Магазины идут медленным шагом
Темпы городской программы по открытию магазинов шаговой доступности сегодня таковы, что если и дальше она будет реализовываться с такой же скоростью, выполнение плана по открытию магазинов состоится не ранее чем через 30 лет. Тем не менее город продолжает этот путь, и в этом году выделит на программу субсидии в размере 18 млн рублей.
История с магазинами шаговой доступности началась еще в 2006 году. Программа по поддержке предпринимателей, открывающих магазины с обязательным ассортиментом продовольственных товаров, исключая алкоголь и сигареты, была запущена городскими властями в ответ на жалобы петербургских производителей, которые из-за сноса ларьков и развития сетей теряли рынок сбыта. Был установлен перечень из 70 территорий преимущественно в депрессивных районах города для размещения примерно 200 магазинов. Для предпринимателей, которые открывали подобные торговые точки, власти обещали предоставление в аренду объектов недвижимости на срок не менее 10 лет и освобождение от внесения первого увеличенного взноса за земельные участки, а также предоставление субсидий в размере 50% ставки арендной платы.
На субсидии магазинам пешеходной доступности Петербурга до 2011 года собирались направить 94,7 млн рублей. Средства выделяются на компенсацию 50% оплаты арендных платежей. Однако несмотря на то что количество желающих принять участие в программе сразу превысило количество предполагаемых участков, темпы ее реализации оставляли желать лучшего. За первые два года было открыто всего 4 магазина (по выражению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, «гора мышь родила»). Тогда чиновники говорили, что программе нужно «раскачаться». Темпы действительно выросли, но не настолько, чтобы реализовать задуманное на 100%. В целом за все время существования программы развития магазинов шаговой доступности из 200 планируемых точек было открыто менее 20% (37 магазинов). Для сравнения: действующим сетям магазинов шаговой доступности этого времени хватало на то, чтобы открыть более сотни магазинов.
За годы существования программа, которая должна была составить конкуренцию сетям, явно обмельчала, и суммы на ее развитие стали сокращаться. В этом году для организации магазинов шаговой доступности, согласно постановлению Валентины Матвиенко, бюджет Петербурга выделит 18 млн рублей, и не факт, что все они будут освоены.
К примеру, в прошлом году вместо запланированных 24 магазинов было открыто 15, а из зарезервированных 10,6 млн рублей израсходована только треть. Многие фирмы, подавшие заявки, отказались от своих планов из-за многочисленных сложностей, связанных прежде всего с подключением объектов к сетям, а также проблемами с документацией. О них упоминали, например, представители фирм – участников программы Святослав Постников, генеральный директор ООО «Неон», и исполнительный директор ООО «Элайн» (сеть магазинов «Репка») Сергей Петров.
Есть и общие сложности, связанные с условиями рынка и конкуренцией. «Уровень насыщенности Санкт-Петербурга сетевыми и несетевыми продовольственными магазинами очень высок. Только на 17 крупнейших торговых сетей на начало года приходилось 54 гипермаркета (11,1 гипермаркета на 1 млн жителей), 68 супермаркетов (1,4 супермаркета на 100 тыс. жителей) и 554 дискаунтера и магазина у дома (1,2 объекта на 10 тыс. жителей)», – рассказывает Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-аналитика». При этом, хотя уровень насыщенности торговыми объектами является крайне неравномерным (в некоторых районах на расстоянии 100 м находятся 3-4 магазина различных торговых сетей, в то время как некоторые микрорайоны, особенно в центре города, ощущают острую нехватку продовольственных магазинов), перспективы открытия новых объектов практически отсутствуют в связи с нехваткой объектов недвижимости для их размещения.
Свою лепту вносят и ограничения ассортимента, которые существенно сокращают возможную выручку магазина, вплоть до того что делают его нерентабельным. «На пиво усредненно приходится не более 7-8% от всех продаж в мелкой рознице, но за счет комплексности покупок (то есть когда вместе с пивом покупаются и другие продукты) выручка может упасть примерно на треть», – говорит Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
В то же время основная проблема, по мнению экспертов, заключается все-таки в организации процесса. «Ключевой проблемой является нечеткая формулировка целевой аудитории, на которую направлена программа развития магазинов шаговой доступности: например, неоднократно пересматривались параметры ассортимента для так называемых социальных магазинов, – продолжает Михаил Бурмистров. – Кроме того, фактически у города отсутствовали ресурсы для решения проблем предпринимателей, связанных с документацией по объектам недвижимости, доступом к электрическим сетям и другими аспектами, касающимися получения статуса «социального магазина» и реальной работы».
Решить эту проблему могло бы подключение к программе развития магазинов шаговой доступности профессионалов, то есть сетевиков, но это противоречит самой концепции, а потому никогда осуществлено не будет.
