Вадим Александров: Делать правильно и чувствовать, что за это ценят
Недавно ОАО «Метрострой» отметил 70-летие со дня своего основания. 21 января в городе чествовали людей, чьими руками построено одно из самых технически сложных и уникальных по своей красоте метро. Однако 2011 год является юбилейным не только для организации, но и для человека, который вот уже более 20 лет ее возглавляет. 21 февраля заслуженному строителю Российской Федерации, почетному гражданину Санкт-Петербурга, генеральному директору ОАО «Метрострой» Вадиму Александрову исполняется 70 лет.
Вадим Николаевич родился 21 февраля 1941 года в городе Волхове. В 1963 году, сразу после окончания Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Вадим Александров пришел в Строительство № 17 Ленметростроя, где прошел путь от начальника смены до руководителя СМУ и приобрел богатейший опыт в области метростроения.
– Как началась и как складывалась ваша судьба в Метрострое?
– Я не думал, что буду строителем. Моей мечтой было стать военным хирургом. Но при поступлении я не прошел медкомиссию по зрению. А потом посмотрел фильм «Люди на мосту», который тогда произвел на меня огромное впечатление! После просмотра я решил, что должен стать строителем мостов, и пошел в ЛИИЖТ на факультет «Мосты и тоннели». А побывав в шахте и увидев, как строится метро, я понял, что должен стать МЕТРОСТРОИТЕЛЕМ. После первого курса у нас была практика, и мне довелось поработать в бригаде Сухова, Говорова, Тихоновича, где я катал вагоны, грузил грунт лопатой. Помню первый день: настало время обеда, ребята сели свои бутерброды есть, а у меня ничего нет! «Ну-ка иди сюда, студент!» Поделились со мной бутербродами. И я увидел ЛЮДЕЙ! Я увидел труд. И просто влюбился в это дело. Конечно, уже ни о чем другом не думал. Я должен был стать строителем метро!
Я считаю, что жизнь тогда мне сама подсказала, кем нужно быть, и в этом мне очень повезло. Из тех, кто был моими учителями на первых порах, к сожалению, никого уже не осталось. Начальник участка – Коньков Лев Федорович, выдающийся бригадир. Бендарев Василий Федорович, заместитель начальника участка. Эти люди были, как говорят, проходчиками «от сохи». Сначала, конечно, было тяжело. В течение года работал семь дней в неделю, потому что понимал – нужно учиться. В те годы интересно было работать. Когда строилась станция «Ломоносовская», мне дали квартиру в Веселом поселке. И я на шахту ходил пешком. Бывало, ночью, как только мост сведется, я через него – и на работу. Я готов был все время работать, хотя условия были гораздо тяжелее.
Глубокие знания, упорство, высочайшая работоспособность, руководительская мудрость позволили Вадиму Николаевичу внести большой личный вклад в отечественное тоннелестроение. При его руководстве Тоннельным отрядом № 3 (1980–1986 годы) был установлен мировой рекорд скорости проходки перегонных тоннелей в сложных горно-геологических условиях – 1250 м в месяц, – который до сегодняшнего дня остается непревзойденным.
– Кого вы считаете своим учителем? Кто больше всего повлиял на вас как на метростроителя?
– Конечно, это Георгий Александрович Федоров– первый мой начальник. Туманов Анатолий Степанович, у которого я был заместителем, когда он был начальником участка. После перехода Анатолия Степановича на должность главного инженера начальником участка стал я. Потом он ушел в партком, я стал главным инженером. Потом он ушел в райком, я – в партком. Потом он ушел в обком, но тут наши пути разошлись. Мне предлагали должность заместителя заведующего строительства обкома партии, но я отказался. Не мой это стиль.
