Стройэкспертиза приближается к заказчику
В рамках X Международного Конгресса по строительству IBC-2010 «Строительный Еженедельник» совместно с образованным в 2009 году государственным автономным учреждением «Центр государственной экспертизы» (ЦГЭ) провели круглый стол, посвященный изменениям в практике городской экспертизы проектной документации.
Сегодня к составлению проектов предъявляются более строгие требования, а сам процесс прохождения экспертизы постепенно дебюрократизируется, приобретает гибкую, современную форму – в соответствии с указаниями Президента России об устранении административных барьеров.
Анна Фриденталь, пресс-секретарь Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, модератор круглого стола:
– В чем состоят основные изменения в практике государственной экспертизы проектов в Санкт-Петербурге?
Станислав Логунов, директор ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– Мы находимся там же, на улице Зодчего Росси, но имеем статус автономного учреждения – то есть работаем, по существу, на хозрасчете. При этом мы осуществляем государственную экспертизу в соответствии с утвержденной законодательством формулой стоимости работы. Новая форма организации нашей работы создает стимулы для ускорения и повышения качества экспертизы. Мы создали удобные условия для заявителей. Теперь прием проектной документации осуществляется ежедневно с 9 до 13 часов. При желании представитель компании может обратиться с заявкой об ускорении проведения экспертизы. Так, срок экспертизы проектов жилых зданий в соответствии с договором может быть сокращен с 45 до 35 дней, прочих объектов – с 90 до 60 дней.
Мы значительно упростили процедуру сдачи документов на экспертизу. Теперь запись производится в уведомительном порядке. Заявителю не требуется заполнять «бегунок». Ликвидирована устаревшая система штамповки дел, введен новый принцип маркировки. Переход на электронный документооборот облегчит работу и бизнесу, и экспертам.
Евгений Харюков, генеральный директор компании «Параграф»:
– По заказу ГАУ «ЦГЭ» мы разработали сайт spbexp.ru. Теперь представитель заказчика регистрируется на сайте и заполняет форму заявления в личном электронном кабинете. Заявление – базовый документ, который становится титульным листом заключения. Если вы допускаете ошибки в заполнении формы, они высвечиваются системой, и вы сразу видите, что нужно исправить. Кроме того, система автоматически проставляет реквизиты. Составленный документ хранится в вашем личном кабинете. После этого заказчик записывается на прием к эксперту, выбирая специалиста по своему выбору и записываясь на вакантный день и час приема согласно информации на сайте. Система автоматически формирует купон с вашими данными, именем эксперта и датой приема документов. В дальнейшем заявитель сможет получить текст заключения в электронном виде через свой личный кабинет.
Анна Фриденталь:
– Не приведет ли переход к электронному документообороту к формализации процесса? Ведь человеческий фактор не может быть исключен, и у заявителя могут возникать обоснованные претензии к эксперту...
Станислав Логунов:
– Человеческий фактор иногда приносит сюрпризы. Так, один проектировщик, не уложившийся с доработкой недостатков в срок, буквально плакал у меня на приеме, поскольку зарубежный инвестор рассматривал сам факт получения отрицательного заключения как ущерб для репутации. В электронном кабинете не поплачешь... Нет, разумеется, электронная форма документооборота не означает «железного занавеса». По средам и пятницам, как и ранее, заявитель может записаться на прием к руководству. Но мы будем стремиться к максимальному использованию электронного общения.
Евгений Харюков:
– В ближайшее время система будет дополнена новыми функциями: сайт будет связан с документами внутреннего оборота. Заявитель получит возможность в любое время узнать, на какой стадии рассмотрения находятся его документы. Кроме того, он сможет самостоятельно проверить расчет стоимости проведения экспертизы.
Анна Фриденталь:
– В каких случаях стоимость экспертизы может возрасти?
Станислав Логунов:
– В некоторых случаях нам приходится привлекать внешних экспертов – например, при подземных работах в сложных градостроительных условиях. Однако это не влияет на стоимость экспертизы, ее размер рассчитывается в строгом соответствии с постановлением правительства России № 145.
