Региональные нормативы градостроительного проектирования Санкт-Петербурга: вопросов больше, чем ответов
В соответствии с планом совместных законодательных инициатив губернатора Санкт-Петербурга и Законодательного собрания города на 2010-2011 годы подготовлен законопроект «Об утверждении региональных нормативов градостроительного проектирования».
Планируется, что законопроект будет вынесен на утверждение в осеннюю сессию ЗакСа. Региональные нормативы градостроительного проектирования Санкт-Петербурга (далее РНГП) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Целью РНГП, как нормативно-технического документа, является обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения и взаимной увязки планирования социально-экономического развития города с градостроительным проектированием. Нормативы ориентированы на положения Генерального плана Санкт-Петербурга, Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, действующих СНиП, СанПиН и ГОСТов.
Несмотря на то что над проектом Региональных нормативов градостроительного проектирования трудились специалисты крупнейших саморегулируемых организаций Санкт-Петербурга и рабочая группа Законодательного собрания, появление нормативов в большинстве своем вызвало негативную реакцию со стороны строительного сообщества. Какие же недоработки законопроекта стали причиной формирования такого отношения строителей? Комментирует вице-президент СРО НП «Объединение строителей СПб», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Белоусов:
– Хотелось бы отметить, что одним из главных недостатков проекта РНГП является то, что многие статьи нормативов дублируют Градостроительный кодекс РФ и уже принятые законы Санкт-Петербурга в сфере строительства или являются предметом регулирования Правил землепользования и застройки. Нормативы содержат большое число размытых, неконкретных формулировок, затрудняющих их практическое применение. Кроме того, проекту РНГП требуется систематизация определений и дополнение терминологией, имеющей нормативный смысл.
Интересно и то, что в соответствии со статьями 6 и 7 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации не уполномочены осуществлять техническое регулирование в области градостроительной деятельности. Это приоритет органов государственной власти Российской Федерации. Что касается применения региональных нормативов, то согласно Градостроительному кодексу РФ оно возможно только в двух случаях – при подготовке схемы территориального планирования и подготовке Генерального плана. Это другой недостаток законопроекта.
Кроме того – указанные региональные нормативы должны регулировать вопросы обеспеченности населения конкретными социальными и инфраструктурными объектами. Но в тексте нормативов неоднократно идет речь о регулировании конкретных требований к размещению социальных и прочих объектов (отступы от красных линий и других зданий (объектов), возможность пристройки к существующим зданиям, конфигурация и площадь земельных участков, требуемая для размещения того или иного объекта и др.). Это относится к сфере технического регулирования в проектировании и строительстве, являющейся компетенцией федеральных органов власти. Эти нормы в проекте нормативов надо исключить.
И это еще не все. Не остается без внимания и тот факт, что в тексте РНГП есть приложения, которые указываются как обязательные. Это неправильно, поскольку нормативы утверждаются законом Санкт-Петербурга и во всех случаях обязательны к исполнению.
Раздел нормативов, посвященный санитарно-эпидемиологическим требованиям к городской среде, необходимо исключить, сохранив отсылочную норму на то, что санитарно-эпидемиологические требования к городской среде определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утверждаемыми уполномоченным органом федеральной исполнительной власти в соответствии с федеральным законом.
Вызывает удивление и тот факт, что в тексте РНГП даются ссылки на московские нормативные документы, несмотря на статью Градостроительного кодекса РФ о том, что каждый регион устанавливает нормативы градостроительного проектирования с учетом конкретных особенностей.
И наконец, еще одним существенным недостатком нормативов является отсутствие дифференцированных требований в отношении жилой застройки районов исторического центра города. При этом не учитывается реальная ситуация – ведь размещение образовательных, спортивных, социальных учреждений и учреждений здравоохранения для населения в тех же объемах, что и в спальных районах города, несомненно, станет для строителей проблемой.
В заключение подчеркну, что перечень замечаний на этом не заканчивается. А следовательно, законопроект потребует существенной доработки. Надеюсь, что рабочая группа Законодательного собрания Петербурга подготовит исчерпывающие поправки к законопроекту, а разработчики закона учтут их в полном объеме до внесения в Законодательное собрание.
