«Объединение подземных строителей»: особые задачи и пути их решения
Совет Национального объединения строителей на заседании 9 апреля поддержал идею создания комитета по освоению подземного пространства. О предпосылках его появления рассказал генеральный директор СРО НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов» Сергей Алпатов.
– Скажите, на ваш взгляд, каковы основные задачи, стоящие перед Национальным объединением строителей и механизмы их решения?
– Сегодня появилась возможность всему строительному сообществу оказывать влияние на законодательную и исполнительную власть, принимать самое непосредственное участие в решении насущных проблем строителей. Голос саморегулируемой организации – это голос компаний, которые в нее входят. А нашим рупором, в свою очередь, должно стать Национальное объединение. Но для его эффективной работы необходимо, чтобы каждый из нас принимал активное участие, имел четкую, сбалансированную позицию, выражающую мнение наших членов, и доносил ее до исполнительного аппарата НОСТРОЯ, который также во главу угла должен ставить интересы своих членов, а значит, всего строительного сообщества.
Сегодняшний состав Совета и исполнительного органа Национального объединения позволяет рассчитывать на его плодотворную работу. Главное – отслеживать те изменения, которые происходят в сфере строительства, и оперативно на них реагировать, а лучше действовать на опережение, формируя политику на законодательном уровне и четко ставя акценты перед органами исполнительной власти.
– Сегодня НП «Объединение подземных строителей» является единственной специализированной СРО в области подземного строительства. Какие проблемы в связи с этим особенно актуальны для вашего объединения?
– Большинство членов нашего партнерства выполняют работы на опасных, технически сложных и уникальных объектах – в основном это подземные сооружения. Все они обеспокоены тем, что на этот рынок приходит все больше некомпетентных компаний, у которых нет ни специалистов, ни техники, ни опыта, но которые участвуют в тендерах, демпингуют и снижают цену подчас на 50 процентов.
Расчет тендерной цены должен производиться профессионалами, например, профильными институтами. Если расчет сделан правильно, то снижение цены против заявленной не может превышать 8-10 процентов (объем непредвиденных затрат, накладных расходов). В противном случае о какой энергоэффективности или применении нанотехнологий может идти речь?
Сегодня в большинстве случаев цены и так снижены до невозможности. Как быть с рентабельностью? На что приобретать новую технику? Это еще больше усугубляет отставание от передовых западных фирм, ведь у них зачастую в стоимость объекта входит стоимость разработки и изготовления оборудования. Особенно это касается уникальных объектов. А мы при таком ценообразовании сможем работать лишь лопатой и киркой, используя неквалифицированный труд. Особенно это актуально для особо опасных работ и выдачи свидетельств о допуске к ним. На то они и особо опасные, что последствия неграмотного и некачественного их выполнения могут привести к техногенным катастрофам.
Поэтому особые требования должны быть не только к тем, кто выполняет эти работы, но и к тем, кто выдает допуски. Решение о выдаче допуска должно основываться не только на формальных признаках (наличие специалистов и так далее), необходима профессиональная оценка компании. Сегодня решение о выдаче свидетельства о допуске к определенным видам работ принимает Совет СРО, поэтому именно к нему должны быть предъявлены дополнительные требования, и если эти требования не выполняются, Ростехнадзору не следует разрешать СРО выдавать свидетельства на эти виды работ.
Здесь нельзя не сказать о гибкой политике правительства Санкт-Петербурга, которое не только поддерживает чисто региональные СРО, созданные по территориальному принципу, но и поощряет создание профессиональных саморегулируемых организаций, в которые входят предприятия из многих регионов России. И не оказывается никакого давления в плане вступления в ту или иную СРО. При этом комитет по строительству Санкт-Петербурга уделяет много внимания вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства и проектирования, проявляет озабоченность отсутствием технических регламентов и ведет активную работу по переработке территориальных строительных норм Санкт-Петербурга. А это один из наиболее острых вопросов сегодня. Сейчас ответственность за техническое регулирование в стране размыта. Мы считаем, что необходимо выработать единую позицию строительного сообщества в отношении ФЗ «О техническом регулировании» и реформирования нормативно-технической базы. Национальному объединению в лице исполнительной дирекции следует проанализировать сложившуюся ситуацию с техническим регулированием и выбрать концепцию решения этой сложной задачи. Ведь без технических стандартов невозможно решить и вопрос ценообразования.
– Расскажите, как комитет по освоению подземного пространства может способствовать работе Национального объединения строителей?
– Мы надеемся, что комитет по освоению подземного пространства сможет внести достойную лепту в работу объединения, способствуя прежде всего совершенствованию в области становления подземной инфраструктуры. Мы предлагаем консолидировать финансовые и интеллектуальные ресурсы для решения проблем относительно узкого сегмента строительного рынка, что позволит ускорить его развитие в целом. Мы готовы брать на себя часть задач по разработке нормативно-технической базы в области подземного строительства, проводить обучение персонала по специализированным программам, анализировать и внедрять зарубежный положительный опыт: методики, технологии, оборудование. Более того, работа уже ведется в настоящий момент. И сегодня мы готовы делиться первыми результатами для того, чтобы в дальнейшем проводить работу вместе и совместными усилиями поднимать российскую строительную отрасль на новый уровень.