Артем Саенко, заместитель директора ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– Часто заявители, получившие отрицательное заключение, затягивают переоформление проектной документации на год и более. В этом случае стоимость приходится рассчитывать заново. Если между первичной и повторной экспертизой вносятся изменения в законодательство, то повторной экспертной оценке подлежит не только тот раздел, где были выявлены ошибки, но и весь пакет документации.
Анна Фриденталь:
– Какие новые требования к составлению проектной документации требуют особого внимания?
Михаил Гришин, эксперт ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– После вступления в силу закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» проектная документация должна обязательно содержать перечень мероприятий по соблюдению требований к энергоэффективности и оснащению приборов учета. Это установлено дополнением к статье 48 Градкодекса. На заседании Комиссии по модернизации в Ханты-Мансийске президент России подчеркивал, что проектировщики должны принимать решения с учетом эксплуатационных расходов. Таким образом, экспертиза становится важным инструментом обеспечения энергоэффективности. Напоминаю, что «Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге» (РМД 11-08-2009) в требованиях к составу проектной документации содержит пункт 7.2.10: «Проектная документация должна содержать материалы по обеспечению энергетической эффективности и энергетический паспорт объекта». Теперь выполнение этого раздела является обязательным. При проектировании инженерного обеспечения в Санкт-Петербурге следует руководствоваться городской Концепцией теплоснабжения, чтобы минимизировать потенциальные потери тепловой энергии. В отдельных случаях требуется децентрализация теплосетей. В свою очередь, при расчете освещенности объектов теперь используются технические условия ГИБДД, где учитывается категория уличной сети и интенсивность дорожного движения.
Ольга Сафронова, первый заместитель директора ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– Очень часто в представляемых проектах не учитываются действующие сегодня требования по озеленению земельного участка, а также по числу машиномест. Заявители жалуются на недостаток площади. Ну что тут можно посоветовать? Используйте подземное пространство.
Вопрос из зала:
– Часть строительных нормативов из обязательных стали рекомендательными. Может быть, недочеты в проектной документации связаны и с этой неопределенностью?
Ольга Сафронова:
– Действительно, нормативная база несовершенна. Так, по федеральному постановлению № 87 «О разделах проектной документации и требованиях к их содержанию» нет четких разъяснений Минрегионразвития.
Александр Почуев, президент НП «Международное сообщество профессиональных советников в сфере экономики и права «Консалтум»:
– Градостроительное законодательство относят к наиболее коррупциогенным из-за несовершенства нормативной базы. Как мне представляется, органы государственной экспертизы должны быть особенно заинтересованы в однозначной трактовке обязательности нормативов.
Станислав Логунов:
– Гильдия управляющих и девелоперов планирует направить запрос в Минрегионразвития об уточнении статуса ряда нормативных документов. В случаях, когда при рассмотрении документации выявляются разночтения в нормативно-правовой базе, следует разрешать споры при помощи юридической экспертизы.
Вопрос из зала:
– Сотрудники вашей службы очень внимательны и корректны, но есть проблема: у вас очень тесное помещение, и в нем душно.
Станислав Логунов:
– Мои сотрудники тоже жалуются на тесноту. Но я надеюсь, что месяца через два-три эта проблема решится. Мы поставили вопрос перед КУГИ о расширении наших помещений с 2000 до 3500 квадратных метров.
Вопрос из зала:
– Что вы делаете в случае, если представитель компании записался на прием, но не пришел? Ведь в новых условиях работы вы не заинтересованы в таких ситуациях. Можете ли вы оштрафовать такого заявителя?
Станислав Логунов:
– Нет, мы не имеем для этого законных оснований. В подобных случаях мы направляем письмо руководству фирмы, которую представляет заявитель. Если такие случаи будут частыми, возможно, мы будем также обращаться в СРО, участником которого является компания. Надо иметь в виду, что у нас еще не очень большой опыт работы в новых условиях. Но учитывая, что мы обслуживаем очень большой поток проектной документации, нужно, чтобы обе стороны – и заказчик, и эксперт – были дисциплинированны. Сейчас и заявитель, и эксперт заинтересованы в максимальном качестве документации, что означает и меньшие расходы для заказчика.