За время работы в должности начальника Ленметростроя (1991–1993 годы), а затем генерального директора ОАО «Метрострой» В.Н. Александров, благодаря своей целеустремленности, доброжелательности и в то же время жесткой требовательности, умению оценить достоинства каждого своего подчиненного, создал дружный коллектив единомышленников из специалистов самого высокого уровня. За все время его руководства не было ни одной задачи, не решенной ОАО «Метрострой».
– Чем вы занимались в то время, когда были секретарем парткома Ленметростроя?
– Тогда деятельность парткома была основана на территориальном и профессиональном принципе. Конечно, велась и идеологическая работа, но и она заключалась в том, чтобы помогать людям в их работе. Для этого проводилось обучение, организовывались соревнования, курировалась деятельность профсоюзов. Мы работали на земле. Каску на голову – и пошел: общаться с людьми, спрашивать, какие проблемы, какая помощь требуется. Это было самое главное – помогать людям. Один случай ярко запомнился. Тогда я был членом бюро райкома партии. На одно из заседаний пришел заслуженный врач, руководитель госпиталя, у него три боевых ордена на груди за проведение операций во время бомбежек. Его дочь вышла замуж и уехала в Израиль. Ему грозило исключение из партии. А ведь это человек, который вступил в партию во время войны, который искренне хотел быть членом партии. И тогда я первый раз сказал: «Нет, я возражаю». И все проголосовали за то, чтобы оставить его. Потом я защищал его в горкоме партии, и в результате он остался.
В 1990-х годах в сложный перестроечный период Метростроем построены три участка IV линии от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Старая Деревня». В.Н. Александров является одним из авторов уникальной двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения с односводчатой конструкцией – «Спортивная».
В 1995–1996 годах руководил разработкой щадящей, безосадочной технологии проходки тоннелей большого сечения в зоне плотной городской застройки. В результате этих разработок в исторической части города без расселения домов была сооружена подземная станция «Адмиралтейская».
При принятии решения о восстановлении участка «Размыв» В.Н. Александров сыграл решающую роль в выборе способа проходки, подбора иностранного подрядчика и в преодолении множества возникавших при проходке тоннелей препятствий, как технических, так и организационного характера. Его четкое руководство позволило организовать и успешно завершить проходку двух тоннелей протяженностью 1567,7 п. м. в зоне «Размыв». В 2004 году движение электропоездов на участке от станции «Лесная» до станции «Площадь Мужества» было восстановлено. Выполненные работы, по мнению российских и иностранных специалистов, являются уникальными в области мирового тоннелестроения.
– Что помогло вам не опустить руки в трудные периоды: при размыве, в перестроечный период?
– Конечно, руки можно было бы опустить, но что бы из этого вышло? Ты должен думать не о себе, а том коллективе, который тебе доверяет, который в тебя верит и надеется на твою помощь. Одно дело накормить детей, себя самого, а другое дело накормить целую армию. Сделать так, чтобы у них была перспектива, чтобы их семьи были сыты и чтобы о тебе хорошо вспоминали. Ведь для человека очень важно, когда он что-то делает правильно и чувствует, что его за это ценят. Не так, когда тебя продвинули и ты много говоришь об этом, а когда ты чувствуешь, что своим хребтом все заработал. Мне в жизни никто не мог помочь: мать – учительница начальных классов, отец погиб на фронте. Кто поможет? Никто. Сам на себя надейся и вперед. Вот когда доверие людей получишь, тогда уже проще карабкаться.
В 2006 году под руководством В.Н. Александрова Метрострой впервые приступил к работам, не связанным с проходкой метро: строились судопропускное сооружение С1 и тоннель, входящие в состав комплекса защитных сооружений. Спустя всего два года, в октябре 2008-го, судопропускное сооружение С1 приняло первое круизное судно.
