Новые проекты вызывают на кирпичный бой

Повышение интереса к «зеленому строительству» делает более актуальным не только вопросы энергосбережения, но и рециклинг строительных проектов, позволяющий использовать материалы, оставшиеся после демонтажа зданий. Сегодня доля «вторичных» стройматериалов занимает на рынке не более 3-5%. Однако с каждым годом спрос на этот стройматериал растет на 20-25%.

На Западе «зеленое строительство», или экодевелопмент, подразумевает, что интенсивность воздействия девелопмента и функционирования здания на окружающую среду оказывается меньше интенсивности самовосстановления среды. Помимо использования энергосберегающих технологий экодевелопмент предполагает и максимальное вторичное использование зданий после демонтажа.
По оценкам опрошенных экспертов, объем строительных материалов в городе, пригодных для повторного использования после демонтажа здания, на сегодня составляет около 300 тыс. кубометров в год. Это в 2,5-3 раза меньше докризисных показателей. Снижение объемов рынка вызвано в первую очередь простоем на рынке сноса зданий. Демонтажные работы – это первая строительная операция, которая ведется еще до нулевого цикла. В 2009–2010 годах новых проектов фактически не было, все достраивают то, что было заложено в докризисный период. Соответственно, не было рынка демонтажных работ.

На втором плане

Игроки рынка оценивают долю «вторички» от всего объема материалов на уровне 3–5%. Небольшой показатель связан с существующими техническими ограничениями. Как отмечает генеральный директор компании «А-проект» Николай Филин, вторичный щебень и бой кирпича пригодны только для ограниченного вида работ: отсыпки временных дорог, рекультивации территорий, подготовки дна котлована. Основным игроком на рынке вторичных строительных отходов эксперты называют ООО «ДСК № 1». По словам директора по внешним связям Валентина Подолянчука, компания ежегодно перерабатывает до 100 тыс. кубометров. «Первичное направление нашей деятельности – именно переработка, а не демонтаж. До 85 процентов вторичных материалов мы производим из отходов, произведенных внешними образователями», – подчеркивает Валентин Подолянчук. Лидеры демонтажных работ – ГК «КрашМаш» (перерабатывает 100-120 тыс. кубометров в год), ООО «Терминатор» (100–150 тыс. кубометров в год), ГК «Ассоциация по сносу зданий» (в компании объемы «вторички» не раскрывают) – в основном занимаются переработкой на объектах, и конечная продукция идет на нужды заказчика. «На рынок выпускается небольшой объем, это отдельный бизнес», – подчеркивает Николай Филин. По словам управляющего директора ГК «КрашМаш» Александра Васильева, в среднем окупить подержанную дробильную машину стоимостью 20-25 млн рублей можно за 3-4 года при постоянной загрузке, правда, в этот комплекс должны быть включены экскаватор с гидравлическими ножницами и фронтальный погрузчик. Временный простой понесет за собой большой удар для бизнеса, тем более если техника взята в лизинг. Эксперты также отмечают, что из 100% образующихся отходов при сносе зданий к переработке пригодны порядка 60-70%. На Западе этот показатель может доходить до 85-90% за счет качественной сортировки и переработки большего количества отходов (помимо железобетона и кирпича в переработку идут в том числе дерево, стекло, рубероид).

Востребованная переработка

Участники рынка отмечают, что переработка строительных отходов на данный момент является достаточно востребованной услугой в строительной отрасли, оживающей после кризиса, – ведь благодаря использованию вторичных строительных материалов можно ощутимо снизить себестоимость строительства. Помимо материальной выгоды, рециклинг позволяет решать экологические проблемы, связанные с дополнительным размещением отходов. Последние, при соблюдении требований закона, часто выливаются в финансовые. Управляющий директор ГК «КрашМаш» Александр Васильев вспоминает из своей практики пример касательно разбора трехэтажного здания 60 м длиной и 40 м шириной. Налог на негативное воздействие на окружающую среду по документации составлял 1,5 млн рублей. В эту сумму не включались транспортные расходы на вывоз мусора. Компания разработала новые технические условия, и после переработки всех отходов сумма снизилась до 150 рублей. Сэкономить строительная организация может и на дальнейшем использовании вторичных материалов. По словам Александра Васильева, сегодня данные работы изначально закладываются в проект. В среднем вторичный щебень и бой кирпича продаются за 250-300 рублей за кубометр. Стоимость натурального щебня доходит до 900 рублей.

Ежегодный рост

Директор по внешним связям ООО «ДСК № 1» Валентин Подолянчук отмечает востребованность вторичных материалов на рынке. По его словам, продукция ни у кого не залеживается, если только это не зимний сезон. В компании даже сталкиваются с очередью на покупку «вторички». «Мы занимаемся доставкой вторичного щебня и боя кирпича. По моему опыту, потребление растет с каждым годом в среднем на 20-25 процентов. В этом году летом были даже перебои с поставками», – говорит генеральный директор одной из компаний на условиях анонимности. Эксперт также отмечает повышение цен вследствие дефицита материалов на рынке и роста стоимости топлива. Повышение цен констатируют и в ООО «ДСК № 1». По словам Валентина Подолянчука, в его компании цены на щебень и кирпич с нового года выросли на 10%. «Предыдущие 4 года мы старались держать цены», – подчеркивает эксперт.
По мнению специалистов, рынок демонтажных работ и переработки вторичных материалов имеет перспективу – особенно сейчас, на начальной стадии выхода из кризиса, когда строительство возрождается, но застройщики и инвесторы заинтересованы в минимизации издержек на строительство. «Спрос на конечную продукцию есть, но приход новых игроков на этот рынок вряд ли возможен в ближайшее время: все компании работают не в полную силу, в том числе и мы. Не из чего перерабатывать. Кроме того, получение законным путем всей необходимой разрешительной документации на работу – достаточно длительный период, доходящий до двух лет. Да и первоначальные вложения очень большие», – говорит Валентин Подолянчук.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Антон Дорогов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.