Сфере ЖКХ требуется СРОчная чистка
В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе РФ находятся несколько законопроектов, устанавливающих институт саморегулирования в различных отраслях, в том числе и в сфере управления многоквартирными домами.
О том, как изменится система ЖКХ после принятия законопроекта №435903-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами)», рассказывает вице-президент саморегулируемой организации НП «Объединение строителей СПб», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Белоусов.
– Алексей Игоревич, на ваш взгляд, насколько обоснованно введение системы саморегулирования в сфере ЖКХ?
– Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство находится в критической ситуации в связи с недофинансированием и отсутствием четкой структуры управления. Переход на саморегулирование позволит создать в отрасли более совершенные механизмы контроля качества услуг компаний, работающих в ЖКХ, и вывести на высокий профессиональный уровень процесс эксплуатации жилых объектов. Кроме того, унификация документов сделает деятельность этих организаций более прозрачной. Более того, открытость сведений об услугах и тарифах станет основой для добросовестной конкуренции среди управляющих компаний.
– Область ЖКХ является смежной для строительной отрасли. В связи с этим как СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» планирует взаимодействовать с управляющими компаниями, работающими с многоквартирными домами?
– СРО выступила инициатором создания некоммерческого партнерства «Объединение управляющих компаний», которое недавно получило статус саморегулируемой организации. Сегодня в состав нового Объединения входит более 40 компаний. Более того, уже выданы первые допуски на выполнение работ по управлению многоквартирными домами. НП «Объединение управляющих компаний» ведет активную деятельность, направленную на объединение профессиональных компаний в сфере ЖКХ с целью продвижения высоких стандартов работы и повышения безопасности эксплуатации объектов недвижимости. Так, 3 февраля 2011 года проводится семинар «Саморегулирование в сфере ЖКХ: переходный период, требования законодательства и их реализация всеми участниками рынка» в рамках проекта «Школа саморегулирования» для специалистов и руководителей управляющих компаний. В дальнейшем такие обучающие семинары будут организовываться регулярно.
– Каковы, по вашему мнению, различия между работой СРО в строительстве и в управлении многоквартирными домами? Насколько в целом будет полезен опыт работы строительных СРО для становления данного института в ЖКХ?
– На сегодняшний день можно говорить о том, что система саморегулирования в строительстве состоялась. СРО располагают существенным опытом, который позволит избежать определенных ошибок в процессе становления института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. Если говорить об отличиях, то, на мой взгляд, СРО в сфере ЖКХ должны обладать большими полномочиями для осуществления дисциплинарных взысканий по отношению к своим членам, чем строительные СРО. Это необходимо в первую очередь потому, что процесс взаимодействия охватывает не только СРО и управляющие компании, но и простых горожан, которые проживают в домах и являются конечными потребителями услуг. Именно поэтому компании ЖКХ должны быть социально ответственными в своей деятельности.
– На ваш взгляд, столкнутся ли СРО в управлении многоквартирными домами с такими же проблемами, которые возникли в процессе становления института саморегулирования в строительстве?
– Учитывая требования, прописанные в отраслевом законопроекте, и количество работающих управляющих компаний, в Санкт-Петербурге возможно создание не более двух-трех СРО. Немногочисленность саморегулируемых организаций в данной сфере позволит, установив единые стандарты работы, структурировать рынок ЖКХ, сделать процесс управления многоквартирными домами более прозрачным и понятным для горожан. Кроме того, работа в составе СРО и выполнение требований по качеству работ повысит уровень ответственности управляющих компаний перед жителями Санкт-Петербурга и очистит рынок от недобросовестных участников. Также, обладая большими возможностями и ресурсами, чем отдельные управляющие компании, саморегулируемые организации в сфере ЖКХ смогут более оперативно и эффективно решать вопросы, связанные с деятельностью коммунальных монополистов.
