Александр Орт: Жизнь расслабиться не дает
Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга начала работу в январе 2005 года. За 5 лет проведена госэкспертиза 10 тысяч проектов, благодаря работе профессионального коллектива сэкономлены миллионы рублей городской и федеральной казны. Приняты в эксплуатацию сотни жилых домов, промышленных, социальных и административных зданий и сооружений.
О том, как работают эксперты и чем живет сегодня Служба, рассказывает ее бессменный руководитель Александр Орт.
– Пять лет вы руководите Службой. Приоткройте завесу – тяжело ли управлять таким коллективом?
– Когда в коллективе работают профессионалы, то сложностей нет. Самое главное – правильно поставить задачу, и она будет выполнена. В нашем коллективе я уверен, потому что в Службе работают только высококвалифицированные специалисты.
– Не возникало ли у вас желания сменить профессию?
– В моей профессиональной карьере были разные этапы работы: в системе подрядчиков, в системе заказчиков, и вот уже 8 лет посвящены системе надзора. Учитывая, что мы живем в эпоху больших перемен и преобразований, – скучать не приходится. Мы находимся на острие событий: законодательство меняется, мы на ходу перестраиваемся. В начале нынешнего года мне показалось, что система достаточно отлажена и я могу больше времени посвятить творчеству и науке, но это было ложное чувство – жизнь расслабиться не дает.
– Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек, работающий в системе строительного надзора?
– Чистые руки, горячее сердце и холодная голова. А если серьезно – нужно уметь самостоятельно принимать решения и быть независимым от обстоятельств. Если у человека есть какая-то зависимость, он не сможет надзирать от лица государства и поступать по закону.
– Александр Иванович, что знакового произошло в работе Службы в уходящем году?
– Наконец-то все управления и отделы Службы объединились и находятся по одному адресу. При Службе созданы ГУ «Центр экспертно-технического сопровождения» и ГАУ «Центр государственной экспертизы».
Основной показатель нашей работы – ввод жилья и других объектов. Подводить итоги еще рано, но на седьмом Съезде строителей губернатор определила нашу цель – 2,3 миллиона квадратных метров жилья. На сегодняшний день мы имеем уже 1,5 миллиона «квадратов» и, несмотря на кризис и перенос сроков, по нашим предварительным прогнозам, к концу года могут быть сданы еще 800 тысяч метров.
– В кризис многие строители обращаются за продлением сроков строительства, для некоторых – кризис лишь повод. Как вы относитесь к факту продления сроков? Как определить, нужно это компании или она лишь тянет время?
– В одночасье это не искоренить и не отменить. У некоторых организаций есть объективные причины продления сроков, например, проблемы с подключением к энергоресурсам, а для других кризис – лишь благовидный предлог. У нас в Службе принято решение не продлевать разрешения на подготовительные работы более чем на год. За это время можно решить все проблемы. Был период, когда разрешения на подготовительные работы длились по 2-3 года. В таком случае справедливо отбирать участки и отдавать их на торги, чтобы строили те, кто может. Если же разрешение на строительство получено, а стройка стоит, то нужно рассматривать каждый случай индивидуально. Кому-то требуется помочь в силу объективных причин, а с кого-то придется спросить построже.
– Нынешний год прошел под эгидой противодействия коррупции. Служба приняла собственную программу по борьбе с этим явлением, насколько это действенные меры?
– В июле этого года мы приняли свою программу по борьбе с коррупцией, разместили ее на сайте Службы. Одно из мероприятий этой программы мы выполнили в полной мере – это разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. 1 декабря я утвердил четыре регламента по осуществлению госстройнадзора, выдаче ордера, разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Административные регламенты позволили более четко прописать порядок работы Службы по этим направлениям, и, я уверен, это повлияет на повышение эффективности нашей работы. Вообще считается, что надзорные органы относятся к группе риска. Ежегодно у нас проходят прокурорские проверки. Но пока ведомство выдерживает их без потрясений. Внутри коллектива было несколько напряженных моментов со сроками исполнения наших обязательств, но мы быстро с этим разобрались.
