Людмила Рубинштейн: «Смета – это зеркало проекта»
О проблемах определения достоверности сметной стоимости бюджетных объектов «Строительному Еженедельнику. Ленинградская область» рассказывает начальник отдела экспертизы проектов организации строительства и сметной документации ГАУ «Леноблгосэкспертиза» Людмила Рубинштейн.
– Людмила Залмановна, перед вашим ведомством поставлена задача экономии бюджетных средств?
– Наша задача – проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых планируется осуществлять полностью или частично за счет бюджетных средств. Мы добиваемся приведения смет в соответствие с проектом и действующими нормативными документами в области сметного ценообразования.
В отделе экспертизы проектов организации строительства и сметной документации ГАУ «Леноблгосэкспертиза» работают опытные сотрудники, которые прошли большую школу и знают эту сферу с самых азов. Проектные организации, к сожалению, испытывают сегодня большие трудности с профессиональными кадрами. Результат – некачественно выполненные проекты и неправильно составленные сметы. С каждым годом качество проектов бюджетных объектов ухудшается. Из-за того что документация подготовлена некачественно, мы выявляем умышленные или случайные ошибки проектировщиков, ведущие как к завышению стоимости, так и к ее снижению. Бывает так, что в сметной документации из-за непрофессионализма ее составителя пропущены целые разделы, конструкции, виды работ. Мы обязательно отмечаем необходимость включения в смету этих затрат с учетом исправленных ошибок.
Речь не идет непременно об экономии. Экспертиза сметной документации позволяет найти оптимальную предварительную стоимость объекта. Фактическая стоимость объекта определяется по результатам проводимого в соответствии с действующим законодательством аукциона (конкурса). В результате занижения предварительной стоимости может пострадать качество объекта.
Тем не менее вопрос экономии остается очень актуальным и поднимается на уровне губернатора Ленинградской области, который анализирует стоимость строительства и требует эффективного расходования бюджетных средств.
– В своей работе вы выявляете факты необоснованного завышения стоимости?
– Безусловно. Наша работа позволяет сэкономить ежегодно около 3 миллиардов рублей бюджетных средств. Но мы не можем однозначно заявлять, умышленное это завышение или результат ошибки. Думаю, чаще всего это все же результат низкого уровня проектирования и составления смет.
До 90-х годов проектные институты являлись школой для проектировщиков и сметчиков. Молодой специалист постепенно учился и набирался опыта у старших товарищей, поднимался по служебной лестнице и сам становился учителем для следующих поколений. Сейчас, к сожалению, это утрачено. Поэтому к нам попадают столь некачественные проекты и сметы. Часто проектировщикам приходится чуть ли не полностью перерабатывать сметы по нашим замечаниям. Мы не имеем права проектировать и составлять сметы, но бывает, что наши замечания представляют собой практически полноценную работу над проектом.
– Регулярно поднимается вопрос о сокращении затрат на строительство. Находит ли это свое отражение в сметах?
– Вопрос о сокращении затрат на строительство остается неоднозначным. С одной стороны, на самом высоком уровне постоянно обсуждается вопрос завышения стоимости строительства. Даются указания и делаются попытки снизить эту стоимость. Снижается стоимость накладных расходов, базовая стоимость материалов. Но в то же время появляются новые нормативные документы, которые практически сводят на нет это стремление.
Например, в связи с тем, что Ленинградская область находится в районе бывших военных действий, необходимо проверять территорию строительства на наличие снарядов, оставшихся с войны. Недавно мы получили официальную методику из Минрегиона РФ, по которой стоимость таких работ возросла в 10 раз.
Ужесточаются экологические, санитарные и пожарные нормы. Возросла стоимость строительного контроля. Появились понятия, которые ранее в сметах не учитывались, такие как добровольное страхование, пусконаладочные работы. Сейчас практически повсеместно устанавливают на окна стеклопакеты, что удорожает строительство. Запрещено делать скрытую проводку, поэтому все кабели должны быть сменяемые, для чего нужно включить в смету установку кабель-каналов, и прочее.
Активно внедряются новые технологии (охранные, информационные системы) – это еще одна объективная причина удорожания.
