Василий Селиванов: «Очень просто мыслить, планировать, работать, если забыть о том, что было до кризиса»
Сегодня на рынке Петербурга работает не так много компаний с многолетней историей, безупречной репутацией и узнаваемостью среди клиентов и партнеров. Еще меньше тех, кто практически без потерь смог пережить кризис. Одна из таких компаний – Setl City. О планах, перспективах и перипетиях современного строительного рынка «Строительному Еженедельнику» рассказал генеральный директор Setl City Василий Селиванов.
– В 2006 году известная всем корпорация «Петербургская Недвижимость» претерпела серьезную реструктуризацию, в результате появился холдинг Setl Group, а в его составе – застройщик и девелопер – компания Setl City. Под новым брендом работать сложнее?
– Ребрендинг и реструктуризация стали необходимы для выхода на рынок публичных заимствований. Корпорация «Петербургская Недвижимость» была преобразована в холдинг Setl Group, а старый бренд остался на рынке в качестве наименования брокерской компании и риэлторского агентства. Если в среде коллег и партнеров мы провели серьезную кампанию и у бизнеса нет вопросов по отношению к Setl City, то у потенциальных клиентов осталось некое недопонимание. Основная сложность реструктуризации оказалась в том, чтобы совместить в глазах потребителей устоявшийся бренд с новым названием, не потеряв при этом наработанный годами актив. Сегодня все встает на свои места.
– Изменилось ли направление бизнеса Setl City? Или трансформации затронули лишь структуру компании?
– Как и прежде, наша основная деятельность – девелопмент. До кризиса мы активно развивали коммерческие и загородные проекты, но приоритетным направлением для нас было и остается строительство жилья. Основа нашей стратегии в том, чтобы компания присутствовала на рынке во всех сегментах жилой недвижимости – от жилья массового спроса до премиум-класса.
– Какой сегмент жилой недвижимости на сегодняшний день в приоритете?
– Конечно, сейчас на рынке в целом преобладает доля жилья экономкласса. У нас же есть проекты и в сегментах бизнес- и премиум-класса. Для девелопера иметь в активе проекты высокого класса необходимо, это как участие в «Формуле-1» для автопроизводителей. Премиум – это всегда хенд-мейд, новые технологии, материалы высокого класса. Позднее мы уникальный собственный опыт и наработанные на этих проектах технологии переносим на объекты более низкого класса, которые возводит наша компания. Это позволяет нам делать каждый следующий дом лучше предыдущего.
– А какой из сегментов жилищного строительства пострадал из-за кризиса более всего?
– Более всего пострадал сегмент бизнес-класса. Он оказался самым уязвимым из-за того, что не находился в зоне уникальных единичных сделок и в то же время оставался далек от требований экономкласса. С одной стороны – это более дорогие, сложные проекты, чем объекты низкой ценовой категории, с другой стороны – это не клубные дома, где несколько квартир, а все-таки в большинстве своем достаточно крупные жилые комплексы. Если в сегменте элитного жилья предложение практически не изменилось – эксклюзивных продаж было и остается ограниченное количество, то бизнес-сегмент, ориентированный на стабильный средний класс, значительно просел. Что же касается экономкласса, то спрос на такое жилье никуда не девается даже в кризис.
– Можно ли сегодня говорить о стабилизации рынка жилья, а значит и о преодолении кризиса? Улучшилась ли ситуация в сегменте бизнес-класса?
– Если не сравнивать нынешние объемы с докризисными цифрами, то можно говорить о стабилизации. Сравнение с тем, что было, – это неблагодарное дело. Очень просто мыслить, планировать, работать, если забыть о том, что было до кризиса. Сегодняшний рынок правильный, структурированный, в нем задействованы все сегменты, у него есть свои параметры. Сделки проходят во всех сегментах, в том числе и бизнес-класс занимает в их объеме немалую долю. Кризис изменил потребности среднего класса – основных покупателей квартир в этом сегменте, – и требования к таким объектам возросли. Это касается и более рациональных планировочных решений, и материалов, и требований к «начинке» дома и архитектуре проектов.
– Какие объекты бизнес-класса есть в портфеле вашей компании?
– Классический объект бизнес-класса – Lake House, который находится на Выборгском шоссе, 112 и сейчас готовится к сдаче. На начальной стадии строительства – «Космос», расположенный на проспекте Юрия Гагарина, 7, рядом с парком Победы. Еще один очень интересный проект – «Столица Residence» на Московском проспекте, 181, но это уже не бизнес-класс, а премиум.
– А что бы вы отнесли к наиболее интересным объектам из разряда эконом?