– С 15 по 30 октября 2009 года проходило публичное обсуждение проекта административного регламента «осуществление государственного строительного надзора». Как оно прошло? Каких изменений в связи с этим можно ожидать?
– Стоит отметить, что мы одни из первых среди органов исполнительной власти завершили работу по административным регламентам. Сегодня мы имеем три услуги и одну функцию. Эти регламенты были утверждены в том числе комиссией, которая курирует проведение административной реформы в Санкт-Петербурге. В связи с реорганизацией и образованием государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы» у нас останется один недоработанный регламент по госэкспертизе. В процессе подготовки регламентов мы обратились за отзывами в бизнес-сообщество. От «Союзпетростроя» нам пришел отзыв о том, что введение административных регламентов позволит разграничить ответственность между органом государственной власти, инвесторами и строителями, более четко регламентировать порядок оказания услуг нашей Службой.
– Что может измениться с первого января, после отмены лицензирования? Станет ли у Службы меньше работы?
– С самых первых дней я говорил, что внедрение саморегулирования никак не должно повлиять на работу государственных надзорных органов. Создание СРО, напротив, должно помогать в решении государственных задач, стоящих перед госстройнадзором. Поправки в Градостроительный кодекс 2008 года закрепили за государством вопросы, связанные с безопасностью, устойчивостью и надежностью строительных объектов. А все, что относится к так называемому бытовому качеству, является элементом строительного контроля и может вменяться строительному сообществу.
– А как быть с выдачей допусков на работы, влияющие на безопасность строительства? Их же выдает СРО?
– Ну, на посев газона допуск выдавать и не требуется. Саморегулируемые организации действительно выдают допуски на проведение работ, связанных с безопасностью строительства. Они выдаются тем компаниям, которые соответствуют определенным требованиям. Строить должны профессионалы, специалисты, и это необходимо контролировать. Если ты получил допуск, это значит, что у тебя квалифицированный, обученный персонал, который несет ответственность за все последствия.
– По вашему мнению, появление СРО в строительстве окажет позитивное влияние на качество нашей стройки?
– Строительная отрасль развивается по спирали. В нашей истории уже был период, когда все разбегались по своим углам, не составили исключение и строительные организации. Все главки и объединения были в один момент упразднены, и каждая фирма заняла свою ячейку. Как все мы знаем, ни к чему хорошему это не привело. Было утрачено даже элементарное общение с коллегами. Время показало, что покорять рынок нужно вместе. СРО – это возвращение к работе в единой команде. И если саморегулируемая организация принимает фирму к себе, то она несет за нее консолидированную ответственность. В этом случае провинившаяся компания будет наказана вплоть до исключения из профессионального сообщества.
– А что объединяет вашу команду профессионалов?
– Нас объединяет профессионализм и интерес к работе. Придя в этот коллектив, я не стал ломать его структуру. Со временем нам пришлось расстаться с парой деструктивных коллег, но в большинстве своем коллектив понял и принял мои требования, главные из которых – способность мыслить, анализировать и принимать самостоятельные решения. С другой стороны, я не забываю, что каждый сотрудник индивидуален. Кроме этого, мы стараемся поддерживать корпоративную культуру: празднуем День строителя, Новый год и выезжаем на природу в день здоровья.
– А чувство юмора относится к числу необходимых качеств сотрудников Службы?
– Конечно. Без него нам было бы очень сложно работать!
– Расскажите, пожалуйста, любимую байку или анекдот.
– Случаются курьезы. Например, на съезде строителей Максим Шубарев высказался по поводу возможного продления инвестиционных каникул для некоторых строителей. Но губернатор Валентина Матвиенко однозначно ответила: «Каникулы кончились и пора в школу. Собираем книжки и идем учиться!»
А что касается анекдотов, этот из последних понравившихся. Исаак ворочается в постели и никак не может заснуть. Сара его спрашивает: «Что случилось, почему ты не спишь?» – «Понимаешь, Сара, я взял в долг у Абрама, пришла пора отдавать…» Сара встает, стучит в стену и кричит: «Абрам! Мой муж тебе должен денег, так вот, он тебе их никогда не отдаст!» Потом ложится обратно в постель и говорит: «Все, теперь можешь спать. Пусть теперь Абрам ворочается».
