Госзаказ пугают катастрофой

Участники рынка дорожно-мостового строительства Петербурга вместе с чиновниками Смольного намерены направить в Госдуму поправки в федеральное законодательство, регулирующее выбор подрядных организаций. Основными пунктами изменений должны стать введение предквалификационного отбора и обоснование понижения цены.

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга (КРТИ) совместно с участниками дорожно-мостового комплекса до 1 июля подготовит поправки в № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и направит их на согласование в комитет по строительству и земельным отношениям Госдумы РФ. По мнению участников рынка дорожно-мостового строительства, дальнейшее промедление с изменением закона о госзаказе может грозить отрасли катастрофой.
Пресловутый 94-ФЗ ругают давно. При этом все эксперты сходятся во мнении, что работа по нему при сооружении дорог и мостов сокращает расходы государственного заказчика на проектирование и строительство, но не способствует повышению качества работ.
По данным НП «Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса» (АСДОР), около 6% ВВП теряется только из-за неэффективной работы этой нормы, тогда как на содержание и развитие дорожно-мостового комплекса России требуется всего 4% ВВП.
«Разработчики закона далеки от практики», – считает Алексей Журбин, генеральный директор ООО «Институт «Стройпроект». «Закон неплох при закупке конкретного товара, например минеральной воды, но совершенно не работает в отношении услуг – строительства мостов, дорог и прочего. В последнем случае получается – заказчик рассчитывает получить "Мерседес", а в реальности получает "Запорожец"», – констатировал г-н Журбин.
По словам Юрия Агафонова, генерального директора НП «АСДОР», 94-ФЗ не содержит механизма, позволяющего отделить квалифицированного застройщика от неквалифицированного, в результате чего в аукционе может принять участие любое юридическое лицо с формальным наличием собственности. В итоге победитель без квалификации либо привлекает профессионалов на невыгодных условиях, либо получает аванс и не приступает к работам. В Петербурге с такой ситуацией столкнулись при строительстве КАД и реконструкции набережных Обводного канала. Недобросовестная «Флора» не выполнила своих обязательств ни по качеству, ни по срокам, в результате чего город расторгнул с ней контракт, при этом набережные Обводного канала до сих пор не отремонтированы.
Игроки рынка сетуют и на то, что в конкурсах по госзаказу регулярно происходит снижение цены на 50-70%. Авторы закона считают это положительным достижением, однако, по мнению Владимира Калинина, генерального директора ОАО «Асфальтобетонный завод № 1», позволить себе экономию в 20% на отдельные виды работ без ущерба для качества может только крупная и опытная фирма за счет технического перевооружения. Однако практика конкурсов по 94-ФЗ снижает интерес компаний, имеющих качественную техническую базу и репутацию, от участия в госзаказе.
Генеральный директор ОАО «Мостоотряд № 19» Ефим Иголинский считает, что демпинг в конкурсах по 94-ФЗ вредит прежде всего крупным компаниям отрасли, так как не оставляет резервов для модернизации производств. «Если эта практика не изменится, у нас скоро не будет ни одного нормального подрядчика», – считает глава компании. В свою очередь, Юрий Агафонов предлагает ввести в норматив расчетные обоснования понижения цены работ.
Для того чтобы дороги стали качественными, игроки рынка сходятся во мнении, что закон необходимо дополнить введением квалификационного отбора. Юрий Агафонов отметил, что его не обязательно проводить перед каждым конкурсом, достаточно провести процедуру один раз в год.
Ефим Иголинский считает, что в этом случае потребуется внести изменения и в смежные федеральные законы, устанавливающие ответственность государственного заказчика не только за эффективность освоения средств, но и за ввод объектов в эксплуатацию.
Помимо этого, специалисты отмечают, что следует совершенствовать процедуру расторжения заказа в случае невыполнения победителем конкурса своих обязательств.
НП «АСДОР» подготовило проект новой главы закона, из которой следует, что заказчик вправе самостоятельно определять способ обеспечения исполнения контракта. По словам Юрия Агафонова, в этот перечень целесообразно включить страхование рисков заказчика, однако при этом должны быть специально прописаны меры, гарантирующие невозможность фиктивного страхования. Это касается установления минимальной страховой суммы не менее чем в размере аванса, установления срока действия договора страхования на срок действия гарантийных обязательств по объекту строительства, а также запрета на применение франшизы и установление лимитов на одну страховую выплату.
Пакет поправок АСДОР будет утвержден 1-2 марта в ходе конференции «Актуальные проблемы проектирования и строительства дорог и мостовых сооружений». Эти предложения будут вынесены на рассмотрение рабочей группы Госдумы по совершенствованию 94-ФЗ, заседание которой состоится 12 марта.
рубрика: Персона
автор: Лидия Горборукова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.