Дмитрий Карачевцев: «Рынок бетона готов отреагировать на увеличение инвестиций в строительство»
Рынок бетона выходит из кризиса. При этом эксперты отмечают, что объемы производства этого материала определяются темпами развития всей строительной отрасли.
О тенденциях на рынке бетона мы беседуем с Дмитрием Карачевцевым, директором по продажам бетона одного из крупных игроков бетонной отрасли – компании «Ленстройдеталь».
– Дмитрий Владимирович, действительно ли рынок бетона вырос по сравнению с застойным 2009 годом?
– Да, прошедший год складывался для производителей бетона более удачно. Увеличение объемов рынка произошло, однако оно не до конца покрыло кризисное падение. Рынок оживает, в результате кризиса произошло некоторое перераспределение долей между игроками, но состав игроков не изменился. Увеличилось количество мелких организаций, и они с удовольствием «проглотили» объемы заказов, от которых отказались крупные игроки в силу нерентабельности.
Однако говорить о том, что рынок бетонов ожидают кардинальные положительные изменения, не приходится, так как большого притока инвестиций в строительную отрасль пока нет. Произошел коллапс между бюджетным финансированием и новым строительством. В 2010 году бетонная отрасль выросла в основном благодаря реализации федеральных программ по обеспечению жильем участников ВОВ и военнослужащих. Но больших строек, кроме «Осиновой Рощи» и «Московской Славянки», не было. «Охта-центр» так и не начал строиться. Возведение Орловского тоннеля и Пулково возможно начнется лишь в следующем году. Прошлогодний рост рынка, к сожалению, незначителен для таких крупных организаций, как «Ленстройдеталь», «Объединение 45», «Бетомикс» и других. Цена на бетон, вместе с ростом объемов, немного выросла – средняя цена на марку М 350 составляет 2700 рублей за кубометр, и это позволило производителям бетона оставаться на плаву.
– Расскажите, как компания «Ленстройдеталь» пережила кризисные моменты?
– Мы стремились удержать свои позиции на рынке, и нам это удалось – компания «Ленстройдеталь» занимает второе место. В 2010 году мы произвели на 40 тысяч кубометров бетона больше, чем в 2009 году. Итоговый объем составил более 230 кубических метров, это 7,5 процентов от общей доли рынка. Кроме этого, мы производим пятую часть от всего объема бетонных растворов. Конечно, организации с сильной кредитной линией имели больше преимуществ. Компания «Ленстройдеталь» вела достаточно консервативную политику в кризис и не имела тяжелой кредитной нагрузки, это было нашим преимуществом.
Наших производственных ресурсов хватило для стабильной работы в текущей ситуации, поэтому мы не вкладывали больших средств в расширение производственных мощностей. Компания работала с надежными и проверенными клиентами, что позволило нам использовать различные варианты взаиморасчетов. Думаю, выжить нам помог и определенный запас прочности, людских ресурсов и бренда – ведь «Ленстройдеталь» около 35 лет работает на строительном рынке Петербурга.
– Действительно ли качественным игрокам портят жизнь фирмы-«однодневки», которые за счет снижения качества продукции выходят на рынок?
– Да, есть большое количество производителей бетона, которые появляются на рынке, а через некоторое время исчезают. Сегодня 10 крупнейших компаний занимают более 70 процентов рынка, остальная доля приходится на 40 организаций, имеющих одну, реже две производственные площадки. Эти организации часто используют при производстве бетона низкокачественные инертные материалы (песок, щебень, цемент), за счет чего снижают его себестоимость. И таким образом выходят с демпинговыми ценами на рынок. Такие компании могут раз в два года менять свое название из-за долгов и претензий потребителей к качеству бетона. Нашим преимуществом является то, что мы работаем с проверенными, стабильными поставщиками на высококачественных инертных материалах и это позволяет нам быть уверенными в качестве своего товара.
