Технический надзор: пора вернуться к истокам
В канун VIII Съезда строителей президент Ассоциации технических заказчиков строительства Санкт-Петербурга Владимир Хренов рассказал о наиболее актуальных вопросах законодательства и проблемах, которые сегодня беспокоят строительных управленцев.
– Владимир Иванович, год саморегулирования отрасли позади. Как вы оцениваете итоги осуществленных изменений законодательства в части, касающейся технических заказчиков?
– В прошлом году АТЗС указывала на нелепость того обстоятельства, что технический заказчик должен был, как предполагалось, получать допуски к своей деятельности в саморегулируемых организациях двух видов: проектной и строительной. Отмеченный недостаток был устранен в зарегистрированном приказе Минрегиона РФ № 480.
Мы также подвергли критике цейтнот и противоправное положение, на которые обрекались технические заказчики в случае намеченного осуществления регистрации приказа в 2009 году и введения саморегулирования в рассматриваемой сфере деятельности с января 2010 года. Несмотря на реализацию этого плана де-юре, де-факто здравый смысл восторжествовал, и на протяжении первых месяцев текущего года технических заказчиков, по нашим сведениям, не карали за отсутствие допусков. Таким образом, переход от лицензирования к саморегулированию осуществился на практике в приемлемой форме.
– Вы сказали: «главное». Были и иные новации, помельче?
– Были и будут. К сожалению, наше законодательство весьма несовершенно, и доработки его нередко влекут за собой необходимость дальнейших изменений. Подчеркну: основной тренд мы рассматриваем как положительный. Мы настаивали на необходимости введения саморегулирования для технических заказчиков в области строительного контроля и получили его. АТЗС обращалась в Госдуму РФ с предложением о разработке соответствующего положения и постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468 «Положение о проведении строительного контроля» было утверждено.
В то же время мы по-прежнему убеждены, что допуски к строительному контролю должны выдавать специализированные саморегулируемые организации четвертого вида, который необходимо предусмотреть в Градостроительном кодексе РФ. Кроме того, вызывает сомнения методика привязки размеров взносов в компенсационный фонд СРО к объемам для компаний, осуществляющих организацию строительства (а этим занимается большинство технических заказчиков) и использование в качестве базы «обложения», плановых показателей. Таким образом, мы прогнозируем в близкой перспективе новые правовые подвижки и намерены участвовать в их подготовке.
– Какие поправки законодательства представляются вам самыми насущными? В чем будут состоять ваши предложения?
– Главные наши усилия будут направлены на утверждение статуса и границ ответственности представителей профессии технического заказчика путем инициации внесения необходимых изменений в Градостроительный кодекс РФ. Начать следует с терминологии. Было бы логично дополнить статью 1 (в которой отсутствует термин «заказчик») основным понятием (термином) «технический заказчик строительства (инженер, инженерная организация)», заменив этим термином в дальнейшем тексте термин «заказчик». Такой шаг позволит устранить терминологическую коллизию, состоящую в том, что инженерная организация в терминах Градостроительного кодекса РФ оказывается «заказчиком», а в терминах Гражданского кодекса РФ – «подрядчиком».
Кроме того, поскольку с точки зрения безопасности объектов капитального строительства важнейшей функцией технического заказчика является строительный контроль, необходимо четко дифференцировать виды последнего путем внесения соответствующих изменений в статью 53 Градостроительного кодекса РФ «Строительный контроль». Сегодня, согласно указанной статье, строительный контроль проводится «лицом, осуществляющим строительство». Но «лицо» это весьма неопределенное. Им может являться наряду с застройщиком и иное «привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо» (статья 52). Представляется целесообразным, вернувшись к истокам, предусмотреть в качестве обязательного осуществление строительного контроля трех видов:
1) строительный контроль проектировщика (авторский надзор);
2) строительный контроль подрядчика (операционный контроль качества строительства);
3) строительный контроль технического заказчика строительства (технический надзор).