Сегодня к составлению проектов предъявляются более строгие требования, а сам процесс прохождения экспертизы постепенно дебюрократизируется, приобретает гибкую, современную форму – в соответствии с указаниями Президента России об устранении административных барьеров.
Анна Фриденталь, пресс-секретарь Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга, модератор круглого стола:
– В чем состоят основные изменения в практике государственной экспертизы проектов в Санкт-Петербурге?
Станислав Логунов, директор ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– Мы находимся там же, на улице Зодчего Росси, но имеем статус автономного учреждения – то есть работаем, по существу, на хозрасчете. При этом мы осуществляем государственную экспертизу в соответствии с утвержденной законодательством формулой стоимости работы. Новая форма организации нашей работы создает стимулы для ускорения и повышения качества экспертизы. Мы создали удобные условия для заявителей. Теперь прием проектной документации осуществляется ежедневно с 9 до 13 часов. При желании представитель компании может обратиться с заявкой об ускорении проведения экспертизы. Так, срок экспертизы проектов жилых зданий в соответствии с договором может быть сокращен с 45 до 35 дней, прочих объектов – с 90 до 60 дней.
Мы значительно упростили процедуру сдачи документов на экспертизу. Теперь запись производится в уведомительном порядке. Заявителю не требуется заполнять «бегунок». Ликвидирована устаревшая система штамповки дел, введен новый принцип маркировки. Переход на электронный документооборот облегчит работу и бизнесу, и экспертам.
Евгений Харюков, генеральный директор компании «Параграф»:
– По заказу ГАУ «ЦГЭ» мы разработали сайт spbexp.ru. Теперь представитель заказчика регистрируется на сайте и заполняет форму заявления в личном электронном кабинете. Заявление – базовый документ, который становится титульным листом заключения. Если вы допускаете ошибки в заполнении формы, они высвечиваются системой, и вы сразу видите, что нужно исправить. Кроме того, система автоматически проставляет реквизиты. Составленный документ хранится в вашем личном кабинете. После этого заказчик записывается на прием к эксперту, выбирая специалиста по своему выбору и записываясь на вакантный день и час приема согласно информации на сайте. Система автоматически формирует купон с вашими данными, именем эксперта и датой приема документов. В дальнейшем заявитель сможет получить текст заключения в электронном виде через свой личный кабинет.
Анна Фриденталь:
– Не приведет ли переход к электронному документообороту к формализации процесса? Ведь человеческий фактор не может быть исключен, и у заявителя могут возникать обоснованные претензии к эксперту...
Станислав Логунов:
– Человеческий фактор иногда приносит сюрпризы. Так, один проектировщик, не уложившийся с доработкой недостатков в срок, буквально плакал у меня на приеме, поскольку зарубежный инвестор рассматривал сам факт получения отрицательного заключения как ущерб для репутации. В электронном кабинете не поплачешь... Нет, разумеется, электронная форма документооборота не означает «железного занавеса». По средам и пятницам, как и ранее, заявитель может записаться на прием к руководству. Но мы будем стремиться к максимальному использованию электронного общения.
Евгений Харюков:
– В ближайшее время система будет дополнена новыми функциями: сайт будет связан с документами внутреннего оборота. Заявитель получит возможность в любое время узнать, на какой стадии рассмотрения находятся его документы. Кроме того, он сможет самостоятельно проверить расчет стоимости проведения экспертизы.
Анна Фриденталь:
– В каких случаях стоимость экспертизы может возрасти?
Станислав Логунов:
– В некоторых случаях нам приходится привлекать внешних экспертов – например, при подземных работах в сложных градостроительных условиях. Однако это не влияет на стоимость экспертизы, ее размер рассчитывается в строгом соответствии с постановлением правительства России № 145.
Артем Саенко, заместитель директора ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– Часто заявители, получившие отрицательное заключение, затягивают переоформление проектной документации на год и более. В этом случае стоимость приходится рассчитывать заново. Если между первичной и повторной экспертизой вносятся изменения в законодательство, то повторной экспертной оценке подлежит не только тот раздел, где были выявлены ошибки, но и весь пакет документации.
