Охранять компенсационные фонды по закону
По оценкам экспертов, в ближайшее время общая денежная сумма, сосредоточенная в компенсационных фондах саморегулируемых организаций Санкт-Петербурга, составит порядка 4 млрд рублей. Строительное сообщество беспокоят попытки хищения средств из этих фондов и рост продаж допусков на строительные работы «коммерческими СРО».
Как устранить недобросовестную конкуренцию на строительном рынке и сохранить компенсационные фонды, в рамках совместного совещания обсуждали представители крупнейших саморегулируемых организаций Петербурга, подписавших соглашение о сотрудничестве.
За чужой счет
Основными причинами сложившейся ситуации профессиональные участники строительного рынка называют активную работу «коммерческих СРО», ведущих торговлю допусками на право осуществления строительных работ, что приводит к невыполнению их членами обязательств, прописанных в законодательстве. «Более того, такие компании-"однодневки" участвуют в конкурсных процедурах и становятся исполнителями работ по государственным заказам Санкт-Петербурга, но при этом не располагают необходимым оборудованием и специалистами соответствующей квалификации», – поясняет вице-президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», депутат Законодательного собрания СПб Алексей Белоусов. Компенсационный фонд у таких организаций собран не в полном объеме, а ведь именно эти средства являются залогом обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями работ и услуг. «При этом добросовестные строительные компании выполняют требования 240-ФЗ, который обязал строительные организации увеличить взнос в компенсационный фонд с 300 тысяч до 10 миллионов рублей, пропорционально объему выполняемых работ, и изымают значительные суммы из оборотных средств», – добавляет Алексей Белоусов. По его словам, недобросовестные компании, как правило, страхуют свою ответственность в минимальном размере или не страхуют вообще, что не позволяет даже частично возместить вред в случае недостатков строительных работ. В результате на строительном рынке Санкт-Петербурга возникает ситуация, когда профессиональные участники строительного рынка не только терпят финансовые убытки, но и теряют доверие со стороны потребителей – жителей города.
Деньги – в банки!
Осознавая возможные последствия потери компенсационного фонда, крупнейшие саморегулируемые организации Санкт-Петербурга считают, что необходимо принять решительные меры, которые позволят исправить сложившееся положение дел. В первую очередь должна быть решена задача сохранности компенсационного фонда СРО.
Действующее законодательство не устанавливает гарантий обеспечения компенсационных фондов саморегулируемых организаций. В связи с этим юридическая служба НП «Объединение строителей СПб» совместно со специалистами Законодательного собрания Санкт-Петербурга подготовила законопроект, вносящий ясность в критерии выбора кредитных организаций для размещения средств компенсационных фондов и процедуру снятия средств со счета СРО.
Так, предлагаемая редакция статей Градостроительного кодекса РФ рекомендует размещать средства компенсационного фонда на депозитных счетах тех российских банков, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет не менее 50%. Более того, решение о выборе кредитной организации принимается на общем собрании членов СРО по итогам проведения открытого конкурса.
В случае принятия законопроекта будут установлены ограничения на единоличное снятие средств со счета компенсационного фонда руководителем СРО: теперь это можно будет сделать только при наличии нотариально заверенного решения суда о привлечении СРО к ответственности по обязательствам ее члена, возникшим вследствие причинения вреда. Кроме того, такая мера усилит защиту компенсационного фонда от мошеннических операций.
Допуск к Госзаказу
Ссылаясь на 240-ФЗ, представители ведущих СРО подготовили обращение к членам правительства Санкт-Петербурга и председателям комитетов Администрации Санкт-Петербурга. В документе предлагается внести изменения в состав конкурсной документации в рамках государственного заказа Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми компания обязуется предоставлять платежное поручение, заверенное банком, о перечислении средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации в объемах, предусмотренных действующим законодательством. По мнению экспертов, данная мера станет наиболее эффективным инструментом в устранении «коммерческих СРО» с профессионального строительного рынка Санкт-Петербурга.
Информация – самый дорогой актив
Участники совещания саморегулируемых организаций, подписавших соглашение о сотрудничестве, подняли вопрос об активизации процесса обмена информацией о недобросовестных компаниях, исключенных из СРО, – с тем, чтобы максимально снизить возможность этих организаций вести деятельность на строительном рынке.
Создание единой базы данных для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа позволило бы решить проблему членства в двух и более СРО со стороны недобросовестных строительных компаний. «Именно такую задачу ставило строительное сообщество перед Общественным советом по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве Петербурга более года назад, – комментирует Алексей Белоусов. – Однако препятствием к решению этой задачи служат различия в системах управления базами данных, в которых ведутся реестры членов СРО. Считаю, что необходимо в рамках ближайших заседаний Общественного совета и Координационного совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО вывести этот вопрос на рассмотрение».
Анализируя причины сложившейся ситуации и пути ее развития, профессионалы строительного рынка Санкт-Петербурга сходятся в одном: недобросовестную конкуренцию можно устранить только двумя путями – совместной работой, основанной на взаимопонимании и доверии, и внесением изменений в законодательство как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Как устранить недобросовестную конкуренцию на строительном рынке и сохранить компенсационные фонды, в рамках совместного совещания обсуждали представители крупнейших саморегулируемых организаций Петербурга, подписавших соглашение о сотрудничестве.