2008-й год стал знаковым для петербургского Метростроя. В декабре введены в эксплуатацию станции метро «Волковская» и «Звенигородская». В 2012 году будут введены в эксплуатацию еще две станции Фрунзенского радиуса: «Бухарестская» и «Международная». Параллельно ведется проработка и подготовка следующего этапа строительства. Специалистами ОАО «Метрострой» совместно с институтом «Ленметрогипротранс» и немецкой фирмой Herrenknecht AG разрабатывается проект проходки двухпутного тоннеля большого сечения с применением современного проходческого комплекса.
Одним из главных достижений Метростроя за последние 5 лет стала первая в практике петербургского метростроения проходка эскалаторного тоннеля с применением тоннелепроходческого комплекса. Всего за 2 месяца был сооружен наклонный ход станции «Обводный канал», который разительно отличается от тоннелей, построенных традиционным способом, по уровню качества и безопасности.
– Ваша первая награда в жизни – медаль «За воинскую доблесть». Где и как вы ее получили?
– Я человек гражданский, поэтому медаль «За воинскую доблесть» имеет для меня особое значение. Получил я ее за то, что два года честно служил в рядах Советской армии и честно выполнял свой воинский долг. А воинский долг мой заключался в том, что я строил мост через реку Онегу. Работа творчески интересная, вот только контингент – солдаты. Также я вместе со своей ротой проявил себя на так называемых учениях «Двина», где забил рекордное количество свай, за что и был представлен к награде. А вообще самая ценная и дорогая сердцу награда – это Почетный диплом Метростроя.
Немалая заслуга нынешнего директора ОАО «Метрострой» заключается в расширении видов деятельности организации. Богатейший опыт Метростроя стал востребован и при строительстве подземной части второй сцены Мариинского театра и при строительстве Ленинградской АЭС-2 в Сосновом Бору. Успешное выполнение работ на этих объектах позволило Метрострою продолжить свою экспансию не только в России, но и за рубежом. Предприятие активно участвует в международных тендерах, в 2010 году в городе Абу-Даби (ОАЭ) создано представительство организации с целью участия в строительстве тоннелей различного назначения.
При переходе строительной отрасли на саморегулирование Вадим Николаевич проявил свою активную гражданскую позицию, став инициатором создания НП «Объединение подземных строителей». Сегодня в состав этой организации входят предприятия, специализирующиеся на подземном строительстве, со всей России. Являясь председателем партнерства, Вадим Николаевич представляет его интересы в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ), где с 2010 года занимает пост председателя Комитета по освоению подземного пространства.
– Как вы отнеслись к тому, что были представлены к званию почетного гражданина Санкт-Петербурга?
– Я вздрогнул. Только эта награда дана не только мне, но и Метрострою, и моим родителям, которые что-то заложили в свое время, и тому окружению, которому я обязан своим становлением. Эту награду носит один человек, но заработана она коллективно.
В.Н. Александров – доктор транспорта, академик Академии транспорта, председатель государственной аттестационной комиссии факультета «Мосты и тоннели» Петербургского государственного университета путей сообщения, член правления и экспертного совета Тоннельной ассоциации России. Кроме того, Вадим Александрович является председателем аттестационной комиссии родного вуза, принимает дипломные проекты и в процессе присматривается к студентам, чтобы в дальнейшем пригласить их работать в свою организацию. Многие из бывших студентов ПГУПС сегодня работают в Метрострое.
– Расскажите о своей семье.
– Семья у нас была большая. У моей бабушки было 16 детей. И у каждого из моих тетушек и дядюшек были дети, семьи, и все они друг другу помогали. Семью отца никто не помнил, как и его самого фактически. А вот в этой семье, в семье Ковалевых, всегда была взаимовыручка, взаимопомощь, все друг друга любили и очень нежно друг к другу относились. И за счет этого в трудное военное время, в чрезвычайно сложный послевоенный период тянули друг друга. Старшие тащили младших, потом младшие помогали старшим. И эта традиция продолжает жить в моей семье.