Анна Фриденталь:
– Какие новые требования к составлению проектной документации требуют особого внимания?
Михаил Гришин, эксперт ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– После вступления в силу закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» проектная документация должна обязательно содержать перечень мероприятий по соблюдению требований к энергоэффективности и оснащению приборов учета. Это установлено дополнением к статье 48 Градкодекса. На заседании Комиссии по модернизации в Ханты-Мансийске президент России подчеркивал, что проектировщики должны принимать решения с учетом эксплуатационных расходов. Таким образом, экспертиза становится важным инструментом обеспечения энергоэффективности. Напоминаю, что «Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге» (РМД 11-08-2009) в требованиях к составу проектной документации содержит пункт 7.2.10: «Проектная документация должна содержать материалы по обеспечению энергетической эффективности и энергетический паспорт объекта». Теперь выполнение этого раздела является обязательным. При проектировании инженерного обеспечения в Санкт-Петербурге следует руководствоваться городской Концепцией теплоснабжения, чтобы минимизировать потенциальные потери тепловой энергии. В отдельных случаях требуется децентрализация теплосетей. В свою очередь, при расчете освещенности объектов теперь используются технические условия ГИБДД, где учитывается категория уличной сети и интенсивность дорожного движения.
Ольга Сафронова, первый заместитель директора ГАУ «Центр государственной экспертизы»:
– Очень часто в представляемых проектах не учитываются действующие сегодня требования по озеленению земельного участка, а также по числу машиномест. Заявители жалуются на недостаток площади. Ну что тут можно посоветовать? Используйте подземное пространство.
Вопрос из зала:
– Часть строительных нормативов из обязательных стали рекомендательными. Может быть, недочеты в проектной документации связаны и с этой неопределенностью?
Ольга Сафронова:
– Действительно, нормативная база несовершенна. Так, по федеральному постановлению № 87 «О разделах проектной документации и требованиях к их содержанию» нет четких разъяснений Минрегионразвития.
Александр Почуев, президент НП «Международное сообщество профессиональных советников в сфере экономики и права «Консалтум»:
– Градостроительное законодательство относят к наиболее коррупциогенным из-за несовершенства нормативной базы. Как мне представляется, органы государственной экспертизы должны быть особенно заинтересованы в однозначной трактовке обязательности нормативов.
Станислав Логунов:
– Гильдия управляющих и девелоперов планирует направить запрос в Минрегионразвития об уточнении статуса ряда нормативных документов. В случаях, когда при рассмотрении документации выявляются разночтения в нормативно-правовой базе, следует разрешать споры при помощи юридической экспертизы.
Вопрос из зала:
– Сотрудники вашей службы очень внимательны и корректны, но есть проблема: у вас очень тесное помещение, и в нем душно.
Станислав Логунов:
– Мои сотрудники тоже жалуются на тесноту. Но я надеюсь, что месяца через два-три эта проблема решится. Мы поставили вопрос перед КУГИ о расширении наших помещений с 2000 до 3500 квадратных метров.
Вопрос из зала:
– Что вы делаете в случае, если представитель компании записался на прием, но не пришел? Ведь в новых условиях работы вы не заинтересованы в таких ситуациях. Можете ли вы оштрафовать такого заявителя?
Станислав Логунов:
– Нет, мы не имеем для этого законных оснований. В подобных случаях мы направляем письмо руководству фирмы, которую представляет заявитель. Если такие случаи будут частыми, возможно, мы будем также обращаться в СРО, участником которого является компания. Надо иметь в виду, что у нас еще не очень большой опыт работы в новых условиях. Но учитывая, что мы обслуживаем очень большой поток проектной документации, нужно, чтобы обе стороны – и заказчик, и эксперт – были дисциплинированны. Сейчас и заявитель, и эксперт заинтересованы в максимальном качестве документации, что означает и меньшие расходы для заказчика.
рубрика:
Правила игры
автор:
Константин Черемных