Счетчики для всего региона
Понятия «энергоэффективность» и «энергосбережение» приобрели в конце 2010 года особую актуальность. Эта тема обсуждалась в ходе целого ряда региональных и общероссийских мероприятий, прошедших в Петербурге.
О начале крупного проекта (на основе государственно-частного партнерства) по внедрению в Ленобласти приборов учета и энергосберегающих систем для жилищного комплекса заявили представители руководства региона и частного бизнеса. Практическое внедрение новых технологий означает, что от разговоров об инновациях государство и бизнес переходят к практическому освоению современных технологий и рачительному хозяйствованию.
Год на подготовку
Федеральный закон № 261 требует, чтобы через год, к январю 2012-го, жилые дома по всей России были оснащены приборами учета. На практике это означает, что власти регионов и управляющие компании в сфере ЖКХ должны изыскать средства на установку счетчиков тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии, газа, а также найти поставщиков, которые смогли бы продать им приборы и подключить их.
Несколько компаний приступили к проекту, который предполагает массовое внедрение приборов учета и систем энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве всего Северо-Запада России. Первым регионом, в котором заработает новый механизм взаимодействия коммунальщиков, энергетиков, населения и власти, стала Ленинградская область.
Правительство области совместно с муниципальными образованиями занимается решением этой проблемы с 2009 года. Сформирована региональная схема управления процессами энергосбережения и повышения энергоэффективности, разработан проект закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ленинградской области», утверждена региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ленинградской области на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года.
Кроме того, продолжается выполнение региональной адресной программы поэтапного перехода на отпуск ресурсов тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа потребителям в соответствии с показаниями коллективных общедомовых приборов учета в Ленобласти на 2009–2011 годы. Общий объем финансирования этой программы составил 1,231 млрд рублей. В ее рамках Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил 344 млн рублей на установку приборов учета в домах, где проводится капитальный ремонт.
Результатом должна стать установка 4758 общедомовых приборов учета тепловой энергии, 958 – горячей воды, 4940 – холодной воды, 6096 – электроэнергии и 304 – газа. Но все это – лишь 25–50% потребности области. И потому работа должна быть ускорена.
Объединяя силы и капиталы
Как небольшие, так и крупные компании готовы сотрудничать с областной и муниципальной властью в деле установки приборов учета и автоматизированных тепловых пунктов. Заметим, что именно на тепловые пункты обращают особое внимание сотрудники областного комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству. Только установка приборов учета не дает того результата, который регион намерен получить в итоге реализации программы энергосбережения. Нужно не только учитывать потребление тепловой энергии, но и регулировать ее подачу в зависимости от времени суток, температуры и иных обстоятельств.
«Выполнение основных задач программы намечено на 2011 год. Он будет более интересным для участников проекта, для инвесторов: нужно установить более четырех тысяч приборов учета тепла и других услуг. Понятно, что без крупнейших игроков на этом рынке картина существенно не изменится, установка 10-15 или даже 50 приборов в поселении погоды не сделает», – говорит заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Олег Вихтюк. Успешным примером этот специалист называет Кировск, где используются как деньги областного и федерального бюджетов, так и частные инвестиции. В этом городе выполнено около 80% необходимых работ. В ряде других поселений (среди них, например, Янино, Кузьмолово) основная нагрузка также приходится на внебюджетное финансирование.
Вообще, если до сих пор программа была обеспечена в основном бюджетным финансированием, то в дальнейшем вкладываться будут преимущественно заемные средства и капиталы, вложенные инвесторами.
Проект от интегратора
«Денег, чтобы реализовать программу, – говорит Олег Вихтюк, – недостаточно. Нет ни серьезных монтажных структур, ни компаний, которые могут взять на себя риски и выступить оператором проекта. Понятно, что под небольшую монтажную структуру, созданную год назад, никто не даст больших денег. Поэтому Сбербанк, холдинг "Теплоком", компании "ЛОЭСК" и "Данфос" решили взять на себя роль крупного интегратора и помочь региону в реализации этой программы. Мы обратились в правительство области со своими предложениями. Насколько я знаю, других объемных предложений, с финансированием до миллиарда рублей, нет».
