Страсти по госзаказу

Эксперты отрасли не раз говорили о криминогенности федерального закона № 94, прописывающего механизм и условия распределения бюджетных средств в рамках государственного заказа.

Для устранения этих факторов Министерство регионального развития РФ приступило к разработке Федеральной контрактной системы, которая призвана дополнить 94-ФЗ.
Против демпинга и сговора
Председатель комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Петербурга Александр Ольховский нашел как минимум четыре ключевых изъяна в 94-ФЗ. По его словам, закон не ставит преград для сговора поставщиков услуг, работ или товаров между собой, его обтекаемые формулировки позволяют устанавливать коррупционные связи между заказчиком и подрядной организацией, разрешает демпинг, в условиях которого невозможно говорить о качестве, и позволяет участвовать каждому юридическому лицу без ограничений.
«Был реальный случай, когда тендер на ремонт военного судна выиграла компания, состоящая из трех человек, супругов и их сына, при этом из техники у них в собственности был только подъемный кран», – поделился депутат, предлагая создать отдельный закон по госзаказу в сфере оборонного комплекса.
«Не стоит забывать, что 94-ФЗ создавался для того, чтобы предоставить возможность участия всем компаниям», – парирует заместитель руководителя Петербургского УФАС России Ирина Соколова. По ее словам, действительно существует ряд проблем, связанных с реализацией 94-ФЗ, предприниматели часто обращаются в ведомство с жалобами об ущемлении их прав, но в 50% случаев жалобы бывают необоснованными (показатель в целом по стране).
Невнятные условия
Сегодняшняя система государственного заказа заключает в себе массу противоречий. Но при этом принятие 94-ФЗ в целом упорядочило и унифицировало работу заказчика с подрядными организациями и поставщиками услуг, считает заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга (КЭРППиТ) Ольга Ромашова. «Безусловно, этот закон носит прогрессивный характер, так как в каждом регионе были свои условия проведения процедур заказа», – говорит г-жа Ромашова.
В Петербурге по части госзаказа тоже не все гладко. Есть сложности с определением организаторами заказа количественных и качественных характеристик. «Указываются габариты либо свойства товаров или услуг, которые не встречаются на рынке, – говорит руководитель отраслевого комитета по госзаказу петербургского отделения «Деловой России» Руслан Жигачев. – Встречаются случаи, когда в заказе прописывается наименование услуги, а в графе технических условий стоит прочерк».
Технические условия участникам приходится узнавать, посылая в госструктуру дополнительное письмо, на которое не всегда приходит ответ, поясняет эксперт.
Контракты по федеральным правилам
Представители «Деловой России» предлагают ввести жесткую систему наказания как для недобросовестного заказчика, так и для недобросовестных подрядчиков и поставщиков, по вине которых неэффективно расходуются казенные средства.
Ирина Соколова пояснила, что 94-ФЗ предусматривает наказание только недобросовестным заказчикам. В частности, в Петербурге за прошлый год на чиновников было заведено около 50 дел, общая сумма штрафов по ним составила 1,3 млн рублей.
«Значит, мало штрафуют, раз такое творится», – в сердцах заметил председатель петербургского отделения «Деловой России» Эльгиз Качаев, предложив КЭРППиТ «объединить усилия», после чего получил обстоятельный отпор со стороны г-жи Ромашовой.
В ходе дискуссии с представителями «Деловой России» Ольга Ромашова рассказала, что в Смольном видят многие из названных экспертами проблем в реализации 94-ФЗ. Однако в обозримой перспективе ситуация может в корне измениться благодаря Федеральной контрактной системе (ФКС). Эта система находится пока еще на стадии проекта в Министерстве регионального развития РФ и должна стать обязательным приложением к 94-ФЗ.
«Федеральная контрактная система будет содержать определенные правила по планированию бюджета, контролю размещения, а также оценке необходимости закупки и эффективности поставленной услуги или товара», – пояснила Ольга Ромашова, дав понять, что чиновники заинтересованы в гарантиях качества и постгарантийной ответственности.

Кстати:

Правительство Петербурга подготовило пять земельных участков для продажи в собственность строительных фирм. Банки охотнее дают кредиты под такие участки. В 2010 году на торги по аренде будет выставлено 244 участка, из них 171 с полным пакетом инфраструктуры и 37 под жилищное строительство.

Кстати:

В прокуратуре Петербурга проведена телефонная «горячая линия» по вопросу соблюдения жилищных прав ветеранов ВОВ при постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 годов». По итогам проведения «горячей линии» в прокуратуру города поступило 83 обращения граждан, из них по 26 обращениям даны устные разъяснения жилищного законодательства, касающиеся порядка обращения для постановки на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и необходимых для этого документов.
рубрика: Власть
автор: Оксана Прохорова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.