– Как вы относитесь к мнению экспертов, что в этом году рынок бетонов вырастет примерно на 20 процентов?
– Думаю, что если не будет очередного кризисного витка, то так и будет. Однако пока не видно крупных строек, которые обеспечат такой рост. Сегодня рынок бетона готов отреагировать на увеличение инвестиций в строительство. Но процесс стабилизации отрасли происходит медленно: ведь никто из строителей не будет вкладывать деньги в возведение объектов, основываясь лишь на своих оборотных средствах. Крупные игроки более чем на 50 процентов уменьшили свои объемы строительства. А мелкие стараются обходиться своими силами и строят один-два объекта в год, но объемов их строительства недостаточно, чтобы обеспечить всех производителей бетона.
– А как вы относитесь к идее деления территорий под застройку на более мелкие участки и возведения на них мелкими компаниями по одному-два дома?
– В этом, на мой взгляд, есть плюс. Таким образом минимизируются риски. Но, к сожалению, пока такая схема не работает. Свободных площадей мало – они все раскуплены. А на законодательном уровне передача этих участков пока не организована. Малые компании сегодня могут появиться на рынке лишь как субподрядчики больших организаций. Зачастую фирма, которая занималась, например, отделкой, не имеет производственных мощностей и средств для реализации заявленных проектов.
– Насколько реальна экспансия компаний из других регионов на рынок бетона? Или это очень локальный рынок?
– Все возможно, но речь идет о том, какой объем рынка собирается занять новая компания. Малоизвестные компании, образовавшиеся на нашем рынке в период кризиса, уже отщипнули свой кусок. Строителю важно, чтобы производитель находился рядом. В течение дня заказчик может поменять время заказа, что не очень хорошо отражается на производственном процессе. Сегодня не сложно купить маленький завод по производству бетона и выпускать небольшой объем продукции. А вот качественно ли это будет и сколько компания продержится на рынке, это вопрос риторический. Только в 2010 году в черте города работало около 100 производств бетона. К сожалению, в Санкт-Петербурге на данный момент имеющиеся производственные мощности примерно в четыре раза превышают спрос на бетон.
О тенденциях на рынке бетона мы беседуем с Дмитрием Карачевцевым, директором по продажам бетона одного из крупных игроков бетонной отрасли – компании «Ленстройдеталь».
– Дмитрий Владимирович, действительно ли рынок бетона вырос по сравнению с застойным 2009 годом?
– Да, прошедший год складывался для производителей бетона более удачно. Увеличение объемов рынка произошло, однако оно не до конца покрыло кризисное падение. Рынок оживает, в результате кризиса произошло некоторое перераспределение долей между игроками, но состав игроков не изменился. Увеличилось количество мелких организаций, и они с удовольствием «проглотили» объемы заказов, от которых отказались крупные игроки в силу нерентабельности.
Однако говорить о том, что рынок бетонов ожидают кардинальные положительные изменения, не приходится, так как большого притока инвестиций в строительную отрасль пока нет. Произошел коллапс между бюджетным финансированием и новым строительством. В 2010 году бетонная отрасль выросла в основном благодаря реализации федеральных программ по обеспечению жильем участников ВОВ и военнослужащих. Но больших строек, кроме «Осиновой Рощи» и «Московской Славянки», не было. «Охта-центр» так и не начал строиться. Возведение Орловского тоннеля и Пулково возможно начнется лишь в следующем году. Прошлогодний рост рынка, к сожалению, незначителен для таких крупных организаций, как «Ленстройдеталь», «Объединение 45», «Бетомикс» и других. Цена на бетон, вместе с ростом объемов, немного выросла – средняя цена на марку М 350 составляет 2700 рублей за кубометр, и это позволило производителям бетона оставаться на плаву.
– Расскажите, как компания «Ленстройдеталь» пережила кризисные моменты?
