Градполномочия: работа на результат
С 2015 года в Ленобласти полномочия по утверждению разрешительной документации в сфере строительства, а также документов территориального планирования перейдут на уровень субъекта. Соответствующий законопроект парламентарии Ленобласти приняли сразу в первом и третьем чтениях.
Новеллы по сути
В соответствии с проектом предлагается отнести к полномочиям правительства Ленинградской области, а также органов исполнительной власти в Ленинградской области утверждение различных документов градостроительного планирования – главным образом речь идет о генеральных планах, местных нормативах градостроительного проектирования, Правилах землепользования и застройки, градостроительных планах земельных участков, проектах планировки территории и т. д. Далее, предлагается передать на областной уровень полномочия по выдаче разрешений на строительство, а также разрешений на ввод по тем объектам, которые подлежат экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
Представляя законопроект депутатам Законодательного собрания, Георгий Богачев, вице-губернатор Ленинградской области по строительству, отметил: только за последние полтора года в сфере территориального планирования выявлено 172 нарушения, допущенных муниципальными образованиями. За это же время Комитет госстройнадзора и экспертизы Ленинградской области выявил почти 3 тыс. нарушений и отменил 636 разрешений на ввод и строительство.
Хотя проект регионального закона ранее был рассмотрен на постоянной комиссии по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению, а также на заседаниях парламентских фракций, до голосования депутаты задали ряд вопросов по содержанию документа.
Вопросы о нюансах
Так, областных парламентариев интересует стадия проработки подзаконных актов, которые необходимо принять для реализации положений нового регионального закона. Как отметил вице-губернатор, рабочая версия документов уже направлена в соответствующую комиссию ЗакСа, и впоследствии предполагается широкое обсуждение подзаконных актов с участием не только депутатского корпуса, но также бизнес-сообщества и органов местного самоуправления.
Прозвучали также опасения, что перераспределение полномочий негативно скажется на сроках принятия решений.
Однако Георгий Богачев напомнил, что и сегодня без заключения Комитета госстройнадора и экспертизы о соответствии построенного объекта проектной документации и техническим регламентам получить разрешение на ввод невозможно. «После принятия закона при наличии заключения о соответствии Госстройнадзор автоматически выдаст вам разрешение на ввод. А вот, к сожалению, если после этого застройщик идет в муниципальное образование, бывают нюансы», – заявил он, напомнив о ситуации вокруг жилых домов компании «Арсенал» в Новом Девяткино. «Только после того как две инстанции суда вынесли решение в пользу застройщика, администрация была вынуждена подписать разрешение на ввод», – констатировал Георгий Богачев.
Что позволено субъекту
Вице-губернатору пришлось ответить и на вопросы о том, не противоречит ли урезание сферы принятия решений органами местного самоуправления духу 131‑ФЗ, с одной стороны, а с другой – не логично ли наравне с передачей права по утверждению документов территориального планирования наделить субъект Федерации и правом разработки этих документов. «Мы не отбираем полномочия полностью, не решаем за поселения, как им жить. Без муниципального образования ни правительство, ни Комитет по архитектуре и градостроительству не могут утвердить генеральный план или проект планировки территории», – подчеркнул в ответ представитель правительства Ленобласти.
Георгий Богачев также обратил внимание депутатов на то, что субъект Федерации не имеет полномочий по разработке документов территориального планирования. Впрочем, не исключено, что уже в ближайшее время парламентарии Ленобласти выступят с соответствующей законодательной инициативой. «Если будет воля депутатов Законодательного собрания, в дальнейшем можно выйти с законодательной инициативой в части изменений в Градостроительный кодекс (в связи с разработкой проектной документации). Возможно, такая инициатива в дальнейшем и назреет. И есть информация, что в Госдуму уже подобные предложения поступили», – заявил Юрий Соколов, председатель постоянной комиссии областного ЗакСа по государственному, административно-территориальному устройству и местному самоуправлению.
Итогом обсуждений стало принятие законопроекта в первом и третьем чтениях.
Мнение:
Игорь Креславский, председатель правления ГК «РосСтройИнвест»:
– Мы считаем, что централизация властных полномочий для таких регионов, как Ленинградская область, – это положительный момент. Надо наводить порядок, надо, чтобы у региональной власти были достаточные полномочия для грамотного планирования и социальной инфраструктуры, и дорожной, и инженерной. Соответственно, и выдача строительных разрешений тоже должна быть спланирована региональными властями. Только так возможно грамотно формировать градостроительную политику региона в целом. Поэтому мы будем приветствовать дальнейшую передачу полномочий по выдаче разрешительной документации на уровень субъекта Федерации.
Нельзя не отметить, что часть полномочий у муниципалов все же останется, и тем самым они не исключаются из процесса принятия градостроительных решений. С другой стороны, нынешняя региональная власть достаточно компетентна, профессиональна, и я знаю, что в правительстве Ленинградской области «местные» проблемы видят достаточно глубоко.
Что касается планов компании «РосСтройИнвест» по реализации проектов в Ленобласти, думаю, законодательные новшества никак на них не скажутся. Мы всегда подходим к вопросам организации строительства фундаментально и действуем в строгом соответствии с требованиями закона, действующими в данный момент.