О том, как работают эксперты и чем живет сегодня Служба, рассказывает ее бессменный руководитель Александр Орт.
– Пять лет вы руководите Службой. Приоткройте завесу – тяжело ли управлять таким коллективом?
– Когда в коллективе работают профессионалы, то сложностей нет. Самое главное – правильно поставить задачу, и она будет выполнена. В нашем коллективе я уверен, потому что в Службе работают только высококвалифицированные специалисты.
– Не возникало ли у вас желания сменить профессию?
– В моей профессиональной карьере были разные этапы работы: в системе подрядчиков, в системе заказчиков, и вот уже 8 лет посвящены системе надзора. Учитывая, что мы живем в эпоху больших перемен и преобразований, – скучать не приходится. Мы находимся на острие событий: законодательство меняется, мы на ходу перестраиваемся. В начале нынешнего года мне показалось, что система достаточно отлажена и я могу больше времени посвятить творчеству и науке, но это было ложное чувство – жизнь расслабиться не дает.
– Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек, работающий в системе строительного надзора?
– Чистые руки, горячее сердце и холодная голова. А если серьезно – нужно уметь самостоятельно принимать решения и быть независимым от обстоятельств. Если у человека есть какая-то зависимость, он не сможет надзирать от лица государства и поступать по закону.
– Александр Иванович, что знакового произошло в работе Службы в уходящем году?
– Наконец-то все управления и отделы Службы объединились и находятся по одному адресу. При Службе созданы ГУ «Центр экспертно-технического сопровождения» и ГАУ «Центр государственной экспертизы».
Основной показатель нашей работы – ввод жилья и других объектов. Подводить итоги еще рано, но на седьмом Съезде строителей губернатор определила нашу цель – 2,3 миллиона квадратных метров жилья. На сегодняшний день мы имеем уже 1,5 миллиона «квадратов» и, несмотря на кризис и перенос сроков, по нашим предварительным прогнозам, к концу года могут быть сданы еще 800 тысяч метров.
– В кризис многие строители обращаются за продлением сроков строительства, для некоторых – кризис лишь повод. Как вы относитесь к факту продления сроков? Как определить, нужно это компании или она лишь тянет время?
– В одночасье это не искоренить и не отменить. У некоторых организаций есть объективные причины продления сроков, например, проблемы с подключением к энергоресурсам, а для других кризис – лишь благовидный предлог. У нас в Службе принято решение не продлевать разрешения на подготовительные работы более чем на год. За это время можно решить все проблемы. Был период, когда разрешения на подготовительные работы длились по 2-3 года. В таком случае справедливо отбирать участки и отдавать их на торги, чтобы строили те, кто может. Если же разрешение на строительство получено, а стройка стоит, то нужно рассматривать каждый случай индивидуально. Кому-то требуется помочь в силу объективных причин, а с кого-то придется спросить построже.
– Нынешний год прошел под эгидой противодействия коррупции. Служба приняла собственную программу по борьбе с этим явлением, насколько это действенные меры?
– В июле этого года мы приняли свою программу по борьбе с коррупцией, разместили ее на сайте Службы. Одно из мероприятий этой программы мы выполнили в полной мере – это разработка и утверждение административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. 1 декабря я утвердил четыре регламента по осуществлению госстройнадзора, выдаче ордера, разрешения на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию.
Административные регламенты позволили более четко прописать порядок работы Службы по этим направлениям, и, я уверен, это повлияет на повышение эффективности нашей работы. Вообще считается, что надзорные органы относятся к группе риска. Ежегодно у нас проходят прокурорские проверки. Но пока ведомство выдерживает их без потрясений. Внутри коллектива было несколько напряженных моментов со сроками исполнения наших обязательств, но мы быстро с этим разобрались.
– С 15 по 30 октября 2009 года проходило публичное обсуждение проекта административного регламента «осуществление государственного строительного надзора». Как оно прошло? Каких изменений в связи с этим можно ожидать?