– НП «Объединение управляющих компаний» получило статус СРО, соответственно, выполнило требование по численности членов. Опираясь на ваш опыт, расскажите, насколько охотно сегодня управляющие компании вступают в некоммерческие партнерства, которые в ближайшей перспективе планируют стать СРО?
– На сегодняшний день ряд управляющих компаний еще не торопится вступать в отраслевые некоммерческие партнерства. Руководителям этих организаций необходимо понимать преимущества членства в СРО для того, чтобы принять добровольное решение о вступлении до введения в действие Федерального закона, устанавливающего обязательное саморегулирование в данной сфере.
В свою очередь, СРО НП «Объединение управляющих компаний», как и СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», будет заниматься не только выдачей допусков на осуществление работ по управлению многоквартирными домами, но и вести активную деятельность, связанную с лоббированием интересов управляющих компаний в органах государственной власти и с решением вопросов взаимоотношения между управляющими компаниями и поставщиками – монополистами коммунальных услуг.
Кроме того, учитывая значительный опыт и наработанный потенциал НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» в области совершенствования законодательной и нормативной базы системы саморегулирования в строительстве, одной из приоритетных задач для НП «Объединение управляющих компаний» станет создание новых и корректировка действующих городских и федеральных законов, распоряжений и приказов, регулирующих деятельность управления многоквартирными домами с целью создания благоприятных условий для развития данного бизнеса.
Помимо этого, в отличие от ряда потенциальных саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, НП «Объединение управляющих компаний» не взимает членские взносы, что позволит компаниям – членам некоммерческого партнерства сэкономить более 100-120 тысяч рублей в год.
– Каков основной аргумент, который управляющие компании приводят против саморегулирования?
– Безусловно, не все участники рынка услуг ЖКХ поддерживают переход данной сферы на саморегулирование. Основной аргумент против саморегулирования заключается в том, что членство в СРО станет дополнительной финансовой нагрузкой для жильцов. На мой взгляд, это необоснованное суждение. Повторяю, что СРО НП «Объединение управляющих компаний» до принятия отраслевого закона о саморегулировании не будет взимать членских взносов. В дальнейшем членские взносы составят 2-3 тысячи рублей в месяц, которые управляющие компании могут платить из прибыли.
Кроме того, есть мнение, что противниками работы в рамках саморегулирования выступают недобросовестные управляющие компании, стремящиеся уйти от контроля профессионального сообщества.
– Какие задачи для СРО в сфере ЖКХ вы бы назвали приоритетными?
– В первую очередь, это достижение соответствия управляющих компаний – членов объединения требованиям законодательства в части имущественной ответственности, профессиональной компетентности, прозрачности экономики управленческого бизнеса и качества услуг.
Трудности в решении поставленных перед СРО задач зачастую носят организационно-технический характер. Однако сегодня в сфере ЖКХ существуют и системные проблемы, касающиеся тарифного и нормативного регулирования отрасли. В частности, это проблема взаимоотношений управляющих и энергоснабжающих организаций, вызванная несовершенством правового регулирования и практики применения постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «Правила оказания коммунальных услуг гражданам».
В целях оптимизации и снижения размера тарифов для граждан необходимо предоставить объединениям управляющих организаций возможность участвовать в обсуждении процесса тарифообразования.
Эти изменения позволят минимизировать число банкротств управляющих организаций, стимулировать их к проведению энергосберегающих мероприятий в домах и, соответственно, снизить тарифы на коммунальные услуги для граждан.
– Каким вы видите процесс становления системы саморегулирования в ЖКХ в 2011 году?
– В текущем году необходимо сформировать саморегулируемые организации управляющих компаний в соответствии с законопроектом №435903-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами)». На сегодняшний день законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе РФ. Надеюсь, что второе и финальное чтения пройдут в эту сессию Государственной Думы РФ, а сроки введения саморегулирования в сфере ЖКХ будут передвинуты на начало 2012 года. Если данный законопроект будет принят в ближайшее время, это позволить ускорить процесс создания СРО и переход отрасли на саморегулирование.