– Для нас самым интересным объектом такого класса является проект «Семь столиц». Построить дом на отдельно взятом участке – это для нас уже достаточно знакомая и легко решаемая задача, а вот создать качественную среду обитания – это задача другого уровня. Причем качественным этот проект будет во всех отношениях: материалы домов, планировки квартир, окружение – дворы, объекты инфраструктуры… Все это должно сделать проживание удобным. Если говорить о точечных объектах, то сейчас у нас в реализации находится жилой комплекс «Токио» на Мебельной улице, но по своим характеристикам этот проект выше, чем традиционный эконом.
– Каков на сегодняшний день земельный банк компании Setl City?
– Один только проект «Семь столиц» займет 135 гектаров. Плюс по городским проектам, которые выйдут на рынок в ближайшие полтора года, еще порядка 300 тысяч квадратных метров в хорошей стадии подготовки.
– Планирует ли компания пополнить земельный банк? Какие земли особенно интересны девелоперу?
– Мы постоянно рассматриваем предложения на торгах и от частных компаний – девелопмент предполагает активный мониторинг земельного рынка и покупку интересных наделов. Нам нужны только ликвидные земли.
– Какие цели ставит перед собой компания Setl City на ближайший год?
– С учетом специфики девелоперского бизнеса один год – это не так много. В этом году мы планируем запустить вторую очередь квартала «Вена» в «Семи столицах». С ее открытием объем застройки в этом проекте составит порядка 60-70 тысяч квадратных метров. Уже этим летом на рынок выйдет наш новый проект в Калининском районе – «Атланта», неподалеку от завершенного нами «Авангарда». А осенью запустим «Монреаль», расположенный на юго-западе, и проект рядом с нашим строящимся «Токио» на Туристской улице, на участке, который был приобретен на торгах в феврале 2010 года. Еще в ближайший год планируем начать строительство двух объектов премиум-класса. В перспективе – ждем восстановления рынка коммерческой недвижимости. У нас есть несколько приостановленных проектов, в том числе и строительство бизнес-парка.
– По вашим прогнозам, изменится ли в ближайшее время состав игроков рынка недвижимости?
– Рынок четко делится на «больной» и «здоровый». И «больной» рынок ждут изменения, будут исчезать некоторые компании. Процесс будет болезненным, с тяжелыми последствиями. Не исключаю появления новых участников, которые стратегически нацелены на этот рынок и пришли сюда отнюдь не для размещения непрофильных активов.
– А каково оптимальное количество операторов строительного рынка для Петербурга? Это можно просчитать?
– Оптимальное количество то, которое позволяет рынок. Рынок в Петербурге должен быть высококонкурентным. По статистике, первая десятка компаний города контролирует треть рынка. Я считаю, что сейчас у нас на рынке полноценная конкуренция.
– В 2006 году известная всем корпорация «Петербургская Недвижимость» претерпела серьезную реструктуризацию, в результате появился холдинг Setl Group, а в его составе – застройщик и девелопер – компания Setl City. Под новым брендом работать сложнее?
– Ребрендинг и реструктуризация стали необходимы для выхода на рынок публичных заимствований. Корпорация «Петербургская Недвижимость» была преобразована в холдинг Setl Group, а старый бренд остался на рынке в качестве наименования брокерской компании и риэлторского агентства. Если в среде коллег и партнеров мы провели серьезную кампанию и у бизнеса нет вопросов по отношению к Setl City, то у потенциальных клиентов осталось некое недопонимание. Основная сложность реструктуризации оказалась в том, чтобы совместить в глазах потребителей устоявшийся бренд с новым названием, не потеряв при этом наработанный годами актив. Сегодня все встает на свои места.
– Изменилось ли направление бизнеса Setl City? Или трансформации затронули лишь структуру компании?
– Как и прежде, наша основная деятельность – девелопмент. До кризиса мы активно развивали коммерческие и загородные проекты, но приоритетным направлением для нас было и остается строительство жилья. Основа нашей стратегии в том, чтобы компания присутствовала на рынке во всех сегментах жилой недвижимости – от жилья массового спроса до премиум-класса.
– Какой сегмент жилой недвижимости на сегодняшний день в приоритете?
– Конечно, сейчас на рынке в целом преобладает доля жилья экономкласса. У нас же есть проекты и в сегментах бизнес- и премиум-класса. Для девелопера иметь в активе проекты высокого класса необходимо, это как участие в «Формуле-1» для автопроизводителей. Премиум – это всегда хенд-мейд, новые технологии, материалы высокого класса. Позднее мы уникальный собственный опыт и наработанные на этих проектах технологии переносим на объекты более низкого класса, которые возводит наша компания. Это позволяет нам делать каждый следующий дом лучше предыдущего.
– А какой из сегментов жилищного строительства пострадал из-за кризиса более всего?