Заказчиками в новом проекте установки счетчиков станут управляющие компании в сфере ЖКХ, а также ТСЖ и владельцы тепловых сетей. В итоге в каждом поселении должны появиться приборы учета, автоматизированные теплопункты и должны быть внедрены интегрированные решения для возникающих новых проблем, с тем чтобы оборудование не пришлось заменять уже через 2-3 года.
Компаниям, зарегистрированным и действующим в Ленобласти, отведена роль подрядчиков, которым предстоит установить приборы, – одним только крупным фирмам до каждого дальнего поселка «не дотянуться».
Эта работа будет вестись в каждом районе области, а также по всему Северо-Западу: в Карелии, Мурманской, Новгородской, Псковской областях. «Сфера интересов – вся Россия. Но Ленобласть "запускаем" первой: она и ближе, и понятней, и исходные данные есть, и желание», – поясняет Олег Вихтюк.
Заметим, что тендеров по отбору участников программы не проводилось. Отчасти потому, что бюджетные средства составляют лишь часть необходимых денег. Отчасти же из-за высоких рисков внебюджетного финансирования: взять их на себя способны только крупные компании. Холдинг «Теплоком» был поддержан Сбербанком как крупнейший в России производитель приборов учета тепла. На его долю приходится около 30% российского рынка.
«Лоскутное одеяло»
Производство таких счетчиков ныне усовершенствовано. Оборудование выпускается уже не «россыпью», а в виде блок-модулей: их гораздо проще и быстрее устанавливать на объекте. Это снимает проблему так называемого «лоскутного одеяла» в коммунальной сфере. Но лишь отчасти. «Она вызвана тем, что существует очень много монтажных компаний, которые локально устанавливают приборы учета тепла, газа, электричества, не объединяя это в одну систему, поскольку нет единого участника рынка, который бы мог это сделать, – говорит исполнительный директор управляющей компании холдинга «Теплоком» Андрей Липатов. – Мы считаем, что на территории должен быть единый игрок, который объединяет общую систему учета всех типов ресурсов объектов. Это нужно для того, чтобы мы не сталкивались с разнобоем. До сих пор невозможно собрать в единую базу данных с разных приборов учета одного населенного пункта, допустим, по теплопотреблению. Каждый установил свою систему сбора и обработки данных. Чтобы получить сегодня хотя бы расчетные параметры теплопотребления района, придется обойти каждый дом, каждую квартиру. Как мы можем говорить о продвижении программ энергосбережения? Должно быть единое ответственное лицо, которое интегрирует все приборы учета разных производителей в единую систему сбора и обработки данных, чтобы получить ясную картину по всем объектам потребления ресурсов». Участники проекта считают, что необходима сквозная система учета: электроэнергии, тепла, воды.
Установка систем и приборов учета – это первый этап работ, вторым является энергоаудит, то есть обследование, в ходе которого решается, какие меры нужно принять, чтобы повысить энергоэффективность здания, а третий этап – само проведение этих мероприятий с тем, чтобы снизить потребление тепла на 30%, а электричества – на 20%.
В чьем кармане деньги?
ЗАО «Сбербанк-Лизинг» совместно с компанией «Теплоком» разрабатывает стандартизированные программы, которые помогут управляющим компаниям и ТСЖ приобретать такое оборудование по лизинговым схемам с оплатой в течение 3-5 лет. Эта мера должна предотвратить и закупки коммунальщиками дешевого, но некачественного оборудования.
«Как привлечь средства? Управляющие компании зачастую не имеют достаточного имущества для того, чтобы привлекать их самостоятельно, – рассказывает Олег Вихтюк. – Собственники на общем собрании никогда не примут решения, чтобы брать кредит под залог общедомового или индивидуального имущества. Но крупный производитель готов часть риска взять на себя, гарантировать структуре Сбербанка возврат этих средств и предложить приемлемые условия собственникам и управляющей компании. Огромный плюс проекта в том, что он – самоокупаемый. То есть приборы будут окупаться за счет экономического эффекта от их использования. И, таким образом, надо будет собрать не всю сумму, необходимую для установки оборудования, а лишь ее часть, и то на время. В дальнейшем, после того как прибор окупится, он перейдет в общедомовую собственность и будет приносить пользу жителям».
