Бизнес-центры соображают на троих

До кризиса профессия управляющего объектом недвижимости входила в десятку самых перспективных и престижных. В 2009 году ситуация резко изменилась. Зарплаты персоналу, работающему в сфере управления, сокращать не стали. Зато значительное число специалистов пришлось уволить. И до сих пор на многих объектах управлением занимается штат в среднем из трех человек.

«Кризис ударил по управляющим компаниям, – констатирует Алексей Васильев, PR-директор УК «Офис-М». – Многие из них были вынуждены сокращать зарплаты сотрудников». Однако озвучить цифры сокращений Алексей Васильев затруднился, сославшись на то, что управляющая компания «Офис-М» была основана в кризис и заработная плата у сотрудников не сокращалась. Другие участники рынка сокращение зарплат не подтвердили. «У работающих специалистов уровень доходов не изменился, – уверяет Валерий Хламкин, директор по развитию группы компаний VMB Trust. – Однако для вновь приглашенных сотрудников (например, на новые объекты) размер заработной платы сократился на 15-20 процентов от докризисного». «Большинство управляющих компаний пошли по пути сокращения не зарплат, а штата», – уточняет Евгений Якушин, генеральный директор УК «Система». Впрочем, для некоторых УК это стало вынужденной мерой, так как в условиях кризиса часть собственников решили отказаться от услуг внешних управляющих компаний. Так, в компании Praktis к сегодняшнему дню управляющая компания расформирована. В управлении у компании остался один (собственный – Обводный, 24) объект, на котором, по словам Лидии Барминовой, начальника отдела персонала компании Setl City, задействовано три человека.

Управляющий, охранник, уборщица

Для нормального функционирования здания, исходя из ответов экспертов, достаточно трех человек – управляющего, охранника и уборщицы. «Все зависит от размера и "сложности" объекта, – уточняет Валерий Хламкин. – Кроме того, надо учитывать функционал (бизнес-центр, торговый, торгово-развлекательный или производственно-складской) и количество арендаторов. Эти критерии позволяют конкретизировать число специалистов, работающих на объекте, и уровень их заработной платы». Так, подход к организации работы управляющей компании торгового и офисного центров разный. В обязанности управляющего торгового центра входит не только обеспечение деятельности объекта, но и привлечение в него посетителей, в то время как управляющий офисным центром имеет дело только с арендаторами. Однако на обоих объектах принцип деятельности схож: после заключения необходимого количества договоров аренды и подряда (для поддержания технического функционала здания) количество персонала на объекте сокращается. Чаще всего управляющая компания «перекидывает» их на новый объект. «На объекте может работать от одного до нескольких десятков человек, – говорит Валерий Хламкин. – Бывает, что на объекте сидит только менеджер по аренде, чья задача – привлечение арендаторов и решение бытовых вопросов».
Зарплата управляющего в 2008 году, по данным различных исследований, составляла порядка 100-120 тыс. рублей. «Зарплаты в недвижимости были и остаются вполне конкурентоспособными, – говорит Валерий Хламкин. – Так, уровень заработной платы управляющего сегодня варьируется от 30 до 100 тысяч рублей в зависимости от объекта. При этом существует два вида оплаты труда: фиксированная заработная плата или небольшой оклад плюс процент от заключенных договоров». Принцип подбора персонала у управляющих компаний, специализирующихся на объектах коммерческой недвижимости, одинаков. Разница – в деталях и тонкостях.
«С кадрами на рынке, действительно, есть проблема. Есть только несколько учебных заведений, где готовят управляющих, – утверждает Наталья Скаландис, директор департамента управления объектами NAI Becar в Санкт-Петербурге. – Поэтому компаниям приходится создавать свои центры обучения. Компания NAI Becar обращается к западным компаниям и заключает контракты на обучение сотрудников в сфере Property Management в бизнес-центрах. Также, поскольку мы являемся частью сети NAI Global, мы привлекаем к работе экспатов, которые делятся с нами опытом. Что касается Facility Management – мы создали свой обучающий центр, в котором могут пройти обучение не только наши сотрудники, но и представители других компаний». В Санкт-Петербурге на сегодняшний день только два вуза готовят специалистов в сфере недвижимости: Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет и Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. Для сравнения – в Москве специалистов в сфере недвижимости готовят четыре высших учебных заведения. Однако никто из экспертов не сделал ударения на профильном образовании. «Проще научить самим, чем переучивать и перестраивать, – пояснил Алексей Васильев, PR-директор УК «Офис-М». – Сотрудников лепим под себя». Евгений Якушин также не видит кадровой проблемы. «Дефицита сотрудников нет, – подчеркивает он. – Сейчас за деньги, которые компания предлагает, можно найти сотрудника должного уровня на любую вакансию».

Шаг за шагом

Высшее экономическое или техническое образование, опыт управления людьми, стаж работы более 2 лет – «три кита», на которых строится кадровая политика большинства управляющих компаний Санкт-Петербурга. Опыт работы в сфере недвижимости не требуется. «Два наиболее популярных в Санкт-Петербурге профильных сайта помогают достаточно оперативно набирать персонал», – резюмирует Алексей Васильев. Впрочем, негласно все спикеры согласились, что предпочтение отдается специалистам с техническим и/или экономическим образованием. Связано это с задачами, которые предстоит решать специалисту.
В функциональном плане персонал управляющей компании решает на объекте три главные задачи: административное управление объектом, включающее арендные отношения и организацию общего распорядка работы объекта; организацию производственно-хозяйственной деятельности и взаимодействие с внешними контролирующими органами; обеспечение работы инженерных, технических и прочих систем, отвечающих за функционирование объекта. Известно, что затраты на персонал составляют наиболее значительную часть в составе операционных расходов, следовательно, определение оптимального количества персонала, а также его графика работы на объекте существенно зависит от опыта управляющей компании.
Дальнейший карьерный рост во многом зависит от желания и способности сотрудника. Однако, поскольку большинство специализированных программ повышения квалификации представлены в Москве, руководство далеко не каждой управляющей компании Петербурга готово к издержкам, связанным с оплатой обучения и командировки сотрудника. Крупные компании разрабатывают и успешно внедряют собственные программы обучения и развития специалистов. «Шаг за шагом мы создавали общий стандарт обучения, уточняя и внося корректировки. В результате получили модель, которая вобрала в себя лучшие методики, используемые сотрудниками в разных подразделениях», – сообщил Юрий Григорьян, директор по персоналу УК «Альфа-Капитал». Эксперты уверены, что повышение квалификации необходимо для перспективных и молодых сотрудников, но не является неотъемлемой частью работы в отрасли. Для специалистов, работающих на объектах, достаточно практических навыков и успешного опыта реализации проектов. И тем не менее в качестве ориентира эксперты назвали обучающие семинары, проводимые Российской гильдией риэлторов и Гильдией управляющих и девелоперов. Кстати, последняя перенесла часть обучающих семинаров из Санкт-Петербурга в Москву, объяснив это лучшей доступностью для представителей из регионов. Высоко котируются на рынке труда аттестаты программы MBA со специализациями в недвижимости, а также сертификаты института IREM (Institute of Real Estate Management, США) и института BOMA (Building Owners and Managers Association International, США). Однако, признали эксперты, данное образование необходимо для топ-менеджмента управляющих компаний.

Цифра
На 15-20% сократилась зарплата специалистов по управлению недвижимостью для вновь приглашенных специалистов по сравнению с докризисным уровнем
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Ника Хомм
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.