За чужой счет
Основными причинами сложившейся ситуации профессиональные участники строительного рынка называют активную работу «коммерческих СРО», ведущих торговлю допусками на право осуществления строительных работ, что приводит к невыполнению их членами обязательств, прописанных в законодательстве. «Более того, такие компании-"однодневки" участвуют в конкурсных процедурах и становятся исполнителями работ по государственным заказам Санкт-Петербурга, но при этом не располагают необходимым оборудованием и специалистами соответствующей квалификации», – поясняет вице-президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», депутат Законодательного собрания СПб Алексей Белоусов. Компенсационный фонд у таких организаций собран не в полном объеме, а ведь именно эти средства являются залогом обеспечения имущественной ответственности членов СРО перед потребителями работ и услуг. «При этом добросовестные строительные компании выполняют требования 240-ФЗ, который обязал строительные организации увеличить взнос в компенсационный фонд с 300 тысяч до 10 миллионов рублей, пропорционально объему выполняемых работ, и изымают значительные суммы из оборотных средств», – добавляет Алексей Белоусов. По его словам, недобросовестные компании, как правило, страхуют свою ответственность в минимальном размере или не страхуют вообще, что не позволяет даже частично возместить вред в случае недостатков строительных работ. В результате на строительном рынке Санкт-Петербурга возникает ситуация, когда профессиональные участники строительного рынка не только терпят финансовые убытки, но и теряют доверие со стороны потребителей – жителей города.
Деньги – в банки!
Осознавая возможные последствия потери компенсационного фонда, крупнейшие саморегулируемые организации Санкт-Петербурга считают, что необходимо принять решительные меры, которые позволят исправить сложившееся положение дел. В первую очередь должна быть решена задача сохранности компенсационного фонда СРО.
Действующее законодательство не устанавливает гарантий обеспечения компенсационных фондов саморегулируемых организаций. В связи с этим юридическая служба НП «Объединение строителей СПб» совместно со специалистами Законодательного собрания Санкт-Петербурга подготовила законопроект, вносящий ясность в критерии выбора кредитных организаций для размещения средств компенсационных фондов и процедуру снятия средств со счета СРО.
Так, предлагаемая редакция статей Градостроительного кодекса РФ рекомендует размещать средства компенсационного фонда на депозитных счетах тех российских банков, в уставном капитале которых доля государственного участия составляет не менее 50%. Более того, решение о выборе кредитной организации принимается на общем собрании членов СРО по итогам проведения открытого конкурса.
В случае принятия законопроекта будут установлены ограничения на единоличное снятие средств со счета компенсационного фонда руководителем СРО: теперь это можно будет сделать только при наличии нотариально заверенного решения суда о привлечении СРО к ответственности по обязательствам ее члена, возникшим вследствие причинения вреда. Кроме того, такая мера усилит защиту компенсационного фонда от мошеннических операций.
Допуск к Госзаказу
Ссылаясь на 240-ФЗ, представители ведущих СРО подготовили обращение к членам правительства Санкт-Петербурга и председателям комитетов Администрации Санкт-Петербурга. В документе предлагается внести изменения в состав конкурсной документации в рамках государственного заказа Санкт-Петербурга, в соответствии с которыми компания обязуется предоставлять платежное поручение, заверенное банком, о перечислении средств в компенсационный фонд саморегулируемой организации в объемах, предусмотренных действующим законодательством. По мнению экспертов, данная мера станет наиболее эффективным инструментом в устранении «коммерческих СРО» с профессионального строительного рынка Санкт-Петербурга.
Информация – самый дорогой актив
Участники совещания саморегулируемых организаций, подписавших соглашение о сотрудничестве, подняли вопрос об активизации процесса обмена информацией о недобросовестных компаниях, исключенных из СРО, – с тем, чтобы максимально снизить возможность этих организаций вести деятельность на строительном рынке.
Создание единой базы данных для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа позволило бы решить проблему членства в двух и более СРО со стороны недобросовестных строительных компаний. «Именно такую задачу ставило строительное сообщество перед Общественным советом по вопросам координации деятельности саморегулируемых организаций в Санкт-Петербурге в сфере строительства при правительстве Петербурга более года назад, – комментирует Алексей Белоусов. – Однако препятствием к решению этой задачи служат различия в системах управления базами данных, в которых ведутся реестры членов СРО. Считаю, что необходимо в рамках ближайших заседаний Общественного совета и Координационного совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО вывести этот вопрос на рассмотрение».
Анализируя причины сложившейся ситуации и пути ее развития, профессионалы строительного рынка Санкт-Петербурга сходятся в одном: недобросовестную конкуренцию можно устранить только двумя путями – совместной работой, основанной на взаимопонимании и доверии, и внесением изменений в законодательство как на федеральном, так и на региональном уровнях.
рубрика:
Саморегулирование