Размер платежа при пятилетнем сроке лизинга для типового дома (например, пятиэтажки) составит менее 2 рублей с квадратного метра. Экономический эффект будет заметен уже по итогам первого года реализации программы.
Хотя бытует мнение, что такие меры невыгодны энергетикам, Ленинградская областная управляющая электросетевая компания в 2009 году пошла на революционный шаг: отдала весь учет энергии на аутсорсинг независимому учетчику – компании «Энергоконтроль». И вот появилась прозрачность в расходовании энергии, удалось наладить работу по сбору платежей с населения (ранее «коммерческие потери» достигали 16%). Экономический эффект в компании называют огромным.
Другой вопрос – что получат в результате жители. Начальник отдела реформирования ЖКХ комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Наталья Лексютина полагает, что и после достижения экономического результата тарифы снижать не следует, вместо этого нужно оказывать жителям больше услуг, выполнять больше работ по обслуживанию многоквартирного дома и прилегающей территории.
Это может дать еще больший эффект. В ряде случаев на сэкономленные деньги могут быть выполнены утепление труб в подвале и на чердаке, заделка швов в панельных домах, утепление торцов. Следующим шагом станет внедрение автоматики для регулирования температуры в поселении или квартале в зависимости от погоды, далее такие же автоматы – вдоль тепловых сетей и в домах. И наконец, регуляторы появятся на батареях в каждой квартире.
Процесс установки происходит неравномерно. Чем ближе к Петербургу, тем лучше обстоят дела, тем выше степень оснащенности приборами учета. Среди таких поселений – Мурино, Девяткино, Янино. Здесь жилье оснащают приборами учета городские компании, а сами программы касаются не только нового жилья, но и старого. Чем дальше от города, тем больше проблем. Поэтому дальние поселения могут стать участниками программы в последнюю очередь.
Едва ли установленные законом сроки удастся выдержать повсюду, но благодаря государственно-частному партнерству перемены в коммунальной сфере начались.
О начале крупного проекта (на основе государственно-частного партнерства) по внедрению в Ленобласти приборов учета и энергосберегающих систем для жилищного комплекса заявили представители руководства региона и частного бизнеса. Практическое внедрение новых технологий означает, что от разговоров об инновациях государство и бизнес переходят к практическому освоению современных технологий и рачительному хозяйствованию.
Год на подготовку
Федеральный закон № 261 требует, чтобы через год, к январю 2012-го, жилые дома по всей России были оснащены приборами учета. На практике это означает, что власти регионов и управляющие компании в сфере ЖКХ должны изыскать средства на установку счетчиков тепла, горячей и холодной воды, электроэнергии, газа, а также найти поставщиков, которые смогли бы продать им приборы и подключить их.
Несколько компаний приступили к проекту, который предполагает массовое внедрение приборов учета и систем энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве всего Северо-Запада России. Первым регионом, в котором заработает новый механизм взаимодействия коммунальщиков, энергетиков, населения и власти, стала Ленинградская область.
Правительство области совместно с муниципальными образованиями занимается решением этой проблемы с 2009 года. Сформирована региональная схема управления процессами энергосбережения и повышения энергоэффективности, разработан проект закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Ленинградской области», утверждена региональная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ленинградской области на 2010–2015 годы и на перспективу до 2020 года.
Кроме того, продолжается выполнение региональной адресной программы поэтапного перехода на отпуск ресурсов тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа потребителям в соответствии с показаниями коллективных общедомовых приборов учета в Ленобласти на 2009–2011 годы. Общий объем финансирования этой программы составил 1,231 млрд рублей. В ее рамках Фонд содействия реформированию ЖКХ выделил 344 млн рублей на установку приборов учета в домах, где проводится капитальный ремонт.
Результатом должна стать установка 4758 общедомовых приборов учета тепловой энергии, 958 – горячей воды, 4940 – холодной воды, 6096 – электроэнергии и 304 – газа. Но все это – лишь 25–50% потребности области. И потому работа должна быть ускорена.
