Электронные торги объявили панацеей от сговора

С начала этого года, согласно поправкам в ФЗ № 94, электронный аукцион стал главным способом закупок для всех государственных и муниципальных учреждений. Однако эти нововведения вызвали множество споров как у заказчиков, так и у поставщиков.

По словам руководителя управления федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Вадима Владимирова, online-аукционы обеспечивают максимальную гласность, прозрачность и конкуренцию при осуществлении государственных закупок: «Электронный аукцион – это панацея от сговора на торгах, потому что невозможно заранее узнать, кто подает заявку. В законодательстве есть немало тонких мест. Мы возлагаем надежды на СРО, которая не допустит недобросовестные организации к участию в тендерах».
Участники аукционов настроены не так позитивно. Так, Станислав Подпальный, председатель совета НПО «Наука-Строительству», считает несовершенство системы аукционов одной из главных проблем. «Существующая форма электронных торгов не предполагает предварительной проверки представленных соискателем документов. Этим пользуются компании-"однодневки", которые выигрывают тендер, опуская цену ниже себестоимости работ. Такие падения доходят до 50 процентов и более. Как может заказчик получить качественную продукцию за такие деньги, если начальная цена определялась на основании бюджетных расценок? Серьезные подрядчики не идут на такое, так как реально оценивают стоимость своих услуг. Поэтому я считаю, что отказ от квалификационного отбора подрядных организаций неверен».
У участников рынка еще свежа в памяти история с использованием латинских букв в названии: заказ размещался с намеренными искажениями в названии лота, что делало его доступным лишь для избранных  – в поиске запрос на ту или иную услугу или продукцию не отражался именно из-за латинской буквы. Потенциальных исполнителей госзаказов настораживают и участившиеся случаи нарушения их прав, которых вряд ли удастся избежать при проведении электронных торгов. В частности, на некоторых аукционах не вывешивается сметная документация. С такой проблемой столкнулся один из подрядчиков, фирма которого участвовала в торгах на освоение 5,5 млн рублей (строительство в поселке им. Морозова). В результате смета оказалась в разы больше заявленной суммы – 15 миллионов. Соответственно, от заказа пришлось отказаться, фирма попала в реестр недобросовестных поставщиков и на два года потеряла право участвовать в торгах. По мнению подрядчика, это готовая схема для обхода правил: техническое задание не соответствует смете, и победитель, не рассчитывая на многократное увеличение цены, вылетает.
Как прокомментировала главный специалист комитета государственного заказа Ленинградской области Лариса Мурадова, в аукционах без вывешенной сметы лучше не принимать участие, необходимо сразу обратиться в ФАС – это по их части. Ведущий специалист тендерного отдела ГОУ СПбГПУ Ирина Птухина отметила, что не всегда виноваты заказчики – иногда претенденты сами не учитывают свои возможности и выигрывают тендер для галочки.
Не до конца понятна участникам аукционов и возможность ухода на торгах в минус, когда вместо денежного вознаграждения компания остается должна заказчику. С точки зрения закона все вполне объяснимо и легально – победитель любой ценой готов получить престижный для него заказ. «Законом не запрещается понижать цену до нуля и уходить в минус, – отмечает г-жа Мурадова. – А вот если торги прекращены после предложения нулевой цены, это уже нарушение: у компаний-участников должна быть возможность уйти в минус». Как отмечают эксперты, это своего рода работа на перспективу – таким путем создается имидж фирмы, и в дальнейшем именно эта компания сможет выиграть аналогичный тендер или аукцион с участием того же заказчика.
Чиновников расстраивает устоявшееся народное мнение о том, что без взятки государственный заказ не получить. Как рассказала старший вице-президент Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, директор департамента по работе с членами палаты Светлана Вологжанина, аналогичная ситуация складывается при проведении тендеров международными компаниями: потенциальные поставщики, не разобравшись, обвиняют организаторов в нечистоплотности. Когда же выясняются нюансы, оказывается, что сами участники во многом не соответствуют заявленным требованиям. «Когда начинаем разбираться, выясняется, что российский поставщик договор на иностранном языке подписывать не желает, поставлять необходимый объем услуг просто не может, качество несоответствующее, предоставить свой баланс устав не хочет», – заключает г-жа Вологжанина.
Аукционы по государственным закупкам могут проводиться только на пяти электронных площадках, среди которых две правительственные (ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг) и ГУП «Агентство по государственному заказу», инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»), две биржи – ММВБ и РТС – и, электронная площадка ЗАО «Сбербанк-АСТ».
рубрика: Новые технологии
автор: Ксения Сидельникова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.