это тем, что улица Декабристов слишком узкая для таких целей. Между тем отметим, что обустройство входа сбоку было задумано еще в проекте французского архитектора Доминика Перро и утверждено Главгосэкспертизой.
Проект новой сцены Мариинского театра полностью повторяет архитектуру здания оперного театра в Торонто, спроектированного также бюро Diamond & Schmitt Architects. Главный архитектор Санкт-Петербурга Юрий Митюрев на всякий случай предупредил коллег о том, что художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев одобрил все проектные решения. Более того, Юрий Митюрев видел прототип будущей Мариинки-2 – реальное здание, на его взгляд, выглядит гораздо лучше, чем чертежи. Однако для участников градостроительного совета эти слова оказались малоубедительными. Глухие фасадные стены, по мнению петербургских архитекторов, не дотягивают до уровня Мариинского театра. Архитектор Михаил Сарри заявил, что канадский проект уступает даже зданию концертного зала «Октябрьский». «В проекте Diamond & Schmitt Architects представлена довольно крепкая функциональная схема, но если не умеешь рисовать фасады – рисуй фасады со смещенными окнами, что архитекторы и видят, – отмечает Михаил Сарри. – Для Мариинского театра одного этого приема явно недостаточно». Архитекторы признаются, что рассчитывали увидеть уникальное сооружение, а увидели «набор унификаций и штампов». По мнению архитектора Марка Рейнберга, спроектированное здание нельзя назвать театром. «Это функциональная пристройка к основному зданию Мариинского театра, – говорит Марк Рейнберг. – Пусть это будет лишь дополнением, и чем скромнее оно будет, тем правильнее».
Признавая тривиальность проекта, рецензент Юрий Земцов посчитал, что другой вариант канадским коллегам было сложно представить по объективным причинам. Архитектор напомнил, что еще в 2003 году ни один из участников первого конкурса на проектирование второй сцены Мариинского театра не смог вместить проектируемое здание на территории, выделенной под строительство. По канадской версии, новая оперная сцена представляет собой даже не здание, а целый квартал, ограниченный улицами. «Это дом-квартал, дух места заставляет к нему так относиться», – отмечает Юрий Земцов.
Высказав резко отрицательную оценку проекта, архитекторы вынужденно согласились с тем, что концепцию нужно утвердить. Иначе длительное согласование проектных предложений неизбежно скажется на сроках строительства театра, которые сжаты до предела. Напомним, строительство второй сцены Мариинского театра федеральные власти планируют завершить до конца 2011 года.
«Можно констатировать, что функциональная схема театра утверждена, – говорит Юрий Митюрев. – Главенствующую роль играет все же существующее здание Мариинского театра. Уверен, что команда Diamond & Schmitt Architects справится с задачей». Канадским архитекторам петербургские коллеги рекомендовали серьезно поработать над фасадами.
рубрика:
Архитектура
автор:
Марина Голокова