Объединяя силы и капиталы
Как небольшие, так и крупные компании готовы сотрудничать с областной и муниципальной властью в деле установки приборов учета и автоматизированных тепловых пунктов. Заметим, что именно на тепловые пункты обращают особое внимание сотрудники областного комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству. Только установка приборов учета не дает того результата, который регион намерен получить в итоге реализации программы энергосбережения. Нужно не только учитывать потребление тепловой энергии, но и регулировать ее подачу в зависимости от времени суток, температуры и иных обстоятельств.
«Выполнение основных задач программы намечено на 2011 год. Он будет более интересным для участников проекта, для инвесторов: нужно установить более четырех тысяч приборов учета тепла и других услуг. Понятно, что без крупнейших игроков на этом рынке картина существенно не изменится, установка 10-15 или даже 50 приборов в поселении погоды не сделает», – говорит заместитель председателя Комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере ЖКХ Олег Вихтюк. Успешным примером этот специалист называет Кировск, где используются как деньги областного и федерального бюджетов, так и частные инвестиции. В этом городе выполнено около 80% необходимых работ. В ряде других поселений (среди них, например, Янино, Кузьмолово) основная нагрузка также приходится на внебюджетное финансирование.
Вообще, если до сих пор программа была обеспечена в основном бюджетным финансированием, то в дальнейшем вкладываться будут преимущественно заемные средства и капиталы, вложенные инвесторами.
Проект от интегратора
«Денег, чтобы реализовать программу, – говорит Олег Вихтюк, – недостаточно. Нет ни серьезных монтажных структур, ни компаний, которые могут взять на себя риски и выступить оператором проекта. Понятно, что под небольшую монтажную структуру, созданную год назад, никто не даст больших денег. Поэтому Сбербанк, холдинг "Теплоком", компании "ЛОЭСК" и "Данфос" решили взять на себя роль крупного интегратора и помочь региону в реализации этой программы. Мы обратились в правительство области со своими предложениями. Насколько я знаю, других объемных предложений, с финансированием до миллиарда рублей, нет».
Заказчиками в новом проекте установки счетчиков станут управляющие компании в сфере ЖКХ, а также ТСЖ и владельцы тепловых сетей. В итоге в каждом поселении должны появиться приборы учета, автоматизированные теплопункты и должны быть внедрены интегрированные решения для возникающих новых проблем, с тем чтобы оборудование не пришлось заменять уже через 2-3 года.
Компаниям, зарегистрированным и действующим в Ленобласти, отведена роль подрядчиков, которым предстоит установить приборы, – одним только крупным фирмам до каждого дальнего поселка «не дотянуться».
Эта работа будет вестись в каждом районе области, а также по всему Северо-Западу: в Карелии, Мурманской, Новгородской, Псковской областях. «Сфера интересов – вся Россия. Но Ленобласть "запускаем" первой: она и ближе, и понятней, и исходные данные есть, и желание», – поясняет Олег Вихтюк.
Заметим, что тендеров по отбору участников программы не проводилось. Отчасти потому, что бюджетные средства составляют лишь часть необходимых денег. Отчасти же из-за высоких рисков внебюджетного финансирования: взять их на себя способны только крупные компании. Холдинг «Теплоком» был поддержан Сбербанком как крупнейший в России производитель приборов учета тепла. На его долю приходится около 30% российского рынка.
«Лоскутное одеяло»
Производство таких счетчиков ныне усовершенствовано. Оборудование выпускается уже не «россыпью», а в виде блок-модулей: их гораздо проще и быстрее устанавливать на объекте. Это снимает проблему так называемого «лоскутного одеяла» в коммунальной сфере. Но лишь отчасти. «Она вызвана тем, что существует очень много монтажных компаний, которые локально устанавливают приборы учета тепла, газа, электричества, не объединяя это в одну систему, поскольку нет единого участника рынка, который бы мог это сделать, – говорит исполнительный директор управляющей компании холдинга «Теплоком» Андрей Липатов. – Мы считаем, что на территории должен быть единый игрок, который объединяет общую систему учета всех типов ресурсов объектов. Это нужно для того, чтобы мы не сталкивались с разнобоем. До сих пор невозможно собрать в единую базу данных с разных приборов учета одного населенного пункта, допустим, по теплопотреблению. Каждый установил свою систему сбора и обработки данных. Чтобы получить сегодня хотя бы расчетные параметры теплопотребления района, придется обойти каждый дом, каждую квартиру. Как мы можем говорить о продвижении программ энергосбережения? Должно быть единое ответственное лицо, которое интегрирует все приборы учета разных производителей в единую систему сбора и обработки данных, чтобы получить ясную картину по всем объектам потребления ресурсов». Участники проекта считают, что необходима сквозная система учета: электроэнергии, тепла, воды.
