Начинает работу Единый третейский суд саморегулируемых организаций
В Петербурге начинает работу Единый третейский суд саморегулируемых организаций – структура, рассматривающая гражданско-правовые споры между строительными организациями в рамках одной саморегулируемой организации или из разных СРО, между самими СРО, производителями и поставщиками строительных услуг и материалов и их потребителями.
Создание третейского суда предусмотрено действующим законодательством по саморегулированию и было определено в первом Меморандуме о взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2008 года, еще до регистрации первых саморегулируемых организаций.
При этом было очевидно, что учреждение каждой СРО своего третейского суда приведет к наличию десятков третейских судов, что не будет способствовать качеству и законности рассмотрения споров между участниками строительного рынка. Именно поэтому было предложено учреждение Единого третейского суда саморегулируемых организаций.
Накануне первого организационного собрания Единого третейского суда СРО (ЕТС СРО) «Строительный Еженедельник» публикует интервью со специалистами, которым было поручено формирование новой структуры.
Николай Крутов, председатель ЕТС СРО Санкт-Петербурга и Ленинградской области, первый заместитель председателя Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга:
– Идея создания Единого третейского суда саморегулируемых организаций лежала на поверхности. В настоящее время Комитет по строительству является одним из крупнейших в городе заказчиков в сфере строительства. Мы сталкиваемся с достаточно большим количеством проблем, которые приходится решать с подрядчиками в судебном порядке. Безусловно, эффективнее и быстрее решать возникшие проблемы внутри строительного сообщества, не возлагая излишнюю нагрузку на государственную судебную систему.
Уже сейчас Комитет по строительству вносит третейскую оговорку в типовой договор подряда по госзаказу, что позволит нам кардинально сократить время судебных тяжб при расторжении договоров с недобросовестными подрядчиками. Безусловно, у подрядчика остается возможность обратиться в арбитражный суд, но при этом договор уже будет расторгнут и мы сможем завести на объект нового подрядчика, закончить работу и выдержать сроки выполнения государственного заказа. Для нас, как и для конечных потребителей нашего продукта – жителей города, это очень важно.
Мы ожидаем, что саморегулируемые организации, поддержавшие идею создания Единого третейского суда СРО, рекомендуют своим компаниям-партнерам вносить третейскую оговорку в стандартные договоры.
Кстати, несмотря на добровольность выбора, третейский суд, как новый механизм разрешения гражданских экономических споров, находит все больше сторонников. Так, при Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга уже действует отлично себя зарекомендовавший Третейский суд. Не так давно Третейский суд был создан в Москве при Российском Союзе строителей, и мы обязательно будем проводить консультации, обмениваться опытом с нашими коллегами. В ЕТС СРО Санкт-Петербурга и Ленинградской области делегированы специалисты высочайшего класса именно от строительной отрасли. В юриспруденции это достаточно узкая специализация.
Основными вопросами, которые, по нашим ожиданиям, придется рассматривать ЕТС СРО, станут хозяйственные споры, хотя законодательством не запрещено и рассмотрение гражданских дел.
По моему мнению, развитие саморегулирования, и в частности учреждение третейских судов, свидетельствует о развитии новой культуры отношений в нашем строительном сообществе. Надеюсь, что наш опыт будет полезен другим отраслям промышленности, как и накопившийся опыт в переходе на саморегулирование, который строительная отрасль осуществила одной из первых.
Алексей Люкшин, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, адвокат, кандидат юридических наук:
– За рубежом, прежде всего в Европе, основная масса коммерческих споров, в том числе в строительстве, рассматривается не в государственных судах, а в арбитражах (в России это – третейские суды). Законодательство всех цивилизованных стран содержит специальные законы о таких судах, например: Акт Англии об арбитраже, Закон об арбитраже Швеции, Арбитражный акт США. С 2002 года в России также действует Закон РФ «О третейских судах в Российской Федерации».
Европейские третейские суды (арбитражи) заслужили огромное уважение среди участников экономической деятельности во всем мире благодаря своей компетенции и профессионализму в разрешении самых сложных коммерческих споров. Можно назвать некоторые из них: Лондонский международный третейский суд, который был открыт в 1892 году как Лондонская арбитражная палата, Арбитражный институт Торговой палаты города Стокгольма, известный как Международный арбитражный суд Стокгольма, основанный в 1917 году.
