Рынок встал. Рынок стал приличнее

О том, как риэлторское сообщество борется с кризисом и непрофессионализмом его отдельных членов, скольким агентствам недвижимости удалось остаться на плаву и где они обмениваются информацией между собой, «Строительному Еженедельнику» рассказала президент Ассоциации риэлторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Екатерина Романенко.

– Екатерина Владимировна, как экономические трудности отразились на работе городских агентств недвижимости и деятельности вашей Ассоциации?
– Последний год был очень непростым. Когда все неожиданно поняли, что то, о чем так долго говорили большевики, свершилось и кризис действительно пришел в нашу страну, – рынок встал. А ведь для риэлторов не особенно важны цены сделок. Гораздо важнее, чтобы эти сделки совершались. Сокращение объемов продаж особенно повлияло на деятельность крупных компаний. Многим из них пришлось серьезно оптимизировать свои бюджеты, сократить штаты, порезать рекламные бюджеты. Но, к чести петербургского рынка, нам удалось избежать закрытия крупных компаний, при которых пострадали бы клиенты. Клиентские деньги – это табу.
Что касается Ассоциации, то нам удалось не только сохранить, но и увеличить количество действительных членов. В ситуации экономической нестабильности мы в очередной раз оправдали свой статус основной площадки для обмена мнениями и опытом между профессионалами. И, несмотря на трудности, мы создали при Ассоциации три новых комитета – зарубежный, коммерческий и антикризисного управления.
– Чем занимался антикризисный комитет? Какие меры удалось внедрить на практике?
– Мы рассматривали самый широкий спектр проблем: вопросы взаимоотношений риэлторов с коллекторскими агентствами, работу с квартирами, продающимися из-под залога, и прочее. Это был некий мозговой штурм, который мы постарались перевести в конкретные действия. Большая работа легла на плечи исполнительной дирекции. Например, в этом году нам удалось добиться корпоративных скидок для членов Ассоциации. В частности, мы договорились о значительных скидках с двумя самыми крупными участниками рынка – группами компаний «Бюллетень недвижимости» и «Из рук в руки». Значительное внимание было уделено развитию собственных интернет-ресурсов, которые могли бы стать в том числе и альтернативными рекламными площадками для фирм, входящих в Ассоциацию. Мы реанимировали интернет-проект www.dom78.ru, в который в свое время было вложено много сил, времени и средств. Здесь в онлайн-режиме можно подобрать объект недвижимости по базам всех крупнейших агентств недвижимости Петербурга. Ресурс удобен и для профессионалов – есть возможность оперативного обмена информацией. Кроме того, на нашем сайте www.arspb.ru была создана зона, где мы обмениваемся информацией о мошенниках, проблемных сделках и объектах. Эта информация для внутреннего пользования. Мы не можем публиковать ее в открытых источниках, поскольку нельзя назвать человека мошенником, если это не доказано судом. Но привлечь внимание своих коллег мы можем.
– При Ассоциации действует комиссия по профессиональной этике, куда клиент может обратиться с жалобой на то или иное агентство недвижимости. Увеличилось ли количество обращений в конфликтную комиссию за этот год?
– Фирмы не стали работать хуже, если вы это имеете в виду. Число обращений в комиссию по профессиональной этике практически не изменилось. Да и конфликты сейчас стали другого плана. Раньше разбирались более серьезные дела: вплоть до того, что клиенты оставались без жилья, или от них требовали большой доплаты. Были явные проколы, которые вызывали не только разбирательства по этому делу внутри компании, но и доходили до суда. На примере таких дел были выработаны правила и стандарты работы риэлторского бизнеса. Ведь Ассоциация была создана для того, чтобы делать рынок более цивилизованным, а бизнес участников – более успешным. По части цивилизации рынка мы сделали достаточно много за те 16 лет, которые существуем. Сейчас уровень проблем, которые выносятся на рассмотрение комиссии гораздо скромнее (например, невозврат авансов). Рынок стал приличнее. Но, к сожалению, за кризисный год увеличилось число агентов, которые пошли «левачить». Что очень рискованно для нашего бизнеса в целом. Хотя работа на сторону и не афишируется этими агентами, клиент сразу понимает, что работает с частником…
– И от этого страдает заслуженная годами упорной работы репутация компании.
– Беда даже не в этом. Хорошо, если за результат непрофессионализма отдельных агентов может ответить конкретная компания. Чаще же клиент остается один на один со своими проблемами. По данным Росрегистрации, уровень мошенничества на рынке за последний год возрос. Они, конечно, оценивают его косвенно: по числу приостановок регистрации объектов недвижимости, количеству судебных дел и пр. Но и этого достаточно, чтобы понять, что в стремлении сэкономить многие граждане все чаще стали прибегать к услугам частных агентов. Людям кажется, что в агентстве будет дороже или их личный риэлтор – надежнее. Это большое заблуждение. Слава Богу, если все складывается удачно. Но статистика говорит об обратном. Я не хочу сказать, что дорогая услуга – обязательно качественная. Цена услуги напрямую с ее качеством не связана. Но то, что клиенты агентств недвижимости лучше защищены, – это факт.
рубрика: Бизнес
автор: Дмитрий Кирман
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.