– Скажите, на ваш взгляд, каковы основные задачи, стоящие перед Национальным объединением строителей и механизмы их решения?
– Сегодня появилась возможность всему строительному сообществу оказывать влияние на законодательную и исполнительную власть, принимать самое непосредственное участие в решении насущных проблем строителей. Голос саморегулируемой организации – это голос компаний, которые в нее входят. А нашим рупором, в свою очередь, должно стать Национальное объединение. Но для его эффективной работы необходимо, чтобы каждый из нас принимал активное участие, имел четкую, сбалансированную позицию, выражающую мнение наших членов, и доносил ее до исполнительного аппарата НОСТРОЯ, который также во главу угла должен ставить интересы своих членов, а значит, всего строительного сообщества.
Сегодняшний состав Совета и исполнительного органа Национального объединения позволяет рассчитывать на его плодотворную работу. Главное – отслеживать те изменения, которые происходят в сфере строительства, и оперативно на них реагировать, а лучше действовать на опережение, формируя политику на законодательном уровне и четко ставя акценты перед органами исполнительной власти.
– Сегодня НП «Объединение подземных строителей» является единственной специализированной СРО в области подземного строительства. Какие проблемы в связи с этим особенно актуальны для вашего объединения?
– Большинство членов нашего партнерства выполняют работы на опасных, технически сложных и уникальных объектах – в основном это подземные сооружения. Все они обеспокоены тем, что на этот рынок приходит все больше некомпетентных компаний, у которых нет ни специалистов, ни техники, ни опыта, но которые участвуют в тендерах, демпингуют и снижают цену подчас на 50 процентов.
Расчет тендерной цены должен производиться профессионалами, например, профильными институтами. Если расчет сделан правильно, то снижение цены против заявленной не может превышать 8-10 процентов (объем непредвиденных затрат, накладных расходов). В противном случае о какой энергоэффективности или применении нанотехнологий может идти речь?
Сегодня в большинстве случаев цены и так снижены до невозможности. Как быть с рентабельностью? На что приобретать новую технику? Это еще больше усугубляет отставание от передовых западных фирм, ведь у них зачастую в стоимость объекта входит стоимость разработки и изготовления оборудования. Особенно это касается уникальных объектов. А мы при таком ценообразовании сможем работать лишь лопатой и киркой, используя неквалифицированный труд. Особенно это актуально для особо опасных работ и выдачи свидетельств о допуске к ним. На то они и особо опасные, что последствия неграмотного и некачественного их выполнения могут привести к техногенным катастрофам.
Поэтому особые требования должны быть не только к тем, кто выполняет эти работы, но и к тем, кто выдает допуски. Решение о выдаче допуска должно основываться не только на формальных признаках (наличие специалистов и так далее), необходима профессиональная оценка компании. Сегодня решение о выдаче свидетельства о допуске к определенным видам работ принимает Совет СРО, поэтому именно к нему должны быть предъявлены дополнительные требования, и если эти требования не выполняются, Ростехнадзору не следует разрешать СРО выдавать свидетельства на эти виды работ.
Здесь нельзя не сказать о гибкой политике правительства Санкт-Петербурга, которое не только поддерживает чисто региональные СРО, созданные по территориальному принципу, но и поощряет создание профессиональных саморегулируемых организаций, в которые входят предприятия из многих регионов России. И не оказывается никакого давления в плане вступления в ту или иную СРО. При этом комитет по строительству Санкт-Петербурга уделяет много внимания вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства и проектирования, проявляет озабоченность отсутствием технических регламентов и ведет активную работу по переработке территориальных строительных норм Санкт-Петербурга. А это один из наиболее острых вопросов сегодня. Сейчас ответственность за техническое регулирование в стране размыта. Мы считаем, что необходимо выработать единую позицию строительного сообщества в отношении ФЗ «О техническом регулировании» и реформирования нормативно-технической базы. Национальному объединению в лице исполнительной дирекции следует проанализировать сложившуюся ситуацию с техническим регулированием и выбрать концепцию решения этой сложной задачи. Ведь без технических стандартов невозможно решить и вопрос ценообразования.
– Расскажите, как комитет по освоению подземного пространства может способствовать работе Национального объединения строителей?
– Мы надеемся, что комитет по освоению подземного пространства сможет внести достойную лепту в работу объединения, способствуя прежде всего совершенствованию в области становления подземной инфраструктуры. Мы предлагаем консолидировать финансовые и интеллектуальные ресурсы для решения проблем относительно узкого сегмента строительного рынка, что позволит ускорить его развитие в целом. Мы готовы брать на себя часть задач по разработке нормативно-технической базы в области подземного строительства, проводить обучение персонала по специализированным программам, анализировать и внедрять зарубежный положительный опыт: методики, технологии, оборудование. Более того, работа уже ведется в настоящий момент. И сегодня мы готовы делиться первыми результатами для того, чтобы в дальнейшем проводить работу вместе и совместными усилиями поднимать российскую строительную отрасль на новый уровень.
рубрика:
Саморегулирование