Меняются нормы энергосбережения. В проектах учитывается уменьшение будущих затрат на эксплуатацию объекта. Сюда можно отнести как установку счетчиков, так и применение энергосберегающих технологий – утепление стен, применение специальных материалов. Это тоже увеличивает сметную стоимость проекта.
Еще одна затратная статья – технологическое подключение к распределительным электрическим сетям.
Есть и необъективные причины завышения стоимости. Так, 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вызывает много нареканий у участников рынка, и это вполне справедливо: ведь в результате аукциона победителем становится компания, предложившая наименьшую стоимость. Это приводит к тому, что к работам по проектированию и строительству получают допуск компании, которые попросту демпингуют, но не обладают достаточным опытом работы и квалификацией. В результате появляются проекты с неэффективными и неэкономичными проектными решениями.
Все это усложняет и продлевает процесс согласования, выявления оптимальной стоимости. Все это видно в смете, ведь смета – зеркало проекта.
– Какие статьи бюджета относятся к наиболее затратным?
– Прежде всего, это автомобильные дороги региона. Ежегодно на их строительство, ремонт и содержание из областного бюджета выделяются очень значительные средства. Эти затраты зачастую превышают затраты бюджета на строительство школ, детских садов.
Тем не менее удорожание часто бывает вынужденным и связанным с выходом новых нормативных документов, требований к содержанию дорог. К ним, в частности, относится установка шумозащитных экранов. Дорожное строительство вообще очень дорогое и предполагает множество сопутствующих работ.
Средства на это выделяются из областного бюджета, и нагрузка очень большая, поскольку муниципальные образования за свой счет дороги практически не ремонтируют. Постоянно стоит вопрос проверки, обоснования сметной стоимости. В результате экспертизы сметная стоимость часто сокращается значительно. Недавно мы проводили анализ за 2010 год – стоимость сокращается от 15 до 40 процентов. Это не значит, что она просто урезается. Мы оптимизируем заявленную стоимость.
Другая затратная статья бюджета – строительство объектов социальной инфраструктуры – школ, детских садов, где финансирование идет как за счет муниципального бюджета, так и за счет средств областного бюджета. Иногда муниципальные образования, выделяя участки под строительство, пытаются решить за счет строительства данного объекта и свои насущные нужды. Например, построить котельную, благоустроить прилегающую территорию, проложить сети, которые нужны не только для этого объекта. Наша задача – определить размер затрат, относящихся только к конкретному проектируемому объекту.
– На какие показатели стоимости вы ориентируетесь при проведении оценки достоверности смет?
– В советское время существовали удельные показатели стоимости, они утверждались и доводились до сведения и проектных организаций, и заказчиков. Иными словами, любой проектировщик знал, сколько стоит квадратный метр жилья, место в детском саду, погонный метр сетей. Все было строго регламентировано для бюджетных объектов, а других-то и не было.
Сейчас это понятие исчезло, практически не разработаны критерии – сколько и что должно стоить для бюджетных объектов.
На рынке проектирования работает очень много компаний. Четких условий, что должно быть в рамках показателей стоимости, заказчики перед ними не ставят. С другой стороны, экономия, порождаемая 94-ФЗ, приводит к тому, что никто не пытается рассмотреть несколько вариантов проектов. За минимальную стоимость разрабатывать варианты проектирования не представляется возможным. А ведь могло бы быть найдено экономичное решение. Особенно это касается проектов мостов.
На наш взгляд, назрела необходимость в разработке удельных показателей сметной стоимости. Это большая работа, возможно, ее заказчиком может быть комитет по строительству области.
Делается такая работа на основе объектов-аналогов. Берется множество объектов, построенных в нашем регионе, выявляются и анализируются характерные решения, и таким образом выявляются удельные показатели стоимости. Такая работа требует вдумчивости, времени и определенных затрат.
Что касается инфляционных показателей – в своей работе мы учитываем соответствующие индексы, разработанные региональным центром ценообразования в строительстве – по стоимости материалов, эксплуатации техники, по зарплате. Эти индексы постоянно растут. Это не что иное, как инфляция в строительстве, но, замечу, она гораздо выше, чем общая инфляция, которая объявляется по стране. Так, согласно индексам, с 2000 года цены возросли почти в семь раз. И эти показатели не говорят о том, что в связи с кризисом цены упали и производство работ значительно сократилось.