О том, как изменится система ЖКХ после принятия законопроекта №435903-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами)», рассказывает вице-президент саморегулируемой организации НП «Объединение строителей СПб», депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Белоусов.
– Алексей Игоревич, на ваш взгляд, насколько обоснованно введение системы саморегулирования в сфере ЖКХ?
– Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство находится в критической ситуации в связи с недофинансированием и отсутствием четкой структуры управления. Переход на саморегулирование позволит создать в отрасли более совершенные механизмы контроля качества услуг компаний, работающих в ЖКХ, и вывести на высокий профессиональный уровень процесс эксплуатации жилых объектов. Кроме того, унификация документов сделает деятельность этих организаций более прозрачной. Более того, открытость сведений об услугах и тарифах станет основой для добросовестной конкуренции среди управляющих компаний.
– Область ЖКХ является смежной для строительной отрасли. В связи с этим как СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» планирует взаимодействовать с управляющими компаниями, работающими с многоквартирными домами?
– СРО выступила инициатором создания некоммерческого партнерства «Объединение управляющих компаний», которое недавно получило статус саморегулируемой организации. Сегодня в состав нового Объединения входит более 40 компаний. Более того, уже выданы первые допуски на выполнение работ по управлению многоквартирными домами. НП «Объединение управляющих компаний» ведет активную деятельность, направленную на объединение профессиональных компаний в сфере ЖКХ с целью продвижения высоких стандартов работы и повышения безопасности эксплуатации объектов недвижимости. Так, 3 февраля 2011 года проводится семинар «Саморегулирование в сфере ЖКХ: переходный период, требования законодательства и их реализация всеми участниками рынка» в рамках проекта «Школа саморегулирования» для специалистов и руководителей управляющих компаний. В дальнейшем такие обучающие семинары будут организовываться регулярно.
– Каковы, по вашему мнению, различия между работой СРО в строительстве и в управлении многоквартирными домами? Насколько в целом будет полезен опыт работы строительных СРО для становления данного института в ЖКХ?
– На сегодняшний день можно говорить о том, что система саморегулирования в строительстве состоялась. СРО располагают существенным опытом, который позволит избежать определенных ошибок в процессе становления института саморегулирования в сфере управления многоквартирными домами. Если говорить об отличиях, то, на мой взгляд, СРО в сфере ЖКХ должны обладать большими полномочиями для осуществления дисциплинарных взысканий по отношению к своим членам, чем строительные СРО. Это необходимо в первую очередь потому, что процесс взаимодействия охватывает не только СРО и управляющие компании, но и простых горожан, которые проживают в домах и являются конечными потребителями услуг. Именно поэтому компании ЖКХ должны быть социально ответственными в своей деятельности.
– На ваш взгляд, столкнутся ли СРО в управлении многоквартирными домами с такими же проблемами, которые возникли в процессе становления института саморегулирования в строительстве?
– Учитывая требования, прописанные в отраслевом законопроекте, и количество работающих управляющих компаний, в Санкт-Петербурге возможно создание не более двух-трех СРО. Немногочисленность саморегулируемых организаций в данной сфере позволит, установив единые стандарты работы, структурировать рынок ЖКХ, сделать процесс управления многоквартирными домами более прозрачным и понятным для горожан. Кроме того, работа в составе СРО и выполнение требований по качеству работ повысит уровень ответственности управляющих компаний перед жителями Санкт-Петербурга и очистит рынок от недобросовестных участников. Также, обладая большими возможностями и ресурсами, чем отдельные управляющие компании, саморегулируемые организации в сфере ЖКХ смогут более оперативно и эффективно решать вопросы, связанные с деятельностью коммунальных монополистов.
– НП «Объединение управляющих компаний» получило статус СРО, соответственно, выполнило требование по численности членов. Опираясь на ваш опыт, расскажите, насколько охотно сегодня управляющие компании вступают в некоммерческие партнерства, которые в ближайшей перспективе планируют стать СРО?
