Законодательные казусы инфраструктуры

Законодательные инициативы в части градостроительной деятельности не всегда способствуют развитию строительной отрасли. К такому выводу пришли застройщики на встрече с вице-губернатором Санкт-Петербурга Романом Филимоновым. «Еще пару изменений, и стройку можно закрывать», – пошутил чиновник.

Андрей Фоменко, президент холдинга «Империя», уверен, что столь интенсивное законотворчество необходимо притормозить. «У нас нет времени заниматься непосредственно строительством, мы должны изучать законодательство. Получается, что мы сначала согласовываем один проект, в результате строим далеко не то, что запланировали. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко еще пять лет назад обещала скорректировать сроки согласования градостроительной документации, упростить порядок ее оформления, но воз и ныне там. Работать стало не проще, а сложнее», – возмущается господин Фоменко.
Роман Филимонов, напротив, считает, что городское законодательство не ушло в сторону усложнения. Зато нарекания вице-губернатора вызвал федеральный закон в области энергообеспечения. По его мнению, в электроэнергетике не выстроена система законодательных актов – она громоздкая и неудовлетворительная. «Законы написаны таким образом, что какой бы хорошей компания ни была, она не заинтересована в получении новых абонентов, ее цель – безопасная эксплуатация своих сетей и извлечение прибыли из тех активов, которые были получены еще в советское время. Развивать собственные активы достаточно дорого и практически неокупаемо. В настоящее время в Государственной Думе РФ готовится закон по водоснабжению и водоотведению. И если вести пассивную политику в отношении этого закона, не участвовать в его развитии, можно получить точно такой же продукт, который мы сегодня имеем по электроэнергетике», – говорит господин Филимонов. Чиновник сравнил процесс подключения объектов к источникам питания с прохождениями кругов ада. «Чтобы подключить любой  дом к электроснабжению выше 25 киловатт, при соблюдении законодательства и имея в наличии полный пакет документов, потребуется минимум три месяца. Так не должно быть», – считает вице-губернатор.
Генеральный директор инвестиционно-строительной компании «Мегалит» Александр Брега посетовал на неоднозначность договоров, заключаемых с монополистами. Он отметил, что в данном случае законодатель на стороне таких компаний, как Ленэнерго: «Я хотел бы иметь прямую связь с монополистом, а не искать обходные пути решения вопросов. Важны паритетные отношения в договоре. Сейчас они не предусматриваются, монополисты играют в одни ворота, мы ничего доказать не можем. В случае срыва сроков подключения объекта к сетям ответственность несем мы, а не энергетики. А у нас дольщики по 214-ФЗ, которые в случае нарушений обвиняют нас».
Андрей Фоменко подержал коллегу, отметив, что еще пять лет назад заплатил за подключение к сетям Ленэнерго огромные деньги, но до сих пор не дождался исполнения договора.
Господин Филимонов был категоричен: «Не стоит винить Ленэнерго, обращайтесь в ФАС и добивайтесь, чтобы договоры носили характер двусторонней ответственности. Ходите в суд, отстаивайте свои позиции. Не прикидывайтесь белыми зайчиками и не рассказывайте, как вам тяжело. Я согласен, что в строительной отрасли больше посредников и разводчиков, чем самих строителей. Не ведите пассивную политику, законы надо знать».
Однако иногда ситуации в области градостроительного законодательства действительно бывают комичными и абсурдными. «Градостроительные планы на линейные объекты выдавать очень сложно, да и не нужен этот документ. Сначала законодательно было решено не выдавать эту документацию, однако прокуратура отменила это решение. Полгода Комитет по строительству совместно с КГА вырабатывали методику выдачи, научились работать сообща. Затем Госдума РФ отменила эти требования, зато внесла дополнение: нужны проекты планировки и межевания территорий, по которым проходят линейные объекты. В рамках одного квартала это возможно, но представьте газопровод, который идет по 6 регионам, 120 муниципальным образованиям. Получается, везде нужно сделать проект планировки и межевания? А коллеги из Минрегионразвития РФ пошли еще дальше. На градостроительное проектирование сметных расценок не было, их высчитали по трудозатратам, в этом году из бюджета на эти цели было выделено 300 млн рублей. Но по расценкам Минрегионразвития РФ на эти цели требуется на порядок больше – 3,5 млрд рублей. Если проекты планировки идут с такими расценками, то скоро проектная область будет по затратам на уровне нефтедобычи», – резюмировал господин Филимонов. Не менее абсурдно, по его мнению, построена работа в Ростехнадзоре, по регламенту которого документация должна оформляться в течение 30 дней. Однако по новой норме, если документ выдается раньше положенного срока – то это коррупционная составляющая, позже – это административное нарушение. Поэтому бумаги выдаются ровно на 30-й день. «Нам повезло, что законодатель не внес в идею комплексного освоения каких-либо новшеств, потому что как только идет процесс улучшений, у нас возникает остановка по этим проектам», – подытожил Роман Филимонов.
рубрика: Инфраструктура
автор: Ярослава Задорина
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.