СРО НПП «Союзпетрострой-Проект» – год спустя
6 июля исполняется ровно год с момента получения статуса саморегулируемой организации – первой в регионе в сфере проектирования – НПП «Союзпетрострой-Проект». Итоги первого года работы подводит председатель Совета партнерства Роман Рыбаков.
С 2010 года существовавшее более 10 лет государственное лицензирование в строительстве было заменено институтом саморегулирования. Год назад наша СРО первой в регионе среди проектировщиков была внесена в государственный реестр и приступила к организации деятельности по выдаче допусков на выполнение работ в сфере архитектурно-строительного проектирования. 1 июля вступил в силу приказ Министерства регионального развития № 624, утвердивший новый перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Процедура внесения изменений в перечень не была предусмотрена ни нынешней редакцией Градостроительного кодекса, ни другими нормативными документами, что создало немало трудностей в работе саморегулируемых организаций. Изменение перечня требует замены всех ранее выданных свидетельств о допуске к работам. Поскольку подавляющее большинство видов работ по подготовке проектной документации введено впервые, требуется не просто переоформление, а полная перевыдача допусков. НПП «Союзпетрострой-Проект» ведет огромную работу по проверке соответствия своих членов требованиям нового перечня видов работ, который уже взяли на вооружение заказчики.
Есть основания ожидать, что на этом процесс корректировки нормативной базы саморегулирования не закончится, поскольку само понятие «саморегулирование» появилось у нас совсем недавно. На очереди внесение изменений в Градостроительный кодекс, которые сейчас активно обсуждаются на всех уровнях. На первый взгляд саморегулирование представляется российским изобретением XXI века, но это не так.
История создания саморегулируемых организаций берет свое начало в Америке в 1792 году. В нашей стране им уже около 140 лет. Самоуправление лежало в основе такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. Прообразом союза предпринимателей стала созданная в 1870 году Московская биржа, уставом которой на Биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными и другими общественными организациями.
В разных странах схемы саморегулирования значительно различаются. Однако принципиальная разница между Западом и в Россией состоит в источнике возникновения саморегулирования: в развитых странах оно возникало, как правило, в отсутствие государственного регулирования, тогда как у нас госрегулирование присутствует практически везде и речь идет лишь о его частичном замещении.
Есть очень яркий образ, поясняющий, что такое саморегулирование. В Китае XVIII века один европейский путешественник увидел, как человек на корме весельной лодки периодически погонял гребцов бамбуковой палкой. Оказалось, что гребцы владеют лодкой, а погоняющий их человек – нанятый ими «менеджер», который обеспечивает жесткое соблюдение ритма. Саморегулирование – это и есть такой вот нанятый человек с бамбуковой палкой.
Чтобы возникла сильная организация саморегулирования, способная взять на себя часть государственных полномочий, необходимы добровольное решение предпринимателей и четкое понимание, зачем им нужно, чтобы кто-то их бил бамбуковой палкой. В России при исторически мгновенном переходе к рыночным отношениям регулирование сохранилось за государством по традиции, а также в силу отсутствия в этот момент иных механизмов. Это оформилось системой государственного лицензирования, но не обеспечило обществу приемлемый уровень качества этой деятельности. Государство в любом случае не несло и не несет финансовой ответственности за возможный ущерб в регулируемых им сферах.
Сейчас в строительной отрасли выбрано так называемое «делегированное» саморегулирование. Государство в жесткой форме установило, что для осуществления профессиональной деятельности физическое или юридическое лицо должно являться членом СРО и соблюдать правила этой организации. В случае несоблюдения правил санкции к нарушителю могут применяться как СРО, так и государством. Поскольку речь идет не о создании системы регулирования «с нуля», а об отказе от избыточного госрегулирования, переход к саморегулированию, как показала практика, крайне затруднен и до сих пор не завершен.
Мы считаем, что саморегулирование – это не только и не столько замена государственных лицензий на допуски СРО, сколько распространение принципов саморегулирования на все процессы, происходящие в бизнес-сообществах. Это и создание деловых связей между членами партнерств, между СРО и другими общественными организациями, стимулирование взаимовыручки между компаниями, внедрение принципов деловой этики, налаживание связей с органами государственной власти, то есть создание самодостаточной системы. Участники рынка должны получить легальные возможности влиять на нормотворчество, а государство при этом должно снизить свои расходы на регулирование. Наша деятельность направлена на всемерное развитие организаций – членов СРО, доведение их по всем параметрам до высокого уровня. Более всего это касается качества проектирования, достижения высокой надежности объектов строительства путем повышения квалификации персонала проектных организаций, наращивания материальной базы, информационного обеспечения процесса проектирования.