– На сегодняшний день ряд управляющих компаний еще не торопится вступать в отраслевые некоммерческие партнерства. Руководителям этих организаций необходимо понимать преимущества членства в СРО для того, чтобы принять добровольное решение о вступлении до введения в действие Федерального закона, устанавливающего обязательное саморегулирование в данной сфере.
В свою очередь, СРО НП «Объединение управляющих компаний», как и СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», будет заниматься не только выдачей допусков на осуществление работ по управлению многоквартирными домами, но и вести активную деятельность, связанную с лоббированием интересов управляющих компаний в органах государственной власти и с решением вопросов взаимоотношения между управляющими компаниями и поставщиками – монополистами коммунальных услуг.
Кроме того, учитывая значительный опыт и наработанный потенциал НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» в области совершенствования законодательной и нормативной базы системы саморегулирования в строительстве, одной из приоритетных задач для НП «Объединение управляющих компаний» станет создание новых и корректировка действующих городских и федеральных законов, распоряжений и приказов, регулирующих деятельность управления многоквартирными домами с целью создания благоприятных условий для развития данного бизнеса.
Помимо этого, в отличие от ряда потенциальных саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ, НП «Объединение управляющих компаний» не взимает членские взносы, что позволит компаниям – членам некоммерческого партнерства сэкономить более 100-120 тысяч рублей в год.
– Каков основной аргумент, который управляющие компании приводят против саморегулирования?
– Безусловно, не все участники рынка услуг ЖКХ поддерживают переход данной сферы на саморегулирование. Основной аргумент против саморегулирования заключается в том, что членство в СРО станет дополнительной финансовой нагрузкой для жильцов. На мой взгляд, это необоснованное суждение. Повторяю, что СРО НП «Объединение управляющих компаний» до принятия отраслевого закона о саморегулировании не будет взимать членских взносов. В дальнейшем членские взносы составят 2-3 тысячи рублей в месяц, которые управляющие компании могут платить из прибыли.
Кроме того, есть мнение, что противниками работы в рамках саморегулирования выступают недобросовестные управляющие компании, стремящиеся уйти от контроля профессионального сообщества.
– Какие задачи для СРО в сфере ЖКХ вы бы назвали приоритетными?
– В первую очередь, это достижение соответствия управляющих компаний – членов объединения требованиям законодательства в части имущественной ответственности, профессиональной компетентности, прозрачности экономики управленческого бизнеса и качества услуг.
Трудности в решении поставленных перед СРО задач зачастую носят организационно-технический характер. Однако сегодня в сфере ЖКХ существуют и системные проблемы, касающиеся тарифного и нормативного регулирования отрасли. В частности, это проблема взаимоотношений управляющих и энергоснабжающих организаций, вызванная несовершенством правового регулирования и практики применения постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307 «Правила оказания коммунальных услуг гражданам».
В целях оптимизации и снижения размера тарифов для граждан необходимо предоставить объединениям управляющих организаций возможность участвовать в обсуждении процесса тарифообразования.
Эти изменения позволят минимизировать число банкротств управляющих организаций, стимулировать их к проведению энергосберегающих мероприятий в домах и, соответственно, снизить тарифы на коммунальные услуги для граждан.
– Каким вы видите процесс становления системы саморегулирования в ЖКХ в 2011 году?
– В текущем году необходимо сформировать саморегулируемые организации управляющих компаний в соответствии с законопроектом №435903-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования отношений по управлению многоквартирными домами)». На сегодняшний день законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе РФ. Надеюсь, что второе и финальное чтения пройдут в эту сессию Государственной Думы РФ, а сроки введения саморегулирования в сфере ЖКХ будут передвинуты на начало 2012 года. Если данный законопроект будет принят в ближайшее время, это позволить ускорить процесс создания СРО и переход отрасли на саморегулирование.
рубрика:
Саморегулирование