– Стоит отметить, что мы одни из первых среди органов исполнительной власти завершили работу по административным регламентам. Сегодня мы имеем три услуги и одну функцию. Эти регламенты были утверждены в том числе комиссией, которая курирует проведение административной реформы в Санкт-Петербурге. В связи с реорганизацией и образованием государственного автономного учреждения «Центр государственной экспертизы» у нас останется один недоработанный регламент по госэкспертизе. В процессе подготовки регламентов мы обратились за отзывами в бизнес-сообщество. От «Союзпетростроя» нам пришел отзыв о том, что введение административных регламентов позволит разграничить ответственность между органом государственной власти, инвесторами и строителями, более четко регламентировать порядок оказания услуг нашей Службой.
– Что может измениться с первого января, после отмены лицензирования? Станет ли у Службы меньше работы?
– С самых первых дней я говорил, что внедрение саморегулирования никак не должно повлиять на работу государственных надзорных органов. Создание СРО, напротив, должно помогать в решении государственных задач, стоящих перед госстройнадзором. Поправки в Градостроительный кодекс 2008 года закрепили за государством вопросы, связанные с безопасностью, устойчивостью и надежностью строительных объектов. А все, что относится к так называемому бытовому качеству, является элементом строительного контроля и может вменяться строительному сообществу.
– А как быть с выдачей допусков на работы, влияющие на безопасность строительства? Их же выдает СРО?
– Ну, на посев газона допуск выдавать и не требуется. Саморегулируемые организации действительно выдают допуски на проведение работ, связанных с безопасностью строительства. Они выдаются тем компаниям, которые соответствуют определенным требованиям. Строить должны профессионалы, специалисты, и это необходимо контролировать. Если ты получил допуск, это значит, что у тебя квалифицированный, обученный персонал, который несет ответственность за все последствия.
– По вашему мнению, появление СРО в строительстве окажет позитивное влияние на качество нашей стройки?
– Строительная отрасль развивается по спирали. В нашей истории уже был период, когда все разбегались по своим углам, не составили исключение и строительные организации. Все главки и объединения были в один момент упразднены, и каждая фирма заняла свою ячейку. Как все мы знаем, ни к чему хорошему это не привело. Было утрачено даже элементарное общение с коллегами. Время показало, что покорять рынок нужно вместе. СРО – это возвращение к работе в единой команде. И если саморегулируемая организация принимает фирму к себе, то она несет за нее консолидированную ответственность. В этом случае провинившаяся компания будет наказана вплоть до исключения из профессионального сообщества.
– А что объединяет вашу команду профессионалов?
– Нас объединяет профессионализм и интерес к работе. Придя в этот коллектив, я не стал ломать его структуру. Со временем нам пришлось расстаться с парой деструктивных коллег, но в большинстве своем коллектив понял и принял мои требования, главные из которых – способность мыслить, анализировать и принимать самостоятельные решения. С другой стороны, я не забываю, что каждый сотрудник индивидуален. Кроме этого, мы стараемся поддерживать корпоративную культуру: празднуем День строителя, Новый год и выезжаем на природу в день здоровья.
– А чувство юмора относится к числу необходимых качеств сотрудников Службы?
– Конечно. Без него нам было бы очень сложно работать!
– Расскажите, пожалуйста, любимую байку или анекдот.
– Случаются курьезы. Например, на съезде строителей Максим Шубарев высказался по поводу возможного продления инвестиционных каникул для некоторых строителей. Но губернатор Валентина Матвиенко однозначно ответила: «Каникулы кончились и пора в школу. Собираем книжки и идем учиться!»
А что касается анекдотов, этот из последних понравившихся. Исаак ворочается в постели и никак не может заснуть. Сара его спрашивает: «Что случилось, почему ты не спишь?» – «Понимаешь, Сара, я взял в долг у Абрама, пришла пора отдавать…» Сара встает, стучит в стену и кричит: «Абрам! Мой муж тебе должен денег, так вот, он тебе их никогда не отдаст!» Потом ложится обратно в постель и говорит: «Все, теперь можешь спать. Пусть теперь Абрам ворочается».
рубрика:
5 лет на «отлично»