Планируется, что законопроект будет вынесен на утверждение в осеннюю сессию ЗакСа. Региональные нормативы градостроительного проектирования Санкт-Петербурга (далее РНГП) разработаны в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Целью РНГП, как нормативно-технического документа, является обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности населения и взаимной увязки планирования социально-экономического развития города с градостроительным проектированием. Нормативы ориентированы на положения Генерального плана Санкт-Петербурга, Закона Санкт-Петербурга «О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге», Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга, действующих СНиП, СанПиН и ГОСТов.
Несмотря на то что над проектом Региональных нормативов градостроительного проектирования трудились специалисты крупнейших саморегулируемых организаций Санкт-Петербурга и рабочая группа Законодательного собрания, появление нормативов в большинстве своем вызвало негативную реакцию со стороны строительного сообщества. Какие же недоработки законопроекта стали причиной формирования такого отношения строителей? Комментирует вице-президент СРО НП «Объединение строителей СПб», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Белоусов:
– Хотелось бы отметить, что одним из главных недостатков проекта РНГП является то, что многие статьи нормативов дублируют Градостроительный кодекс РФ и уже принятые законы Санкт-Петербурга в сфере строительства или являются предметом регулирования Правил землепользования и застройки. Нормативы содержат большое число размытых, неконкретных формулировок, затрудняющих их практическое применение. Кроме того, проекту РНГП требуется систематизация определений и дополнение терминологией, имеющей нормативный смысл.
Интересно и то, что в соответствии со статьями 6 и 7 Градостроительного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации не уполномочены осуществлять техническое регулирование в области градостроительной деятельности. Это приоритет органов государственной власти Российской Федерации. Что касается применения региональных нормативов, то согласно Градостроительному кодексу РФ оно возможно только в двух случаях – при подготовке схемы территориального планирования и подготовке Генерального плана. Это другой недостаток законопроекта.
Кроме того – указанные региональные нормативы должны регулировать вопросы обеспеченности населения конкретными социальными и инфраструктурными объектами. Но в тексте нормативов неоднократно идет речь о регулировании конкретных требований к размещению социальных и прочих объектов (отступы от красных линий и других зданий (объектов), возможность пристройки к существующим зданиям, конфигурация и площадь земельных участков, требуемая для размещения того или иного объекта и др.). Это относится к сфере технического регулирования в проектировании и строительстве, являющейся компетенцией федеральных органов власти. Эти нормы в проекте нормативов надо исключить.
И это еще не все. Не остается без внимания и тот факт, что в тексте РНГП есть приложения, которые указываются как обязательные. Это неправильно, поскольку нормативы утверждаются законом Санкт-Петербурга и во всех случаях обязательны к исполнению.
Раздел нормативов, посвященный санитарно-эпидемиологическим требованиям к городской среде, необходимо исключить, сохранив отсылочную норму на то, что санитарно-эпидемиологические требования к городской среде определяются санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, утверждаемыми уполномоченным органом федеральной исполнительной власти в соответствии с федеральным законом.
Вызывает удивление и тот факт, что в тексте РНГП даются ссылки на московские нормативные документы, несмотря на статью Градостроительного кодекса РФ о том, что каждый регион устанавливает нормативы градостроительного проектирования с учетом конкретных особенностей.
И наконец, еще одним существенным недостатком нормативов является отсутствие дифференцированных требований в отношении жилой застройки районов исторического центра города. При этом не учитывается реальная ситуация – ведь размещение образовательных, спортивных, социальных учреждений и учреждений здравоохранения для населения в тех же объемах, что и в спальных районах города, несомненно, станет для строителей проблемой.
В заключение подчеркну, что перечень замечаний на этом не заканчивается. А следовательно, законопроект потребует существенной доработки. Надеюсь, что рабочая группа Законодательного собрания Петербурга подготовит исчерпывающие поправки к законопроекту, а разработчики закона учтут их в полном объеме до внесения в Законодательное собрание.
рубрика:
Саморегулирование