В Петербурге некому строить
Дефицит специалистов со средним профессиональным образованием в строительной отрасли Петербурга составляет 94%. В регионе не хватает образовательных учреждений, которые готовили бы квалифицированных специалистов среднего звена, востребованных на рынке.
Решение этих проблем искали на международной научно-практической конференции «Строительное образование – 2010».
Буквально 10-15 лет назад ситуация с нехваткой профессиональных строителей была значительно хуже, чем сейчас.
По мнению одного из участников конференции, президента холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Дмитрия Заренкова, сегодня число высококвалифицированных специалистов на рынке труда Петербурга растет.
Третье звено
«Мы особенно ощутили это после кризиса, когда в бизнес начали активно приходить молодые, энергичные, грамотные специалисты», – говорит Дмитрий Заренков. Речь идет, прежде всего, о специалистах среднего звена, то есть экономистах, проект-менеджерах, сметчиках, прорабах, и так далее.
Председатель совета директоров холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков преподает в СПбГАСУ, и многие практиканты из вуза остаются в компании. Однако хороших специалистов не так много, об этом свидетельствуют ставки оклада: в среднем по городу это 2-3 тыс. USD для специалиста среднего звена.
По данным председателя президиума Северо-Западного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук Юрия Панибратова, в Петербурге работает около 40 профессиональных образовательных учреждений, которые готовят около 1200 специалистов в год.
«Этого очень мало, поскольку в условиях экономического застоя стройкам Петербурга нужно около 20 тысяч квалифицированных специалистов», – говорит г-н Панибратов.
Рабочая сила
Кроме того, среди имеющихся 1200 специалистов не представлено целого ряда профессий – к примеру, кровельщиков, каменщиков, плотников и т. д.
Все это происходит из-за отсутствия мастеров-наставников и из-за плохой демографической ситуации. Сегодня в Петербурге количество выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений составляет 70% от количества бюджетных мест в вузах. Для привлечения и воспитания специалистов из соседних регионов России нет инфраструктуры, разрушена система общежитий, существовавшая в советские годы. Вместо того чтобы вкладывать в своих граждан, представители строительной отрасли приглашают трудовых мигрантов из стран СНГ.
Переломить сложившуюся ситуацию можно за счет более активного участия бизнеса в образовательном процессе, как это сделали в Финляндии. Один из руководителей Союза строительной промышленности Финляндии Тапио Кари рассказал, что с середины 90-х годов финские предприятия и образовательные учреждения стали работать в тесной связке. Это начало происходить после того, как в 1994 году власти легитимизировали демонстрационные экзамены выпускников технических училищ на рабочем месте.
Студентам училищ предлагается очень короткий курс теории, в основном идет практика у потенциального работодателя. «Преподавателями зачастую выступают сами строители, в том числе руководящий состав, хоть это и случается не так часто, как хотелось бы», – пояснил г-н Кари.
Участие петербургского бизнеса в разработке учебных планов технических училищ, практика в современных цехах дала бы существенный импульс для современной подготовки квалифицированных кадров. Эксперты сходятся во мнении, что выдумывать в этом деле свой особый путь россиянам не стоит.
Решение этих проблем искали на международной научно-практической конференции «Строительное образование – 2010».
Буквально 10-15 лет назад ситуация с нехваткой профессиональных строителей была значительно хуже, чем сейчас.
По мнению одного из участников конференции, президента холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Дмитрия Заренкова, сегодня число высококвалифицированных специалистов на рынке труда Петербурга растет.
Третье звено
«Мы особенно ощутили это после кризиса, когда в бизнес начали активно приходить молодые, энергичные, грамотные специалисты», – говорит Дмитрий Заренков. Речь идет, прежде всего, о специалистах среднего звена, то есть экономистах, проект-менеджерах, сметчиках, прорабах, и так далее.
Председатель совета директоров холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков преподает в СПбГАСУ, и многие практиканты из вуза остаются в компании. Однако хороших специалистов не так много, об этом свидетельствуют ставки оклада: в среднем по городу это 2-3 тыс. USD для специалиста среднего звена.
По данным председателя президиума Северо-Западного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук Юрия Панибратова, в Петербурге работает около 40 профессиональных образовательных учреждений, которые готовят около 1200 специалистов в год.
«Этого очень мало, поскольку в условиях экономического застоя стройкам Петербурга нужно около 20 тысяч квалифицированных специалистов», – говорит г-н Панибратов.
Рабочая сила
Кроме того, среди имеющихся 1200 специалистов не представлено целого ряда профессий – к примеру, кровельщиков, каменщиков, плотников и т. д.
Все это происходит из-за отсутствия мастеров-наставников и из-за плохой демографической ситуации. Сегодня в Петербурге количество выпускников школ и средних профессиональных образовательных учреждений составляет 70% от количества бюджетных мест в вузах. Для привлечения и воспитания специалистов из соседних регионов России нет инфраструктуры, разрушена система общежитий, существовавшая в советские годы. Вместо того чтобы вкладывать в своих граждан, представители строительной отрасли приглашают трудовых мигрантов из стран СНГ.
Переломить сложившуюся ситуацию можно за счет более активного участия бизнеса в образовательном процессе, как это сделали в Финляндии. Один из руководителей Союза строительной промышленности Финляндии Тапио Кари рассказал, что с середины 90-х годов финские предприятия и образовательные учреждения стали работать в тесной связке. Это начало происходить после того, как в 1994 году власти легитимизировали демонстрационные экзамены выпускников технических училищ на рабочем месте.
Студентам училищ предлагается очень короткий курс теории, в основном идет практика у потенциального работодателя. «Преподавателями зачастую выступают сами строители, в том числе руководящий состав, хоть это и случается не так часто, как хотелось бы», – пояснил г-н Кари.
Участие петербургского бизнеса в разработке учебных планов технических училищ, практика в современных цехах дала бы существенный импульс для современной подготовки квалифицированных кадров. Эксперты сходятся во мнении, что выдумывать в этом деле свой особый путь россиянам не стоит.
рубрика:
Правила игры
автор:
Оксана Прохорова