Цифра
18,5% от запланированного количества магазинов шаговой доступности открыто за годы существования программы (37 точек из планируемых 200)
История с магазинами шаговой доступности началась еще в 2006 году. Программа по поддержке предпринимателей, открывающих магазины с обязательным ассортиментом продовольственных товаров, исключая алкоголь и сигареты, была запущена городскими властями в ответ на жалобы петербургских производителей, которые из-за сноса ларьков и развития сетей теряли рынок сбыта. Был установлен перечень из 70 территорий преимущественно в депрессивных районах города для размещения примерно 200 магазинов. Для предпринимателей, которые открывали подобные торговые точки, власти обещали предоставление в аренду объектов недвижимости на срок не менее 10 лет и освобождение от внесения первого увеличенного взноса за земельные участки, а также предоставление субсидий в размере 50% ставки арендной платы.
На субсидии магазинам пешеходной доступности Петербурга до 2011 года собирались направить 94,7 млн рублей. Средства выделяются на компенсацию 50% оплаты арендных платежей. Однако несмотря на то что количество желающих принять участие в программе сразу превысило количество предполагаемых участков, темпы ее реализации оставляли желать лучшего. За первые два года было открыто всего 4 магазина (по выражению губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, «гора мышь родила»). Тогда чиновники говорили, что программе нужно «раскачаться». Темпы действительно выросли, но не настолько, чтобы реализовать задуманное на 100%. В целом за все время существования программы развития магазинов шаговой доступности из 200 планируемых точек было открыто менее 20% (37 магазинов). Для сравнения: действующим сетям магазинов шаговой доступности этого времени хватало на то, чтобы открыть более сотни магазинов.
За годы существования программа, которая должна была составить конкуренцию сетям, явно обмельчала, и суммы на ее развитие стали сокращаться. В этом году для организации магазинов шаговой доступности, согласно постановлению Валентины Матвиенко, бюджет Петербурга выделит 18 млн рублей, и не факт, что все они будут освоены.
К примеру, в прошлом году вместо запланированных 24 магазинов было открыто 15, а из зарезервированных 10,6 млн рублей израсходована только треть. Многие фирмы, подавшие заявки, отказались от своих планов из-за многочисленных сложностей, связанных прежде всего с подключением объектов к сетям, а также проблемами с документацией. О них упоминали, например, представители фирм – участников программы Святослав Постников, генеральный директор ООО «Неон», и исполнительный директор ООО «Элайн» (сеть магазинов «Репка») Сергей Петров.
Есть и общие сложности, связанные с условиями рынка и конкуренцией. «Уровень насыщенности Санкт-Петербурга сетевыми и несетевыми продовольственными магазинами очень высок. Только на 17 крупнейших торговых сетей на начало года приходилось 54 гипермаркета (11,1 гипермаркета на 1 млн жителей), 68 супермаркетов (1,4 супермаркета на 100 тыс. жителей) и 554 дискаунтера и магазина у дома (1,2 объекта на 10 тыс. жителей)», – рассказывает Михаил Бурмистров, генеральный директор «INFOLine-аналитика». При этом, хотя уровень насыщенности торговыми объектами является крайне неравномерным (в некоторых районах на расстоянии 100 м находятся 3-4 магазина различных торговых сетей, в то время как некоторые микрорайоны, особенно в центре города, ощущают острую нехватку продовольственных магазинов), перспективы открытия новых объектов практически отсутствуют в связи с нехваткой объектов недвижимости для их размещения.
Свою лепту вносят и ограничения ассортимента, которые существенно сокращают возможную выручку магазина, вплоть до того что делают его нерентабельным. «На пиво усредненно приходится не более 7-8% от всех продаж в мелкой рознице, но за счет комплексности покупок (то есть когда вместе с пивом покупаются и другие продукты) выручка может упасть примерно на треть», – говорит Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
В то же время основная проблема, по мнению экспертов, заключается все-таки в организации процесса. «Ключевой проблемой является нечеткая формулировка целевой аудитории, на которую направлена программа развития магазинов шаговой доступности: например, неоднократно пересматривались параметры ассортимента для так называемых социальных магазинов, – продолжает Михаил Бурмистров. – Кроме того, фактически у города отсутствовали ресурсы для решения проблем предпринимателей, связанных с документацией по объектам недвижимости, доступом к электрическим сетям и другими аспектами, касающимися получения статуса «социального магазина» и реальной работы».
Решить эту проблему могло бы подключение к программе развития магазинов шаговой доступности профессионалов, то есть сетевиков, но это противоречит самой концепции, а потому никогда осуществлено не будет.
Цифра
18,5% от запланированного количества магазинов шаговой доступности открыто за годы существования программы (37 точек из планируемых 200)
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Маргарита Арановская