С 2010 года существовавшее более 10 лет государственное лицензирование в строительстве было заменено институтом саморегулирования. Год назад наша СРО первой в регионе среди проектировщиков была внесена в государственный реестр и приступила к организации деятельности по выдаче допусков на выполнение работ в сфере архитектурно-строительного проектирования. 1 июля вступил в силу приказ Министерства регионального развития № 624, утвердивший новый перечень видов работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Процедура внесения изменений в перечень не была предусмотрена ни нынешней редакцией Градостроительного кодекса, ни другими нормативными документами, что создало немало трудностей в работе саморегулируемых организаций. Изменение перечня требует замены всех ранее выданных свидетельств о допуске к работам. Поскольку подавляющее большинство видов работ по подготовке проектной документации введено впервые, требуется не просто переоформление, а полная перевыдача допусков. НПП «Союзпетрострой-Проект» ведет огромную работу по проверке соответствия своих членов требованиям нового перечня видов работ, который уже взяли на вооружение заказчики.
Есть основания ожидать, что на этом процесс корректировки нормативной базы саморегулирования не закончится, поскольку само понятие «саморегулирование» появилось у нас совсем недавно. На очереди внесение изменений в Градостроительный кодекс, которые сейчас активно обсуждаются на всех уровнях. На первый взгляд саморегулирование представляется российским изобретением XXI века, но это не так.
История создания саморегулируемых организаций берет свое начало в Америке в 1792 году. В нашей стране им уже около 140 лет. Самоуправление лежало в основе такого правового института, как адвокатура и коллегии адвокатов. Прообразом союза предпринимателей стала созданная в 1870 году Московская биржа, уставом которой на Биржевой комитет возлагалась защита интересов биржевого общества перед государственными и другими общественными организациями.
В разных странах схемы саморегулирования значительно различаются. Однако принципиальная разница между Западом и в Россией состоит в источнике возникновения саморегулирования: в развитых странах оно возникало, как правило, в отсутствие государственного регулирования, тогда как у нас госрегулирование присутствует практически везде и речь идет лишь о его частичном замещении.
Есть очень яркий образ, поясняющий, что такое саморегулирование. В Китае XVIII века один европейский путешественник увидел, как человек на корме весельной лодки периодически погонял гребцов бамбуковой палкой. Оказалось, что гребцы владеют лодкой, а погоняющий их человек – нанятый ими «менеджер», который обеспечивает жесткое соблюдение ритма. Саморегулирование – это и есть такой вот нанятый человек с бамбуковой палкой.
Чтобы возникла сильная организация саморегулирования, способная взять на себя часть государственных полномочий, необходимы добровольное решение предпринимателей и четкое понимание, зачем им нужно, чтобы кто-то их бил бамбуковой палкой. В России при исторически мгновенном переходе к рыночным отношениям регулирование сохранилось за государством по традиции, а также в силу отсутствия в этот момент иных механизмов. Это оформилось системой государственного лицензирования, но не обеспечило обществу приемлемый уровень качества этой деятельности. Государство в любом случае не несло и не несет финансовой ответственности за возможный ущерб в регулируемых им сферах.
Сейчас в строительной отрасли выбрано так называемое «делегированное» саморегулирование. Государство в жесткой форме установило, что для осуществления профессиональной деятельности физическое или юридическое лицо должно являться членом СРО и соблюдать правила этой организации. В случае несоблюдения правил санкции к нарушителю могут применяться как СРО, так и государством. Поскольку речь идет не о создании системы регулирования «с нуля», а об отказе от избыточного госрегулирования, переход к саморегулированию, как показала практика, крайне затруднен и до сих пор не завершен.
Мы считаем, что саморегулирование – это не только и не столько замена государственных лицензий на допуски СРО, сколько распространение принципов саморегулирования на все процессы, происходящие в бизнес-сообществах. Это и создание деловых связей между членами партнерств, между СРО и другими общественными организациями, стимулирование взаимовыручки между компаниями, внедрение принципов деловой этики, налаживание связей с органами государственной власти, то есть создание самодостаточной системы. Участники рынка должны получить легальные возможности влиять на нормотворчество, а государство при этом должно снизить свои расходы на регулирование. Наша деятельность направлена на всемерное развитие организаций – членов СРО, доведение их по всем параметрам до высокого уровня. Более всего это касается качества проектирования, достижения высокой надежности объектов строительства путем повышения квалификации персонала проектных организаций, наращивания материальной базы, информационного обеспечения процесса проектирования.
рубрика:
Саморегулирование