Взгляд сквозь стекло

В прошлом году рынок светопрозрачных конструкций Ленобласти и Петербурга показал отрицательную динамику. Сокращение объемов строительства в кризисный период способствовало уходу с рынка более чем 30% производителей. При этом в регионе продолжали и продолжают открываться новые предприятия различного уровня. По мнению экспертов, 2010 год обещает стать началом выхода из кризиса.

Наибольшие финансовые потери понесли крупные предприятия, ориентированные на «большое» строительство. Однако большинство из них сумели сохранить свои позиции, чего нельзя сказать о компаниях средней величины, которые содержат собственное производство, но не имеют достаточной реализации, способной обеспечить прибыль для покрытия текущих расходов и затрат на рекламу. Этот сегмент пострадает больше всего.

Игра стоит свеч

Перед началом экономического спада оконный рынок Ленобласти достиг стабильности. Так, четко определялись основные производители профиля (пять-шесть брендов), пятерку производителей строительного стекла (компании общероссийского масштаба), большую часть рынка занимали переработчики профиля и компании-посредники.
За несколько кризисных лет объем рынка ПВХ-конструкций в нашем регионе сократился на 40 с лишним процентов. По предварительным подсчетам, на областном рынке работает около 80 компаний-производителей, большая часть производственных мощностей находится в Петербурге.
По мнению Евгения Яковлева, директора департамента по сбыту и поддержке клиентов ООО «Декенинк Рус», оконный рынок Ленинградской области и Северо-Западного региона мало чем отличается от российского рынка в целом – он огромен. «Однако экономический потенциал Северо-Западного региона не очень высок. Плотность населения значительно уступает близлежащей Московской области и Центральному региону России; тем не менее следует выделить Архангельскую область как сильный регион с точки зрения экономического потенциала, а также Ленинградскую область. В целом доля оконного рынка Северо-Западного региона (включая Санкт-Петербург) составляет 10-12 процентов от российского рынка», – говорит эксперт.
Среди основных игроков рынка поставщики профиля Ivaper, Rehau, Deceuninck, Veka. Среди производителей оконной продукции – «Окна от природы» (Veka, Санкт-Петербург), «Гласкек» (Deceuninck, Санкт-Петербург), «Домино+» (Deceuninck, Архангельск), «Форте» (Ivaper, Санкт-Петербург).
«Всего на Северо-Западный регион приходится около 16 процентов от нашего общего объема продаж по России. На этом рынке представлены все три наши системы ("Фаворит", "Баутек", "Форвард"). 90 процентов продаж делят между собой две наши системы: пятикамерный "Фаворит" с шириной профиля 71 миллиметр и трехкамерный "Баутек" с такой же шириной. Оставшиеся 10 процентов занимает система "Форвард". Эту систему мы запустили в марте 2009 как актуальное решение в условиях экономической ситуации и результат быстрого реагирования компании "Декенинк" на запросы рынка. Новые конструкторские идеи делают систему "Форвард" привлекательной с экономической точки зрения и доступной для широкого круга покупателей. По своим потребительским свойствам "Форвард" превосходит другие системы экономкласса», – рассказывают представители ООО «Декенинк Рус».
Еще один бренд, продвигаемый ООО «Северо-Западная металлопластиковая компания», – «Окна Прок», который изготавливает продукцию на базе профилей Veka и Roto. Петербургские компании WinDoors и «Окна Панорама» вошли в топ-10 лидеров июльского рейтинга, составленного независимым отраслевым центром «О.К.Н.А. Маркетинг» по качеству продаж пластиковых окон. Довольно серьезный объем рынка приходится на долю Парголовского завода современных строительных технологий «Стеклов», использующего ПВХ-профиль Gealan, изготовляемый по лицензии немецкого концерна Gealan Fenster-Systeme, и отечественный ПВХ-профиль Plafen, изготовляемый по австрийской технологии.
Светопрозрачные конструкции из пластика начали выпускать в Гатчинском районе Ленинградской области. Группа компаний «СУ-155» запустила новое производство на территории завода ЖБИ в поселке Войсковицы по брендом «Балтийское окно». Параллельно был заложен фундамент нового цеха, площадь которого составит более 5 тыс. кв. м. Мощность производства превышает 2,2 тыс. кв. м конструкций в месяц, в дальнейшем ее увеличат до 8,2 тыс. кв. м продукции в месяц.
В массиве «Соржа-Старая» на территории Заневского сельского поселения ООО «Лабрадор» намерено запустить производство по выпуску светопрозрачных конструкций из ПВХ мощностью 65 тыс. кв. м продукции в год. Предприятие фактически будет перебазировано из Петербурга на территорию Всеволожского района Ленобласти. Объем инвестиций в строительство первой очереди завода, которое продлится около полугода, оценивается в 15 млн рублей.

Спрос рождается заново

По данным центра «О.К.Н.А. Маркетинг», спрос на поливинилхлоридные окна за 2 года уменьшился на 40%. Эксперты расходятся в оценке настоящего и будущего оконного рынка, но практически все уверены, что потенциал его в Северо-Западном регионе огромен. Здесь нужно много строить и ремонтировать, соблюдая новые энергоэффективные требования. Сегодня рынок светопрозрачных конструкций находится в стадии перестройки из-за изменений в структуре спроса. Так, уменьшились объемы коммерческого и промышленного строительства, поэтому важнейшими заказчиками российских оконщиков стали капитальный ремонт жилья, частное домостроение и государственный заказ. Самые оптимистично настроенные эксперты полагают, что кризис в оконной отрасли России можно преодолеть уже в 2010 году, причем в любом случае не обойдется без укрупнения соответствующего бизнеса.
В этом году основная конкурентная борьба будет наблюдаться на рынке «вторичного» остекления – муниципальные тендеры и частные заказы.
В любом случае лидерами рынка остаются пластиковые окна, на долю которых приходится свыше 60% от общего объема остекления. Остальные 40 делят между собой алюминиевые и деревянные конструкции. Эта тенденция сохранится в ближайшем будущем. Качественные изделия из ПВХ являются «золотой серединой» потребительского выбора: они более привлекательны по цене, чем деревянные, и обладают значительно лучшей теплоизоляцией, чем алюминиевые.
Основной тенденцией ближайшего будущего в оконном производстве станет использование новых конструктивных решений, позволяющих повысить энергоэффективность продукции.

Красная цена

За время кризиса сменился не только состав игроков. Наблюдалось повышение себестоимости на 15%, обусловленное значительным ростом цен на сырье. Так, цена на алюминий подскочила на 30%, в настоящее время стоимость тонны алюминия колеблется на отметке 1850-1845 USD за тонну, а европейские производители пластика планируют повысить его цену на 80 EUR за тонну. При этом стоимость стекла и светопрозрачных конструкций снизилась на 5-10%.
Как отмечают эксперты, доля алюминия в себестоимости производства светопрозрачных конструкций в зависимости от применяемой профильной системы составляет от 30 до 50%. С начала второго полугодия 2009 года цена на профильные системы поднялась на 10-15%.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Любовь Андреева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.