«Строительный Еженедельник» продолжает публикацию ответов на вопросы наших читателей
У ООО есть задолженность перед бюджетом по уплате налогов (сборов). Руководство решило не ликвидироваться, ибо дорого, а продать 100% уставного капитала физическому лицу (БОМЖ). Какие негативные последствия могут возникнуть для физических лиц – руководителей и собственников (долей в уставном капитале) указанного ООО в будущем?
Наталья Широкова, ведущий юрист консалтинговой группы «О.С.В.»
Ст. 199 НК РФ предусмотрено, что уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Налоговый орган вправе оспорить сделку по отчуждению 100% уставного капитала физическому лицу, как сделку, совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимую) или как притворную сделку (совершенную с целью прикрыть другую сделку).
В соответствии со ст. 170 ГК РФ мнимая и притворная сделки ничтожны. В силу ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. В данном случае с указанным требованием вправе выйти налоговый орган, действующий в интересах государства. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (в нашем случае – общество).
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 27.07.2010) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. П. 2 ст. 10 Закона о банкротстве предусмотрено, что нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены ст. 9 закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного п. 2 и 3 ст. 9 настоящего федерального закона.
В силу п. 3 ст. 3 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Действия по «переводу» задолжавшего общества на физическое лицо могут быть квалифицированы как лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ). В будущем, в зависимости от конкретной ситуации, действия участников и руководителя общества также могут подпадать под признаки преступлений, предусмотренные ст. 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 196 (преднамеренное банкротство), ст. 201 (злоупотребление полномочиями), 315 (неисполнение решения суда или иного судебного акта) УК РФ.
Организация приобрела в собственность несколько летних домиков, расположенных на территории бывшей базы отдыха (на землях лесного фонда). Земельный участок не оформлен и не сформирован. Как оформить права на земельный участок? Правда ли, что сейчас это можно сделать без аукциона?
Ирина Мошнякова, руководитель отдела недвижимости и инвестиций Института проблем предпринимательства
Да, это действительно так. Закон предусматривает для земель лесного фонда только возможность получения права аренды, поэтому оформление земельного участка в собственность невозможно. Вплоть до 2010 года оформление таких земельных участков являлось весьма проблематичным, так как соответствующие компетентные органы и судебные инстанции сходились во мнении, что к этим земельным участкам неприменимы ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ. Данное мнение основывалось на том, что действующее лесное законодательство РФ, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, предусматривает возможность заключения договоров аренды земельных участков лесного фонда только по результатам проведения аукционов. Как следствие – в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ предоставление земельных участков предполагалось производить на аукционе.
В апреле 2010 года Высший арбитражный суд РФ вынес определение от 16 апреля 2010 года № ВАС-5278/09, в котором признал право за собственниками объектов недвижимости приобретения земельных участков из земель лесного фонда в долгосрочную аренду без аукциона в порядке ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ. То есть правоприменительная практика встала на защиту интересов собственников объектов недвижимости перед третьими лицами.
Впоследствии ФАС различных регионов стали принимать постановления, подтверждающие эту точку зрения, так что на сегодняшний день судебные инстанции начинают рассматривать исковые заявления о понуждении соответствующих органов к заключению договоров аренды в пользу собственников недвижимости.
Обращаю внимание, что право собственности на объекты недвижимости в этом случае должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Оформление права аренды в значительной степени упрощает тот факт, что до 01.01.2012 допускается предоставление лесных участков без проведения государственного кадастрового учета.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что далеко не всегда местные (региональные) органы власти имеют право распоряжаться землями лесного фонда, поэтому при обращении с заявлением о заключении договора аренды надо заранее уточнить, кто имеет право предоставить вам такой участок.
Наталья Широкова, ведущий юрист консалтинговой группы «О.С.В.»
Ст. 199 НК РФ предусмотрено, что уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации, совершенное в крупном размере, наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 4 лет.
Налоговый орган вправе оспорить сделку по отчуждению 100% уставного капитала физическому лицу, как сделку, совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимую) или как притворную сделку (совершенную с целью прикрыть другую сделку).
В соответствии со ст. 170 ГК РФ мнимая и притворная сделки ничтожны. В силу ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. В данном случае с указанным требованием вправе выйти налоговый орган, действующий в интересах государства. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке (в нашем случае – общество).
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 27.07.2010) юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. П. 2 ст. 10 Закона о банкротстве предусмотрено, что нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены ст. 9 закона, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых настоящим федеральным законом возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного п. 2 и 3 ст. 9 настоящего федерального закона.
В силу п. 3 ст. 3 ФЗ от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Действия по «переводу» задолжавшего общества на физическое лицо могут быть квалифицированы как лжепредпринимательство (ст. 173 УК РФ). В будущем, в зависимости от конкретной ситуации, действия участников и руководителя общества также могут подпадать под признаки преступлений, предусмотренные ст. 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), ст. 195 (неправомерные действия при банкротстве), ст. 196 (преднамеренное банкротство), ст. 201 (злоупотребление полномочиями), 315 (неисполнение решения суда или иного судебного акта) УК РФ.
Организация приобрела в собственность несколько летних домиков, расположенных на территории бывшей базы отдыха (на землях лесного фонда). Земельный участок не оформлен и не сформирован. Как оформить права на земельный участок? Правда ли, что сейчас это можно сделать без аукциона?
Ирина Мошнякова, руководитель отдела недвижимости и инвестиций Института проблем предпринимательства
Да, это действительно так. Закон предусматривает для земель лесного фонда только возможность получения права аренды, поэтому оформление земельного участка в собственность невозможно. Вплоть до 2010 года оформление таких земельных участков являлось весьма проблематичным, так как соответствующие компетентные органы и судебные инстанции сходились во мнении, что к этим земельным участкам неприменимы ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ. Данное мнение основывалось на том, что действующее лесное законодательство РФ, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 74 Лесного кодекса РФ, предусматривает возможность заключения договоров аренды земельных участков лесного фонда только по результатам проведения аукционов. Как следствие – в соответствии с положениями Лесного кодекса РФ предоставление земельных участков предполагалось производить на аукционе.
В апреле 2010 года Высший арбитражный суд РФ вынес определение от 16 апреля 2010 года № ВАС-5278/09, в котором признал право за собственниками объектов недвижимости приобретения земельных участков из земель лесного фонда в долгосрочную аренду без аукциона в порядке ст. 35, 36 Земельного кодекса РФ. То есть правоприменительная практика встала на защиту интересов собственников объектов недвижимости перед третьими лицами.
Впоследствии ФАС различных регионов стали принимать постановления, подтверждающие эту точку зрения, так что на сегодняшний день судебные инстанции начинают рассматривать исковые заявления о понуждении соответствующих органов к заключению договоров аренды в пользу собственников недвижимости.
Обращаю внимание, что право собственности на объекты недвижимости в этом случае должно быть зарегистрировано в установленном законом порядке.
Оформление права аренды в значительной степени упрощает тот факт, что до 01.01.2012 допускается предоставление лесных участков без проведения государственного кадастрового учета.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что далеко не всегда местные (региональные) органы власти имеют право распоряжаться землями лесного фонда, поэтому при обращении с заявлением о заключении договора аренды надо заранее уточнить, кто имеет право предоставить вам такой участок.
рубрика:
Правила игры