Виталий Григоренко: «Мы все должны быть партнерами на строительном рынке»
О работе комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области рассказал нашей газете председатель комитета Виталий Григоренко.
– Виталий Сергеевич, часто застройщики считают государственный строительный надзор структурой, существенно тормозящей процесс строительства. Так ли это на самом деле?
– Застройщики действительно часто считают строительный надзор очередным административным барьером. Тем не менее считаю, что в нашем ведомстве не все так плохо. Мы постоянно занимаемся совершенствованием законодательства для того, чтобы застройщикам было проще решать многие вопросы. В частности, недавно нами был разработан документ (и он уже прошел согласительную комиссию среди заинтересованных лиц в правительстве Ленинградской области), который увеличивает перечень случаев, при которых выдача разрешений на строительство при выполнении определенных условий принципиально не требуется.
Вопрос снижения административных барьеров – очень серьезный, рассматривается на уровне Правительства РФ и губернатора Ленинградской области. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы этих барьеров стало меньше.
– Какие нарушения в строительной сфере сегодня наиболее характерны?
– Правительством Ленинградской области 25 июня текущего года принято постановление № 151, согласно которому комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы наделен новыми полномочиями и функциями. Основные из них – организация и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета; осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
К сожалению, мы наблюдаем очень много нарушений в этой области.
Некоторые недобросовестные застройщики вместо получения заключения государственного строительного надзора пытаются решить вопрос с муниципалитетом и получить разрешение на ввод объекта. Для пресечения такого нарушения мы принимаем все меры – вплоть до отзыва такого разрешения и применения административных мер в отношении того, кто выдал такой документ. Мы также обращаемся в регистрационную палату для приостановления регистрации таких объектов.
Важно, чтобы застройщики понимали суть своих взаимоотношений с муниципальными образованиями. Очень часто застройщики сталкиваются с тем, что, например, при получении разрешения на строительство муниципальное образование начинает выдвигать требования, не предусмотренные в Градостроительном кодексе. Это нарушение законодательства. Мы считаем, что в таких случаях застройщики должны бороться за свои права, обращаться в суд или в государственный строительный надзор. Мы обязательно отреагируем – вплоть до обращения в прокуратуру.
Однако, к сожалению, очень часто застройщики не хотят ссориться с муниципалами и идут у них на поводу. Но давайте же будем партнерами на строительном рынке, поднимите свое реноме застройщика, докажите, что вы соблюдаете закон!
Другой больной вопрос как для Ленинградской области, так и для всей страны в целом – долевое строительство. Проблема заключается в том, что часто застройщики, возводя многоквартирные жилые дома, пытаются уйти от регистрации договоров с дольщиками, как это полагается согласно 214-ФЗ, ссылаясь на Гражданский кодекс, который трактует понятие предварительных договоров. Это нарушение 214-ФЗ, и мы его жестко отслеживаем. Если застройщик с нами не согласен, вопрос решается в арбитражном суде. В большинстве мы выигрываем подобные споры. Застройщик строит не для себя – для людей, а они должны быть защищены законом.
Еще одна контрольная функция, появившаяся у комитета в этом году, – организация и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета. Это вопрос очень серьезный, он ложится дополнительным бременем на государственную экспертизу, которая должна отвечать за оценку достоверности сметной стоимости строительства бюджетных объектов.
Кроме того, в целях снижения административных барьеров при проектировании и строительстве объектов капитального строительства на территории региона, 13 ноября 2010 года постановлением правительства Ленинградской области № 295 было установлено, что государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий проводится ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области» в срок, не превышающий 40 дней. А в срок, не превышающий 20 дней будет проводиться государственная экспертиза: результатов инженерных изысканий; проектной документации в отношении жилых объектов капитального строительства; проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых полностью или частично финансируются за счет средств Российской Федерации, Ленинградской области, муниципальных образований.