Рост популярности третейских судов (арбитража) связан со значительными выгодами и преимуществами, которые предоставляет сторонам экономических сделок такой способ рассмотрения и урегулирования споров. Прежде всего это более активная роль сторон в самой процедуре третейского судопроизводства: стороны вправе назначать арбитров, тем самым передавая спор на рассмотрение лицам, которые, по мнению сторон, наиболее компетентны в данной области; абсолютное число норм национальных законодательств, регулирующих арбитраж, носит диспозитивный характер, позволяющий сторонам заменять содержащиеся в его нормах правила третейского разбирательства своими правилами, если на то согласны обе стороны спора.
С 2002 года третейские суды – это и часть судебной системы Российской Федерации. Судью, рассматривающего дело, здесь выбирают сами стороны. Процедура рассмотрения спора достаточно свободная: она регулируется либо регламентом третейского суда, либо соглашением сторон. Таким образом, третейские суды – это автономная «веточка» судебной системы, которая контролируется государственными судами, но не в полном объеме: вышестоящих судов у третейского суда нет, а к государственным судам обращаются лишь тогда, когда третейский суд допустил какую-то существенную ошибку.
Основанием для обращения в третейский суд является третейское соглашение между сторонами. Стороны договариваются, что при возникновении споров они обращаются в конкретный третейский суд либо создают третейский суд для решения конкретного спора. Если нет третейского соглашения между сторонами, значит, спор разрешает государственный суд.
Если с контрагентом заключено третейское соглашение, государственный суд уже не вправе принимать к рассмотрению спор хозяйствующих субъектов. Он подлежит рассмотрению только в третейском суде. Это касается как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции и мировых судей.
Если третейский суд вынесет решение в пользу одной из сторон, этой стороне либо не потребуется вообще никаких дополнительных шагов, либо необходимо будет получить только исполнительный лист.
Решение третейского суда вступает в силу, как только оно вынесено. Потому что, в отличие от решения государственного суда, по общим правилам обжалованию оно не подлежит. Оно может быть оспорено, но только по совершенно определенным основаниям. Оно не может быть оспорено только потому, что сторона не согласна с решением. В законе сказано, что третейский суд может установить срок для исполнения, а если третейский суд не установил срока исполнения, значит, оно подлежит исполнению немедленно. Если проигравшая сторона отказывается исполнить решение суда добровольно, то государственный суд выдает исполнительный лист, и взыскание производят уже судебные приставы.
Андрей Морозов, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, начальник юридического управления СРО НП «Строители Петербурга», кандидат юридических наук:
– Третейский суд – это современный цивилизованный способ разрешения конфликтов между хозяйствующими субъектами. Он полностью заменяет собой государственное судопроизводство и поддерживается государством. В принципе, третейский суд разрешает споры так же, как и государственный. Он руководствуется законом, международными актами и договором сторон. Если соглашение или договор закону не противоречат, то они приобретают силу закона. Стороны третейского разбирательства также представляют доказательства, также могут просить о назначении экспертизы. Третейский суд может принять определение об обеспечении иска (арест счета, имущества).
Говоря о ЕТС СРО, необходимо отметить, что это структура, способная результативно решать поставленные перед ней задачи. Гарантом выступает мнение членов Общественного совета, которые поддержали его создание и согласовали выдвижение саморегулируемыми организациями в состав ЕТС СРО высококвалифицированных специалистов в сфере строительства и юриспруденции.
Для освещения деятельности Единого третейского суда саморегулируемых организаций в ближайшее время планируется проведение ряда мероприятий с участием судей ЕТС СРО и представителей строительного сообщества, целью которых является разъяснение принципов работы третейского суда и преимуществ при обращении в третейский суд для разрешения споров. В настоящее время по всем интересующим вопросам можно обратиться в секретариат ЕТС СРО, который находится по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, 13, офис 104. Более подробная информация о деятельности ЕТС СРО будет размещена на сайте www.stroysoyuz.ru.