– Более всего пострадал сегмент бизнес-класса. Он оказался самым уязвимым из-за того, что не находился в зоне уникальных единичных сделок и в то же время оставался далек от требований экономкласса. С одной стороны – это более дорогие, сложные проекты, чем объекты низкой ценовой категории, с другой стороны – это не клубные дома, где несколько квартир, а все-таки в большинстве своем достаточно крупные жилые комплексы. Если в сегменте элитного жилья предложение практически не изменилось – эксклюзивных продаж было и остается ограниченное количество, то бизнес-сегмент, ориентированный на стабильный средний класс, значительно просел. Что же касается экономкласса, то спрос на такое жилье никуда не девается даже в кризис.
– Можно ли сегодня говорить о стабилизации рынка жилья, а значит и о преодолении кризиса? Улучшилась ли ситуация в сегменте бизнес-класса?
– Если не сравнивать нынешние объемы с докризисными цифрами, то можно говорить о стабилизации. Сравнение с тем, что было, – это неблагодарное дело. Очень просто мыслить, планировать, работать, если забыть о том, что было до кризиса. Сегодняшний рынок правильный, структурированный, в нем задействованы все сегменты, у него есть свои параметры. Сделки проходят во всех сегментах, в том числе и бизнес-класс занимает в их объеме немалую долю. Кризис изменил потребности среднего класса – основных покупателей квартир в этом сегменте, – и требования к таким объектам возросли. Это касается и более рациональных планировочных решений, и материалов, и требований к «начинке» дома и архитектуре проектов.
– Какие объекты бизнес-класса есть в портфеле вашей компании?
– Классический объект бизнес-класса – Lake House, который находится на Выборгском шоссе, 112 и сейчас готовится к сдаче. На начальной стадии строительства – «Космос», расположенный на проспекте Юрия Гагарина, 7, рядом с парком Победы. Еще один очень интересный проект – «Столица Residence» на Московском проспекте, 181, но это уже не бизнес-класс, а премиум.
– А что бы вы отнесли к наиболее интересным объектам из разряда эконом?
– Для нас самым интересным объектом такого класса является проект «Семь столиц». Построить дом на отдельно взятом участке – это для нас уже достаточно знакомая и легко решаемая задача, а вот создать качественную среду обитания – это задача другого уровня. Причем качественным этот проект будет во всех отношениях: материалы домов, планировки квартир, окружение – дворы, объекты инфраструктуры… Все это должно сделать проживание удобным. Если говорить о точечных объектах, то сейчас у нас в реализации находится жилой комплекс «Токио» на Мебельной улице, но по своим характеристикам этот проект выше, чем традиционный эконом.
– Каков на сегодняшний день земельный банк компании Setl City?
– Один только проект «Семь столиц» займет 135 гектаров. Плюс по городским проектам, которые выйдут на рынок в ближайшие полтора года, еще порядка 300 тысяч квадратных метров в хорошей стадии подготовки.
– Планирует ли компания пополнить земельный банк? Какие земли особенно интересны девелоперу?
– Мы постоянно рассматриваем предложения на торгах и от частных компаний – девелопмент предполагает активный мониторинг земельного рынка и покупку интересных наделов. Нам нужны только ликвидные земли.
– Какие цели ставит перед собой компания Setl City на ближайший год?
– С учетом специфики девелоперского бизнеса один год – это не так много. В этом году мы планируем запустить вторую очередь квартала «Вена» в «Семи столицах». С ее открытием объем застройки в этом проекте составит порядка 60-70 тысяч квадратных метров. Уже этим летом на рынок выйдет наш новый проект в Калининском районе – «Атланта», неподалеку от завершенного нами «Авангарда». А осенью запустим «Монреаль», расположенный на юго-западе, и проект рядом с нашим строящимся «Токио» на Туристской улице, на участке, который был приобретен на торгах в феврале 2010 года. Еще в ближайший год планируем начать строительство двух объектов премиум-класса. В перспективе – ждем восстановления рынка коммерческой недвижимости. У нас есть несколько приостановленных проектов, в том числе и строительство бизнес-парка.
– По вашим прогнозам, изменится ли в ближайшее время состав игроков рынка недвижимости?
– Рынок четко делится на «больной» и «здоровый». И «больной» рынок ждут изменения, будут исчезать некоторые компании. Процесс будет болезненным, с тяжелыми последствиями. Не исключаю появления новых участников, которые стратегически нацелены на этот рынок и пришли сюда отнюдь не для размещения непрофильных активов.
– А каково оптимальное количество операторов строительного рынка для Петербурга? Это можно просчитать?
– Оптимальное количество то, которое позволяет рынок. Рынок в Петербурге должен быть высококонкурентным. По статистике, первая десятка компаний города контролирует треть рынка. Я считаю, что сейчас у нас на рынке полноценная конкуренция.
рубрика:
Личное дело