Опасные памятники

На днях стало известно, что летом 2011 года пройдет аукцион по продаже очередного памятника.

На торги будет выставлен объект культурного наследия федерального значения, один из шедевров пригородного усадебного зодчества эпохи классицизма «Уткина дача», расположенный при впадении реки Оккервиль в Охту. Здание находится в крайне плачевном состоянии – на стенах трещины, штукатурка фасадов местами отваливается, видна кирпичная кладка. Усадьбе срочно требуется реставрация. Однако однозначно утверждать, что объект будет востребован у инвесторов, нельзя. По крайней мере пока опыты властей города по выставлению памятников на торги успешными не назовешь.
В 2010 году власти Петербурга намеревались продать памятников на 5 млрд рублей. Половину суммы предполагалось выручить за шесть объектов, еще столько же – за одну гостиницу «Астория». Однако к концу года продать удалось лишь три самых дешевых памятника, выкупленных по стартовой цене их арендаторами: Никольский рынок приобрел холдинг Venture Investment & Yield Management LLP Андрея Якунина (420 млн рублей), Малый Гостиный двор – петербургская девелоперская компания «Петербургское агентство недвижимости» (290 млн рублей), Круглый рынок – ОАО «Совкомфлот» (200 млн рублей). В первых двух объектах после реконструкции разместятся торгово-гостиничные комплексы, в третьем – штаб-квартира владельца. Более дорогие и престижные памятники в 2010 году остались без покупателей. А какие-то и вовсе были сняты с торгов, как, например, уже упомянутая «Астория» или Дворец Кочубея.
Значительная часть зданий-памятников прочно увязли в паутине юридических претензий всех ко всем: город и фискальные органы нередко имеют непогашенные обязательства со стороны арендаторов, арендаторы имеют вопросы к субарендаторам и т. д.
Однако даже распутав этот клубок, продавец, в лице города, не может рассчитывать на то, что объект моментально уйдет с молотка. Серьезные охранные обязательства заставляют инвесторов с опаской относиться к подобным проектам, и решиться на реализацию может, как правило, очень богатая фирма, заботящаяся о своем имидже. Впрочем, вопрос имиджа здесь тоже неоднозначен. В ходе работ неизбежно возникает необходимость внесения в старинный объект каких-то элементов новодела. Иногда это делается для того, чтобы старинный объект можно было бы хоть как-то приспособить для современного использования, а в каких-то случаях и потому, что некоторые элементы восстановлению уже не подлежат. Однако любой новодел вызывает пристальное внимание градозащитной общественности, которая может поднять очень неприятную для инвестора информационную волну.
рубрика: Колонка редактора
автор: Валерий Грибанов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.