Коллегия судей Единого третейского суда саморегулируемых организаций
1. Крутов Николай Витальевич, председатель ЕТС СРО, первый заместитель председателя Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга.
2. Люкшин Алексей Михайлович, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, адвокат, кандидат юридических наук.
3. Морозов Андрей Александрович, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, начальник юридического управления СРО НП «Строители Петербурга», кандидат юридических наук.
4. Бритов Олег Алексеевич, исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций.
5. Басина Виолетта Аркадьевна, генеральный директор СРО НП «Союз строителей нефтяной отрасли Северо-Запада».
6. Герасимов Алексей Петрович, начальник юридического отдела СРО НП «Содружество строителей».
7. Загускин Никита Николаевич, председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс», кандидат юридических наук.
8. Кудряшов Владимир Иванович, советник СРО НП «РОССО-ДОРМОСТ».
9. Лесной Владимир Викторович, юрисконсульт СРО НП «Союзпетрострой-Проект».
10. Максимов Александр Владимирович, член наблюдательного совета СРО НП «Лига строительных организаций».
11. Миронов Алексей Игоревич, исполнительный директор СРО НП «Управление строительными организациями Петербурга».
12. Плотников Анатолий Витальевич, заместитель директора СРО НП «Союзпетрострой-Проект».
13. Романова Ирина Владимировна, юрисконсульт СРО НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов».
14. Савицкая Анна Евгеньевна, начальник юридического отдела СРО НП «Региональное проектное объединение».
15. Серегин Леонид Николаевич, СРО НП «Региональное строительное объединение».
16. Табулин Дмитрий Всеволодович, председатель комитета по стандартам СРО НП «Управление строительными организациями Петербурга».
17. Фролов Сергей Тимофеевич, технический директор СРО НП «Строители Петербурга, кандидат технических наук, доцент.
18. Шапиро Александр Викторович, директор СРО НП «Региональное инженерно-изыскательское объединение».
Создание третейского суда предусмотрено действующим законодательством по саморегулированию и было определено в первом Меморандуме о взаимопонимании и сотрудничестве строительных объединений и организаций по реализации саморегулирования в строительном комплексе Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 февраля 2008 года, еще до регистрации первых саморегулируемых организаций.
При этом было очевидно, что учреждение каждой СРО своего третейского суда приведет к наличию десятков третейских судов, что не будет способствовать качеству и законности рассмотрения споров между участниками строительного рынка. Именно поэтому было предложено учреждение Единого третейского суда саморегулируемых организаций.
Накануне первого организационного собрания Единого третейского суда СРО (ЕТС СРО) «Строительный Еженедельник» публикует интервью со специалистами, которым было поручено формирование новой структуры.
Николай Крутов, председатель ЕТС СРО Санкт-Петербурга и Ленинградской области, первый заместитель председателя Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга:
– Идея создания Единого третейского суда саморегулируемых организаций лежала на поверхности. В настоящее время Комитет по строительству является одним из крупнейших в городе заказчиков в сфере строительства. Мы сталкиваемся с достаточно большим количеством проблем, которые приходится решать с подрядчиками в судебном порядке. Безусловно, эффективнее и быстрее решать возникшие проблемы внутри строительного сообщества, не возлагая излишнюю нагрузку на государственную судебную систему.
Уже сейчас Комитет по строительству вносит третейскую оговорку в типовой договор подряда по госзаказу, что позволит нам кардинально сократить время судебных тяжб при расторжении договоров с недобросовестными подрядчиками. Безусловно, у подрядчика остается возможность обратиться в арбитражный суд, но при этом договор уже будет расторгнут и мы сможем завести на объект нового подрядчика, закончить работу и выдержать сроки выполнения государственного заказа. Для нас, как и для конечных потребителей нашего продукта – жителей города, это очень важно.
Мы ожидаем, что саморегулируемые организации, поддержавшие идею создания Единого третейского суда СРО, рекомендуют своим компаниям-партнерам вносить третейскую оговорку в стандартные договоры.