За заслуги в области строительства В.Н. Александрову присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Он награжден орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, медалью «Ветеран труда», Почетным дипломом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Грамотой Губернатора, многими ведомственными и общественными наградами. В 2008 году В.Н. Александрову присвоено звание Почетный гражданин Санкт-Петербурга».
Вадим Николаевич родился 21 февраля 1941 года в городе Волхове. В 1963 году, сразу после окончания Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта, Вадим Александров пришел в Строительство № 17 Ленметростроя, где прошел путь от начальника смены до руководителя СМУ и приобрел богатейший опыт в области метростроения.
– Как началась и как складывалась ваша судьба в Метрострое?
– Я не думал, что буду строителем. Моей мечтой было стать военным хирургом. Но при поступлении я не прошел медкомиссию по зрению. А потом посмотрел фильм «Люди на мосту», который тогда произвел на меня огромное впечатление! После просмотра я решил, что должен стать строителем мостов, и пошел в ЛИИЖТ на факультет «Мосты и тоннели». А побывав в шахте и увидев, как строится метро, я понял, что должен стать МЕТРОСТРОИТЕЛЕМ. После первого курса у нас была практика, и мне довелось поработать в бригаде Сухова, Говорова, Тихоновича, где я катал вагоны, грузил грунт лопатой. Помню первый день: настало время обеда, ребята сели свои бутерброды есть, а у меня ничего нет! «Ну-ка иди сюда, студент!» Поделились со мной бутербродами. И я увидел ЛЮДЕЙ! Я увидел труд. И просто влюбился в это дело. Конечно, уже ни о чем другом не думал. Я должен был стать строителем метро!
Я считаю, что жизнь тогда мне сама подсказала, кем нужно быть, и в этом мне очень повезло. Из тех, кто был моими учителями на первых порах, к сожалению, никого уже не осталось. Начальник участка – Коньков Лев Федорович, выдающийся бригадир. Бендарев Василий Федорович, заместитель начальника участка. Эти люди были, как говорят, проходчиками «от сохи». Сначала, конечно, было тяжело. В течение года работал семь дней в неделю, потому что понимал – нужно учиться. В те годы интересно было работать. Когда строилась станция «Ломоносовская», мне дали квартиру в Веселом поселке. И я на шахту ходил пешком. Бывало, ночью, как только мост сведется, я через него – и на работу. Я готов был все время работать, хотя условия были гораздо тяжелее.
Глубокие знания, упорство, высочайшая работоспособность, руководительская мудрость позволили Вадиму Николаевичу внести большой личный вклад в отечественное тоннелестроение. При его руководстве Тоннельным отрядом № 3 (1980–1986 годы) был установлен мировой рекорд скорости проходки перегонных тоннелей в сложных горно-геологических условиях – 1250 м в месяц, – который до сегодняшнего дня остается непревзойденным.
– Кого вы считаете своим учителем? Кто больше всего повлиял на вас как на метростроителя?
– Конечно, это Георгий Александрович Федоров– первый мой начальник. Туманов Анатолий Степанович, у которого я был заместителем, когда он был начальником участка. После перехода Анатолия Степановича на должность главного инженера начальником участка стал я. Потом он ушел в партком, я стал главным инженером. Потом он ушел в райком, я – в партком. Потом он ушел в обком, но тут наши пути разошлись. Мне предлагали должность заместителя заведующего строительства обкома партии, но я отказался. Не мой это стиль.
За время работы в должности начальника Ленметростроя (1991–1993 годы), а затем генерального директора ОАО «Метрострой» В.Н. Александров, благодаря своей целеустремленности, доброжелательности и в то же время жесткой требовательности, умению оценить достоинства каждого своего подчиненного, создал дружный коллектив единомышленников из специалистов самого высокого уровня. За все время его руководства не было ни одной задачи, не решенной ОАО «Метрострой».
– Чем вы занимались в то время, когда были секретарем парткома Ленметростроя?