При этом полный набор функций представителей нашей профессии необходимо определить в отдельном новом документе – Положении о техническом заказчике строительства и техническом надзоре.
– Владимир Иванович, год саморегулирования отрасли позади. Как вы оцениваете итоги осуществленных изменений законодательства в части, касающейся технических заказчиков?
– В прошлом году АТЗС указывала на нелепость того обстоятельства, что технический заказчик должен был, как предполагалось, получать допуски к своей деятельности в саморегулируемых организациях двух видов: проектной и строительной. Отмеченный недостаток был устранен в зарегистрированном приказе Минрегиона РФ № 480.
Мы также подвергли критике цейтнот и противоправное положение, на которые обрекались технические заказчики в случае намеченного осуществления регистрации приказа в 2009 году и введения саморегулирования в рассматриваемой сфере деятельности с января 2010 года. Несмотря на реализацию этого плана де-юре, де-факто здравый смысл восторжествовал, и на протяжении первых месяцев текущего года технических заказчиков, по нашим сведениям, не карали за отсутствие допусков. Таким образом, переход от лицензирования к саморегулированию осуществился на практике в приемлемой форме.
– Вы сказали: «главное». Были и иные новации, помельче?
– Были и будут. К сожалению, наше законодательство весьма несовершенно, и доработки его нередко влекут за собой необходимость дальнейших изменений. Подчеркну: основной тренд мы рассматриваем как положительный. Мы настаивали на необходимости введения саморегулирования для технических заказчиков в области строительного контроля и получили его. АТЗС обращалась в Госдуму РФ с предложением о разработке соответствующего положения и постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468 «Положение о проведении строительного контроля» было утверждено.
В то же время мы по-прежнему убеждены, что допуски к строительному контролю должны выдавать специализированные саморегулируемые организации четвертого вида, который необходимо предусмотреть в Градостроительном кодексе РФ. Кроме того, вызывает сомнения методика привязки размеров взносов в компенсационный фонд СРО к объемам для компаний, осуществляющих организацию строительства (а этим занимается большинство технических заказчиков) и использование в качестве базы «обложения», плановых показателей. Таким образом, мы прогнозируем в близкой перспективе новые правовые подвижки и намерены участвовать в их подготовке.
– Какие поправки законодательства представляются вам самыми насущными? В чем будут состоять ваши предложения?
– Главные наши усилия будут направлены на утверждение статуса и границ ответственности представителей профессии технического заказчика путем инициации внесения необходимых изменений в Градостроительный кодекс РФ. Начать следует с терминологии. Было бы логично дополнить статью 1 (в которой отсутствует термин «заказчик») основным понятием (термином) «технический заказчик строительства (инженер, инженерная организация)», заменив этим термином в дальнейшем тексте термин «заказчик». Такой шаг позволит устранить терминологическую коллизию, состоящую в том, что инженерная организация в терминах Градостроительного кодекса РФ оказывается «заказчиком», а в терминах Гражданского кодекса РФ – «подрядчиком».
Кроме того, поскольку с точки зрения безопасности объектов капитального строительства важнейшей функцией технического заказчика является строительный контроль, необходимо четко дифференцировать виды последнего путем внесения соответствующих изменений в статью 53 Градостроительного кодекса РФ «Строительный контроль». Сегодня, согласно указанной статье, строительный контроль проводится «лицом, осуществляющим строительство». Но «лицо» это весьма неопределенное. Им может являться наряду с застройщиком и иное «привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо» (статья 52). Представляется целесообразным, вернувшись к истокам, предусмотреть в качестве обязательного осуществление строительного контроля трех видов:
1) строительный контроль проектировщика (авторский надзор);
2) строительный контроль подрядчика (операционный контроль качества строительства);
3) строительный контроль технического заказчика строительства (технический надзор).
При этом полный набор функций представителей нашей профессии необходимо определить в отдельном новом документе – Положении о техническом заказчике строительства и техническом надзоре.
рубрика:
Саморегулирование