Кстати, несмотря на добровольность выбора, третейский суд, как новый механизм разрешения гражданских экономических споров, находит все больше сторонников. Так, при Торгово-промышленной палате Санкт-Петербурга уже действует отлично себя зарекомендовавший Третейский суд. Не так давно Третейский суд был создан в Москве при Российском Союзе строителей, и мы обязательно будем проводить консультации, обмениваться опытом с нашими коллегами. В ЕТС СРО Санкт-Петербурга и Ленинградской области делегированы специалисты высочайшего класса именно от строительной отрасли. В юриспруденции это достаточно узкая специализация.
Основными вопросами, которые, по нашим ожиданиям, придется рассматривать ЕТС СРО, станут хозяйственные споры, хотя законодательством не запрещено и рассмотрение гражданских дел.
По моему мнению, развитие саморегулирования, и в частности учреждение третейских судов, свидетельствует о развитии новой культуры отношений в нашем строительном сообществе. Надеюсь, что наш опыт будет полезен другим отраслям промышленности, как и накопившийся опыт в переходе на саморегулирование, который строительная отрасль осуществила одной из первых.
Алексей Люкшин, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, адвокат, кандидат юридических наук:
– За рубежом, прежде всего в Европе, основная масса коммерческих споров, в том числе в строительстве, рассматривается не в государственных судах, а в арбитражах (в России это – третейские суды). Законодательство всех цивилизованных стран содержит специальные законы о таких судах, например: Акт Англии об арбитраже, Закон об арбитраже Швеции, Арбитражный акт США. С 2002 года в России также действует Закон РФ «О третейских судах в Российской Федерации».
Европейские третейские суды (арбитражи) заслужили огромное уважение среди участников экономической деятельности во всем мире благодаря своей компетенции и профессионализму в разрешении самых сложных коммерческих споров. Можно назвать некоторые из них: Лондонский международный третейский суд, который был открыт в 1892 году как Лондонская арбитражная палата, Арбитражный институт Торговой палаты города Стокгольма, известный как Международный арбитражный суд Стокгольма, основанный в 1917 году.
Рост популярности третейских судов (арбитража) связан со значительными выгодами и преимуществами, которые предоставляет сторонам экономических сделок такой способ рассмотрения и урегулирования споров. Прежде всего это более активная роль сторон в самой процедуре третейского судопроизводства: стороны вправе назначать арбитров, тем самым передавая спор на рассмотрение лицам, которые, по мнению сторон, наиболее компетентны в данной области; абсолютное число норм национальных законодательств, регулирующих арбитраж, носит диспозитивный характер, позволяющий сторонам заменять содержащиеся в его нормах правила третейского разбирательства своими правилами, если на то согласны обе стороны спора.
С 2002 года третейские суды – это и часть судебной системы Российской Федерации. Судью, рассматривающего дело, здесь выбирают сами стороны. Процедура рассмотрения спора достаточно свободная: она регулируется либо регламентом третейского суда, либо соглашением сторон. Таким образом, третейские суды – это автономная «веточка» судебной системы, которая контролируется государственными судами, но не в полном объеме: вышестоящих судов у третейского суда нет, а к государственным судам обращаются лишь тогда, когда третейский суд допустил какую-то существенную ошибку.
Основанием для обращения в третейский суд является третейское соглашение между сторонами. Стороны договариваются, что при возникновении споров они обращаются в конкретный третейский суд либо создают третейский суд для решения конкретного спора. Если нет третейского соглашения между сторонами, значит, спор разрешает государственный суд.
Если с контрагентом заключено третейское соглашение, государственный суд уже не вправе принимать к рассмотрению спор хозяйствующих субъектов. Он подлежит рассмотрению только в третейском суде. Это касается как арбитражных судов, так и судов общей юрисдикции и мировых судей.
Если третейский суд вынесет решение в пользу одной из сторон, этой стороне либо не потребуется вообще никаких дополнительных шагов, либо необходимо будет получить только исполнительный лист.