– Людмила Залмановна, перед вашим ведомством поставлена задача экономии бюджетных средств?
– Наша задача – проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансирование строительства, реконструкции или технического перевооружения (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства) которых планируется осуществлять полностью или частично за счет бюджетных средств. Мы добиваемся приведения смет в соответствие с проектом и действующими нормативными документами в области сметного ценообразования.
В отделе экспертизы проектов организации строительства и сметной документации ГАУ «Леноблгосэкспертиза» работают опытные сотрудники, которые прошли большую школу и знают эту сферу с самых азов. Проектные организации, к сожалению, испытывают сегодня большие трудности с профессиональными кадрами. Результат – некачественно выполненные проекты и неправильно составленные сметы. С каждым годом качество проектов бюджетных объектов ухудшается. Из-за того что документация подготовлена некачественно, мы выявляем умышленные или случайные ошибки проектировщиков, ведущие как к завышению стоимости, так и к ее снижению. Бывает так, что в сметной документации из-за непрофессионализма ее составителя пропущены целые разделы, конструкции, виды работ. Мы обязательно отмечаем необходимость включения в смету этих затрат с учетом исправленных ошибок.
Речь не идет непременно об экономии. Экспертиза сметной документации позволяет найти оптимальную предварительную стоимость объекта. Фактическая стоимость объекта определяется по результатам проводимого в соответствии с действующим законодательством аукциона (конкурса). В результате занижения предварительной стоимости может пострадать качество объекта.
Тем не менее вопрос экономии остается очень актуальным и поднимается на уровне губернатора Ленинградской области, который анализирует стоимость строительства и требует эффективного расходования бюджетных средств.
– В своей работе вы выявляете факты необоснованного завышения стоимости?
– Безусловно. Наша работа позволяет сэкономить ежегодно около 3 миллиардов рублей бюджетных средств. Но мы не можем однозначно заявлять, умышленное это завышение или результат ошибки. Думаю, чаще всего это все же результат низкого уровня проектирования и составления смет.
До 90-х годов проектные институты являлись школой для проектировщиков и сметчиков. Молодой специалист постепенно учился и набирался опыта у старших товарищей, поднимался по служебной лестнице и сам становился учителем для следующих поколений. Сейчас, к сожалению, это утрачено. Поэтому к нам попадают столь некачественные проекты и сметы. Часто проектировщикам приходится чуть ли не полностью перерабатывать сметы по нашим замечаниям. Мы не имеем права проектировать и составлять сметы, но бывает, что наши замечания представляют собой практически полноценную работу над проектом.
– Регулярно поднимается вопрос о сокращении затрат на строительство. Находит ли это свое отражение в сметах?
– Вопрос о сокращении затрат на строительство остается неоднозначным. С одной стороны, на самом высоком уровне постоянно обсуждается вопрос завышения стоимости строительства. Даются указания и делаются попытки снизить эту стоимость. Снижается стоимость накладных расходов, базовая стоимость материалов. Но в то же время появляются новые нормативные документы, которые практически сводят на нет это стремление.
Например, в связи с тем, что Ленинградская область находится в районе бывших военных действий, необходимо проверять территорию строительства на наличие снарядов, оставшихся с войны. Недавно мы получили официальную методику из Минрегиона РФ, по которой стоимость таких работ возросла в 10 раз.
Ужесточаются экологические, санитарные и пожарные нормы. Возросла стоимость строительного контроля. Появились понятия, которые ранее в сметах не учитывались, такие как добровольное страхование, пусконаладочные работы. Сейчас практически повсеместно устанавливают на окна стеклопакеты, что удорожает строительство. Запрещено делать скрытую проводку, поэтому все кабели должны быть сменяемые, для чего нужно включить в смету установку кабель-каналов, и прочее.
Активно внедряются новые технологии (охранные, информационные системы) – это еще одна объективная причина удорожания.
Меняются нормы энергосбережения. В проектах учитывается уменьшение будущих затрат на эксплуатацию объекта. Сюда можно отнести как установку счетчиков, так и применение энергосберегающих технологий – утепление стен, применение специальных материалов. Это тоже увеличивает сметную стоимость проекта.