– Тогда деятельность парткома была основана на территориальном и профессиональном принципе. Конечно, велась и идеологическая работа, но и она заключалась в том, чтобы помогать людям в их работе. Для этого проводилось обучение, организовывались соревнования, курировалась деятельность профсоюзов. Мы работали на земле. Каску на голову – и пошел: общаться с людьми, спрашивать, какие проблемы, какая помощь требуется. Это было самое главное – помогать людям. Один случай ярко запомнился. Тогда я был членом бюро райкома партии. На одно из заседаний пришел заслуженный врач, руководитель госпиталя, у него три боевых ордена на груди за проведение операций во время бомбежек. Его дочь вышла замуж и уехала в Израиль. Ему грозило исключение из партии. А ведь это человек, который вступил в партию во время войны, который искренне хотел быть членом партии. И тогда я первый раз сказал: «Нет, я возражаю». И все проголосовали за то, чтобы оставить его. Потом я защищал его в горкоме партии, и в результате он остался.
В 1990-х годах в сложный перестроечный период Метростроем построены три участка IV линии от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Старая Деревня». В.Н. Александров является одним из авторов уникальной двухъярусной пересадочной станции глубокого заложения с односводчатой конструкцией – «Спортивная».
В 1995–1996 годах руководил разработкой щадящей, безосадочной технологии проходки тоннелей большого сечения в зоне плотной городской застройки. В результате этих разработок в исторической части города без расселения домов была сооружена подземная станция «Адмиралтейская».
При принятии решения о восстановлении участка «Размыв» В.Н. Александров сыграл решающую роль в выборе способа проходки, подбора иностранного подрядчика и в преодолении множества возникавших при проходке тоннелей препятствий, как технических, так и организационного характера. Его четкое руководство позволило организовать и успешно завершить проходку двух тоннелей протяженностью 1567,7 п. м. в зоне «Размыв». В 2004 году движение электропоездов на участке от станции «Лесная» до станции «Площадь Мужества» было восстановлено. Выполненные работы, по мнению российских и иностранных специалистов, являются уникальными в области мирового тоннелестроения.
– Что помогло вам не опустить руки в трудные периоды: при размыве, в перестроечный период?
– Конечно, руки можно было бы опустить, но что бы из этого вышло? Ты должен думать не о себе, а том коллективе, который тебе доверяет, который в тебя верит и надеется на твою помощь. Одно дело накормить детей, себя самого, а другое дело накормить целую армию. Сделать так, чтобы у них была перспектива, чтобы их семьи были сыты и чтобы о тебе хорошо вспоминали. Ведь для человека очень важно, когда он что-то делает правильно и чувствует, что его за это ценят. Не так, когда тебя продвинули и ты много говоришь об этом, а когда ты чувствуешь, что своим хребтом все заработал. Мне в жизни никто не мог помочь: мать – учительница начальных классов, отец погиб на фронте. Кто поможет? Никто. Сам на себя надейся и вперед. Вот когда доверие людей получишь, тогда уже проще карабкаться.
В 2006 году под руководством В.Н. Александрова Метрострой впервые приступил к работам, не связанным с проходкой метро: строились судопропускное сооружение С1 и тоннель, входящие в состав комплекса защитных сооружений. Спустя всего два года, в октябре 2008-го, судопропускное сооружение С1 приняло первое круизное судно.
2008-й год стал знаковым для петербургского Метростроя. В декабре введены в эксплуатацию станции метро «Волковская» и «Звенигородская». В 2012 году будут введены в эксплуатацию еще две станции Фрунзенского радиуса: «Бухарестская» и «Международная». Параллельно ведется проработка и подготовка следующего этапа строительства. Специалистами ОАО «Метрострой» совместно с институтом «Ленметрогипротранс» и немецкой фирмой Herrenknecht AG разрабатывается проект проходки двухпутного тоннеля большого сечения с применением современного проходческого комплекса.