Безусловно, проекты будут рассмотрены в соответствующие сроки, однако это не означает, что если застройщики будут предоставлять некачественно выполненные проекты, они получат положительное заключение экспертизы. А качество проектной документации зачастую оставляет желать лучшего. Это очень серьезная проблема, над которой нам всем нужно работать. Совместно с ГАУ «Леноблгосэкспертиза» мы разрабатываем соответствующую методику. Возможно, мы обратимся в правительство области с предложением о том, чтобы эта методика (не нарушая требований постановлений Правительства РФ № 87 и № 145) предусмотрела более широкие рамки рассмотрения проектов (особенно это касается линейных объектов).
– Как вы считаете, социальная ответственность застройщика со временем растет?
– На мой взгляд, со временем на плечи застройщиков ложится все большая ответственность. Так, некоторые застройщики выходят из-под контроля строительного надзора, занимаясь возведением малоэтажных объектов, государственный надзор за которыми, согласно законодательству, не требуется. Это, наоборот, накладывает на застройщиков дополнительную ответственность. Использовать непопулярные меры при строительстве таких объектов недопустимо! На застройщика ложится ответственность, предусмотренная статьей 60 Градостроительного кодекса («Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства»). Застройщик ответственен за то, что и как он строит.
– Сформулируйте, пожалуйста, ваше отношение к саморегулированию на нынешнем этапе.
– Пока СРО – это неустоявшиеся организации. Задачи, которые перед ними стоят, гораздо выше, чем набор участников. Эти задачи (необходимость их решения назрела) заключаются, в частности, в том, чтобы СРО контролировали неподнадзорные комитету объекты. Пока партнерства не проверяют эти объекты застройщиков, хотя по закону обязаны в той или иной степени проверять их. Я считаю это серьезным упущением. Задача СРО – не просто собирать и выдавать соответствующие допуски, но именно выполнять порученные законом функции.
– То есть должен начаться новый этап работы?
– Конечно. Этап, который позволит отсеять недобросовестных застройщиков либо привести их деятельность в соответствие с требованиями закона и строительных норм.
– Виталий Сергеевич, часто застройщики считают государственный строительный надзор структурой, существенно тормозящей процесс строительства. Так ли это на самом деле?
– Застройщики действительно часто считают строительный надзор очередным административным барьером. Тем не менее считаю, что в нашем ведомстве не все так плохо. Мы постоянно занимаемся совершенствованием законодательства для того, чтобы застройщикам было проще решать многие вопросы. В частности, недавно нами был разработан документ (и он уже прошел согласительную комиссию среди заинтересованных лиц в правительстве Ленинградской области), который увеличивает перечень случаев, при которых выдача разрешений на строительство при выполнении определенных условий принципиально не требуется.
Вопрос снижения административных барьеров – очень серьезный, рассматривается на уровне Правительства РФ и губернатора Ленинградской области. Мы со своей стороны делаем все возможное, чтобы этих барьеров стало меньше.
– Какие нарушения в строительной сфере сегодня наиболее характерны?
– Правительством Ленинградской области 25 июня текущего года принято постановление № 151, согласно которому комитет государственного строительного надзора и государственной экспертизы наделен новыми полномочиями и функциями. Основные из них – организация и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета; осуществление контроля за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности при выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
К сожалению, мы наблюдаем очень много нарушений в этой области.
Некоторые недобросовестные застройщики вместо получения заключения государственного строительного надзора пытаются решить вопрос с муниципалитетом и получить разрешение на ввод объекта. Для пресечения такого нарушения мы принимаем все меры – вплоть до отзыва такого разрешения и применения административных мер в отношении того, кто выдал такой документ. Мы также обращаемся в регистрационную палату для приостановления регистрации таких объектов.
Важно, чтобы застройщики понимали суть своих взаимоотношений с муниципальными образованиями. Очень часто застройщики сталкиваются с тем, что, например, при получении разрешения на строительство муниципальное образование начинает выдвигать требования, не предусмотренные в Градостроительном кодексе. Это нарушение законодательства. Мы считаем, что в таких случаях застройщики должны бороться за свои права, обращаться в суд или в государственный строительный надзор. Мы обязательно отреагируем – вплоть до обращения в прокуратуру.