Еще одна затратная статья – технологическое подключение к распределительным электрическим сетям.
Есть и необъективные причины завышения стоимости. Так, 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» вызывает много нареканий у участников рынка, и это вполне справедливо: ведь в результате аукциона победителем становится компания, предложившая наименьшую стоимость. Это приводит к тому, что к работам по проектированию и строительству получают допуск компании, которые попросту демпингуют, но не обладают достаточным опытом работы и квалификацией. В результате появляются проекты с неэффективными и неэкономичными проектными решениями.
Все это усложняет и продлевает процесс согласования, выявления оптимальной стоимости. Все это видно в смете, ведь смета – зеркало проекта.
– Какие статьи бюджета относятся к наиболее затратным?
– Прежде всего, это автомобильные дороги региона. Ежегодно на их строительство, ремонт и содержание из областного бюджета выделяются очень значительные средства. Эти затраты зачастую превышают затраты бюджета на строительство школ, детских садов.
Тем не менее удорожание часто бывает вынужденным и связанным с выходом новых нормативных документов, требований к содержанию дорог. К ним, в частности, относится установка шумозащитных экранов. Дорожное строительство вообще очень дорогое и предполагает множество сопутствующих работ.
Средства на это выделяются из областного бюджета, и нагрузка очень большая, поскольку муниципальные образования за свой счет дороги практически не ремонтируют. Постоянно стоит вопрос проверки, обоснования сметной стоимости. В результате экспертизы сметная стоимость часто сокращается значительно. Недавно мы проводили анализ за 2010 год – стоимость сокращается от 15 до 40 процентов. Это не значит, что она просто урезается. Мы оптимизируем заявленную стоимость.
Другая затратная статья бюджета – строительство объектов социальной инфраструктуры – школ, детских садов, где финансирование идет как за счет муниципального бюджета, так и за счет средств областного бюджета. Иногда муниципальные образования, выделяя участки под строительство, пытаются решить за счет строительства данного объекта и свои насущные нужды. Например, построить котельную, благоустроить прилегающую территорию, проложить сети, которые нужны не только для этого объекта. Наша задача – определить размер затрат, относящихся только к конкретному проектируемому объекту.
– На какие показатели стоимости вы ориентируетесь при проведении оценки достоверности смет?
– В советское время существовали удельные показатели стоимости, они утверждались и доводились до сведения и проектных организаций, и заказчиков. Иными словами, любой проектировщик знал, сколько стоит квадратный метр жилья, место в детском саду, погонный метр сетей. Все было строго регламентировано для бюджетных объектов, а других-то и не было.
Сейчас это понятие исчезло, практически не разработаны критерии – сколько и что должно стоить для бюджетных объектов.
На рынке проектирования работает очень много компаний. Четких условий, что должно быть в рамках показателей стоимости, заказчики перед ними не ставят. С другой стороны, экономия, порождаемая 94-ФЗ, приводит к тому, что никто не пытается рассмотреть несколько вариантов проектов. За минимальную стоимость разрабатывать варианты проектирования не представляется возможным. А ведь могло бы быть найдено экономичное решение. Особенно это касается проектов мостов.
На наш взгляд, назрела необходимость в разработке удельных показателей сметной стоимости. Это большая работа, возможно, ее заказчиком может быть комитет по строительству области.
Делается такая работа на основе объектов-аналогов. Берется множество объектов, построенных в нашем регионе, выявляются и анализируются характерные решения, и таким образом выявляются удельные показатели стоимости. Такая работа требует вдумчивости, времени и определенных затрат.
Что касается инфляционных показателей – в своей работе мы учитываем соответствующие индексы, разработанные региональным центром ценообразования в строительстве – по стоимости материалов, эксплуатации техники, по зарплате. Эти индексы постоянно растут. Это не что иное, как инфляция в строительстве, но, замечу, она гораздо выше, чем общая инфляция, которая объявляется по стране. Так, согласно индексам, с 2000 года цены возросли почти в семь раз. И эти показатели не говорят о том, что в связи с кризисом цены упали и производство работ значительно сократилось.
рубрика:
Экспертиза и надзор
автор:
Дарья Литвинова