– Мы стремились удержать свои позиции на рынке, и нам это удалось – компания «Ленстройдеталь» занимает второе место. В 2010 году мы произвели на 40 тысяч кубометров бетона больше, чем в 2009 году. Итоговый объем составил более 230 кубических метров, это 7,5 процентов от общей доли рынка. Кроме этого, мы производим пятую часть от всего объема бетонных растворов. Конечно, организации с сильной кредитной линией имели больше преимуществ. Компания «Ленстройдеталь» вела достаточно консервативную политику в кризис и не имела тяжелой кредитной нагрузки, это было нашим преимуществом.
Наших производственных ресурсов хватило для стабильной работы в текущей ситуации, поэтому мы не вкладывали больших средств в расширение производственных мощностей. Компания работала с надежными и проверенными клиентами, что позволило нам использовать различные варианты взаиморасчетов. Думаю, выжить нам помог и определенный запас прочности, людских ресурсов и бренда – ведь «Ленстройдеталь» около 35 лет работает на строительном рынке Петербурга.
– Действительно ли качественным игрокам портят жизнь фирмы-«однодневки», которые за счет снижения качества продукции выходят на рынок?
– Да, есть большое количество производителей бетона, которые появляются на рынке, а через некоторое время исчезают. Сегодня 10 крупнейших компаний занимают более 70 процентов рынка, остальная доля приходится на 40 организаций, имеющих одну, реже две производственные площадки. Эти организации часто используют при производстве бетона низкокачественные инертные материалы (песок, щебень, цемент), за счет чего снижают его себестоимость. И таким образом выходят с демпинговыми ценами на рынок. Такие компании могут раз в два года менять свое название из-за долгов и претензий потребителей к качеству бетона. Нашим преимуществом является то, что мы работаем с проверенными, стабильными поставщиками на высококачественных инертных материалах и это позволяет нам быть уверенными в качестве своего товара.
– Как вы относитесь к мнению экспертов, что в этом году рынок бетонов вырастет примерно на 20 процентов?
– Думаю, что если не будет очередного кризисного витка, то так и будет. Однако пока не видно крупных строек, которые обеспечат такой рост. Сегодня рынок бетона готов отреагировать на увеличение инвестиций в строительство. Но процесс стабилизации отрасли происходит медленно: ведь никто из строителей не будет вкладывать деньги в возведение объектов, основываясь лишь на своих оборотных средствах. Крупные игроки более чем на 50 процентов уменьшили свои объемы строительства. А мелкие стараются обходиться своими силами и строят один-два объекта в год, но объемов их строительства недостаточно, чтобы обеспечить всех производителей бетона.
– А как вы относитесь к идее деления территорий под застройку на более мелкие участки и возведения на них мелкими компаниями по одному-два дома?
– В этом, на мой взгляд, есть плюс. Таким образом минимизируются риски. Но, к сожалению, пока такая схема не работает. Свободных площадей мало – они все раскуплены. А на законодательном уровне передача этих участков пока не организована. Малые компании сегодня могут появиться на рынке лишь как субподрядчики больших организаций. Зачастую фирма, которая занималась, например, отделкой, не имеет производственных мощностей и средств для реализации заявленных проектов.
– Насколько реальна экспансия компаний из других регионов на рынок бетона? Или это очень локальный рынок?
– Все возможно, но речь идет о том, какой объем рынка собирается занять новая компания. Малоизвестные компании, образовавшиеся на нашем рынке в период кризиса, уже отщипнули свой кусок. Строителю важно, чтобы производитель находился рядом. В течение дня заказчик может поменять время заказа, что не очень хорошо отражается на производственном процессе. Сегодня не сложно купить маленький завод по производству бетона и выпускать небольшой объем продукции. А вот качественно ли это будет и сколько компания продержится на рынке, это вопрос риторический. Только в 2010 году в черте города работало около 100 производств бетона. К сожалению, в Санкт-Петербурге на данный момент имеющиеся производственные мощности примерно в четыре раза превышают спрос на бетон.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Екатерина Костина