Однако, к сожалению, очень часто застройщики не хотят ссориться с муниципалами и идут у них на поводу. Но давайте же будем партнерами на строительном рынке, поднимите свое реноме застройщика, докажите, что вы соблюдаете закон!
Другой больной вопрос как для Ленинградской области, так и для всей страны в целом – долевое строительство. Проблема заключается в том, что часто застройщики, возводя многоквартирные жилые дома, пытаются уйти от регистрации договоров с дольщиками, как это полагается согласно 214-ФЗ, ссылаясь на Гражданский кодекс, который трактует понятие предварительных договоров. Это нарушение 214-ФЗ, и мы его жестко отслеживаем. Если застройщик с нами не согласен, вопрос решается в арбитражном суде. В большинстве мы выигрываем подобные споры. Застройщик строит не для себя – для людей, а они должны быть защищены законом.
Еще одна контрольная функция, появившаяся у комитета в этом году, – организация и проведение проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств областного бюджета. Это вопрос очень серьезный, он ложится дополнительным бременем на государственную экспертизу, которая должна отвечать за оценку достоверности сметной стоимости строительства бюджетных объектов.
Кроме того, в целях снижения административных барьеров при проектировании и строительстве объектов капитального строительства на территории региона, 13 ноября 2010 года постановлением правительства Ленинградской области № 295 было установлено, что государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий проводится ГАУ «Управление государственной экспертизы Ленинградской области» в срок, не превышающий 40 дней. А в срок, не превышающий 20 дней будет проводиться государственная экспертиза: результатов инженерных изысканий; проектной документации в отношении жилых объектов капитального строительства; проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых полностью или частично финансируются за счет средств Российской Федерации, Ленинградской области, муниципальных образований.
Безусловно, проекты будут рассмотрены в соответствующие сроки, однако это не означает, что если застройщики будут предоставлять некачественно выполненные проекты, они получат положительное заключение экспертизы. А качество проектной документации зачастую оставляет желать лучшего. Это очень серьезная проблема, над которой нам всем нужно работать. Совместно с ГАУ «Леноблгосэкспертиза» мы разрабатываем соответствующую методику. Возможно, мы обратимся в правительство области с предложением о том, чтобы эта методика (не нарушая требований постановлений Правительства РФ № 87 и № 145) предусмотрела более широкие рамки рассмотрения проектов (особенно это касается линейных объектов).
– Как вы считаете, социальная ответственность застройщика со временем растет?
– На мой взгляд, со временем на плечи застройщиков ложится все большая ответственность. Так, некоторые застройщики выходят из-под контроля строительного надзора, занимаясь возведением малоэтажных объектов, государственный надзор за которыми, согласно законодательству, не требуется. Это, наоборот, накладывает на застройщиков дополнительную ответственность. Использовать непопулярные меры при строительстве таких объектов недопустимо! На застройщика ложится ответственность, предусмотренная статьей 60 Градостроительного кодекса («Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства»). Застройщик ответственен за то, что и как он строит.
– Сформулируйте, пожалуйста, ваше отношение к саморегулированию на нынешнем этапе.
– Пока СРО – это неустоявшиеся организации. Задачи, которые перед ними стоят, гораздо выше, чем набор участников. Эти задачи (необходимость их решения назрела) заключаются, в частности, в том, чтобы СРО контролировали неподнадзорные комитету объекты. Пока партнерства не проверяют эти объекты застройщиков, хотя по закону обязаны в той или иной степени проверять их. Я считаю это серьезным упущением. Задача СРО – не просто собирать и выдавать соответствующие допуски, но именно выполнять порученные законом функции.
– То есть должен начаться новый этап работы?
– Конечно. Этап, который позволит отсеять недобросовестных застройщиков либо привести их деятельность в соответствие с требованиями закона и строительных норм.
рубрика:
Экспертиза и надзор
автор:
Дарья Литвинова