Решение третейского суда вступает в силу, как только оно вынесено. Потому что, в отличие от решения государственного суда, по общим правилам обжалованию оно не подлежит. Оно может быть оспорено, но только по совершенно определенным основаниям. Оно не может быть оспорено только потому, что сторона не согласна с решением. В законе сказано, что третейский суд может установить срок для исполнения, а если третейский суд не установил срока исполнения, значит, оно подлежит исполнению немедленно. Если проигравшая сторона отказывается исполнить решение суда добровольно, то государственный суд выдает исполнительный лист, и взыскание производят уже судебные приставы.
Андрей Морозов, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, начальник юридического управления СРО НП «Строители Петербурга», кандидат юридических наук:
– Третейский суд – это современный цивилизованный способ разрешения конфликтов между хозяйствующими субъектами. Он полностью заменяет собой государственное судопроизводство и поддерживается государством. В принципе, третейский суд разрешает споры так же, как и государственный. Он руководствуется законом, международными актами и договором сторон. Если соглашение или договор закону не противоречат, то они приобретают силу закона. Стороны третейского разбирательства также представляют доказательства, также могут просить о назначении экспертизы. Третейский суд может принять определение об обеспечении иска (арест счета, имущества).
Говоря о ЕТС СРО, необходимо отметить, что это структура, способная результативно решать поставленные перед ней задачи. Гарантом выступает мнение членов Общественного совета, которые поддержали его создание и согласовали выдвижение саморегулируемыми организациями в состав ЕТС СРО высококвалифицированных специалистов в сфере строительства и юриспруденции.
Для освещения деятельности Единого третейского суда саморегулируемых организаций в ближайшее время планируется проведение ряда мероприятий с участием судей ЕТС СРО и представителей строительного сообщества, целью которых является разъяснение принципов работы третейского суда и преимуществ при обращении в третейский суд для разрешения споров. В настоящее время по всем интересующим вопросам можно обратиться в секретариат ЕТС СРО, который находится по адресу: Санкт-Петербург, Лермонтовский проспект, 13, офис 104. Более подробная информация о деятельности ЕТС СРО будет размещена на сайте www.stroysoyuz.ru.
Коллегия судей Единого третейского суда саморегулируемых организаций
1. Крутов Николай Витальевич, председатель ЕТС СРО, первый заместитель председателя Комитета по строительству правительства Санкт-Петербурга.
2. Люкшин Алексей Михайлович, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, адвокат, кандидат юридических наук.
3. Морозов Андрей Александрович, член президиума ЕТС СРО, заместитель председателя ЕТС СРО, начальник юридического управления СРО НП «Строители Петербурга», кандидат юридических наук.
4. Бритов Олег Алексеевич, исполнительный директор Союза строительных объединений и организаций.
5. Басина Виолетта Аркадьевна, генеральный директор СРО НП «Союз строителей нефтяной отрасли Северо-Запада».
6. Герасимов Алексей Петрович, начальник юридического отдела СРО НП «Содружество строителей».
7. Загускин Никита Николаевич, председатель Совета СРО НП «Балтийский строительный комплекс», кандидат юридических наук.
8. Кудряшов Владимир Иванович, советник СРО НП «РОССО-ДОРМОСТ».
9. Лесной Владимир Викторович, юрисконсульт СРО НП «Союзпетрострой-Проект».
10. Максимов Александр Владимирович, член наблюдательного совета СРО НП «Лига строительных организаций».
11. Миронов Алексей Игоревич, исполнительный директор СРО НП «Управление строительными организациями Петербурга».
12. Плотников Анатолий Витальевич, заместитель директора СРО НП «Союзпетрострой-Проект».
13. Романова Ирина Владимировна, юрисконсульт СРО НП «Объединение строителей подземных сооружений, промышленных и гражданских объектов».
14. Савицкая Анна Евгеньевна, начальник юридического отдела СРО НП «Региональное проектное объединение».
15. Серегин Леонид Николаевич, СРО НП «Региональное строительное объединение».
16. Табулин Дмитрий Всеволодович, председатель комитета по стандартам СРО НП «Управление строительными организациями Петербурга».
17. Фролов Сергей Тимофеевич, технический директор СРО НП «Строители Петербурга, кандидат технических наук, доцент.
18. Шапиро Александр Викторович, директор СРО НП «Региональное инженерно-изыскательское объединение».
рубрика:
Саморегулирование