Одним из главных достижений Метростроя за последние 5 лет стала первая в практике петербургского метростроения проходка эскалаторного тоннеля с применением тоннелепроходческого комплекса. Всего за 2 месяца был сооружен наклонный ход станции «Обводный канал», который разительно отличается от тоннелей, построенных традиционным способом, по уровню качества и безопасности.
– Ваша первая награда в жизни – медаль «За воинскую доблесть». Где и как вы ее получили?
– Я человек гражданский, поэтому медаль «За воинскую доблесть» имеет для меня особое значение. Получил я ее за то, что два года честно служил в рядах Советской армии и честно выполнял свой воинский долг. А воинский долг мой заключался в том, что я строил мост через реку Онегу. Работа творчески интересная, вот только контингент – солдаты. Также я вместе со своей ротой проявил себя на так называемых учениях «Двина», где забил рекордное количество свай, за что и был представлен к награде. А вообще самая ценная и дорогая сердцу награда – это Почетный диплом Метростроя.
Немалая заслуга нынешнего директора ОАО «Метрострой» заключается в расширении видов деятельности организации. Богатейший опыт Метростроя стал востребован и при строительстве подземной части второй сцены Мариинского театра и при строительстве Ленинградской АЭС-2 в Сосновом Бору. Успешное выполнение работ на этих объектах позволило Метрострою продолжить свою экспансию не только в России, но и за рубежом. Предприятие активно участвует в международных тендерах, в 2010 году в городе Абу-Даби (ОАЭ) создано представительство организации с целью участия в строительстве тоннелей различного назначения.
При переходе строительной отрасли на саморегулирование Вадим Николаевич проявил свою активную гражданскую позицию, став инициатором создания НП «Объединение подземных строителей». Сегодня в состав этой организации входят предприятия, специализирующиеся на подземном строительстве, со всей России. Являясь председателем партнерства, Вадим Николаевич представляет его интересы в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ), где с 2010 года занимает пост председателя Комитета по освоению подземного пространства.
– Как вы отнеслись к тому, что были представлены к званию почетного гражданина Санкт-Петербурга?
– Я вздрогнул. Только эта награда дана не только мне, но и Метрострою, и моим родителям, которые что-то заложили в свое время, и тому окружению, которому я обязан своим становлением. Эту награду носит один человек, но заработана она коллективно.
В.Н. Александров – доктор транспорта, академик Академии транспорта, председатель государственной аттестационной комиссии факультета «Мосты и тоннели» Петербургского государственного университета путей сообщения, член правления и экспертного совета Тоннельной ассоциации России. Кроме того, Вадим Александрович является председателем аттестационной комиссии родного вуза, принимает дипломные проекты и в процессе присматривается к студентам, чтобы в дальнейшем пригласить их работать в свою организацию. Многие из бывших студентов ПГУПС сегодня работают в Метрострое.
– Расскажите о своей семье.
– Семья у нас была большая. У моей бабушки было 16 детей. И у каждого из моих тетушек и дядюшек были дети, семьи, и все они друг другу помогали. Семью отца никто не помнил, как и его самого фактически. А вот в этой семье, в семье Ковалевых, всегда была взаимовыручка, взаимопомощь, все друг друга любили и очень нежно друг к другу относились. И за счет этого в трудное военное время, в чрезвычайно сложный послевоенный период тянули друг друга. Старшие тащили младших, потом младшие помогали старшим. И эта традиция продолжает жить в моей семье.
За заслуги в области строительства В.Н. Александрову присвоено звание «Заслуженный строитель Российской Федерации». Он награжден орденом «Знак Почета», орденом Трудового Красного Знамени, орденами «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, медалью «Ветеран труда», Почетным дипломом Законодательного собрания Санкт-Петербурга, Грамотой Губернатора, многими ведомственными и общественными наградами. В 2008 году В.Н. Александрову присвоено звание Почетный гражданин Санкт-Петербурга».
рубрика:
Метрострою 70 лет