Установка систем и приборов учета – это первый этап работ, вторым является энергоаудит, то есть обследование, в ходе которого решается, какие меры нужно принять, чтобы повысить энергоэффективность здания, а третий этап – само проведение этих мероприятий с тем, чтобы снизить потребление тепла на 30%, а электричества – на 20%.
В чьем кармане деньги?
ЗАО «Сбербанк-Лизинг» совместно с компанией «Теплоком» разрабатывает стандартизированные программы, которые помогут управляющим компаниям и ТСЖ приобретать такое оборудование по лизинговым схемам с оплатой в течение 3-5 лет. Эта мера должна предотвратить и закупки коммунальщиками дешевого, но некачественного оборудования.
«Как привлечь средства? Управляющие компании зачастую не имеют достаточного имущества для того, чтобы привлекать их самостоятельно, – рассказывает Олег Вихтюк. – Собственники на общем собрании никогда не примут решения, чтобы брать кредит под залог общедомового или индивидуального имущества. Но крупный производитель готов часть риска взять на себя, гарантировать структуре Сбербанка возврат этих средств и предложить приемлемые условия собственникам и управляющей компании. Огромный плюс проекта в том, что он – самоокупаемый. То есть приборы будут окупаться за счет экономического эффекта от их использования. И, таким образом, надо будет собрать не всю сумму, необходимую для установки оборудования, а лишь ее часть, и то на время. В дальнейшем, после того как прибор окупится, он перейдет в общедомовую собственность и будет приносить пользу жителям».
Размер платежа при пятилетнем сроке лизинга для типового дома (например, пятиэтажки) составит менее 2 рублей с квадратного метра. Экономический эффект будет заметен уже по итогам первого года реализации программы.
Хотя бытует мнение, что такие меры невыгодны энергетикам, Ленинградская областная управляющая электросетевая компания в 2009 году пошла на революционный шаг: отдала весь учет энергии на аутсорсинг независимому учетчику – компании «Энергоконтроль». И вот появилась прозрачность в расходовании энергии, удалось наладить работу по сбору платежей с населения (ранее «коммерческие потери» достигали 16%). Экономический эффект в компании называют огромным.
Другой вопрос – что получат в результате жители. Начальник отдела реформирования ЖКХ комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Наталья Лексютина полагает, что и после достижения экономического результата тарифы снижать не следует, вместо этого нужно оказывать жителям больше услуг, выполнять больше работ по обслуживанию многоквартирного дома и прилегающей территории.
Это может дать еще больший эффект. В ряде случаев на сэкономленные деньги могут быть выполнены утепление труб в подвале и на чердаке, заделка швов в панельных домах, утепление торцов. Следующим шагом станет внедрение автоматики для регулирования температуры в поселении или квартале в зависимости от погоды, далее такие же автоматы – вдоль тепловых сетей и в домах. И наконец, регуляторы появятся на батареях в каждой квартире.
Процесс установки происходит неравномерно. Чем ближе к Петербургу, тем лучше обстоят дела, тем выше степень оснащенности приборами учета. Среди таких поселений – Мурино, Девяткино, Янино. Здесь жилье оснащают приборами учета городские компании, а сами программы касаются не только нового жилья, но и старого. Чем дальше от города, тем больше проблем. Поэтому дальние поселения могут стать участниками программы в последнюю очередь.
Едва ли установленные законом сроки удастся выдержать повсюду, но благодаря государственно-частному партнерству перемены в коммунальной сфере начались.
рубрика:
Энергоэффективность
автор:
Василий Когаловский