Инновации по старинке
На прошлой неделе завершился Петербургский международный экономический форум. Пока организаторы суммируют инвестиции по сделкам, которые были заключены на мероприятии. Но очевидно, что цифры будут поражать своей величиной. Однако в ходе форума так и не было дано четкого ответа, когда инвестиции пойдут не только в 3-4 крупных города страны, а станут распределяться по всей России равномерно. Казалось бы, сидя в Петербурге, переживать по поводу того, что инвесторы охотно идут сюда и не слишком охотно куда-то за Урал, глупо. И хорошо, что не идут, мол, нам же лучше. Однако положительный момент в этом можно усмотреть лишь на первый взгляд. Рынок Петербурга постепенно насыщается. Работать на нем становится все сложнее, рентабельность бизнеса все ниже. И рано или поздно перед предпринимателями встает вопрос: как развиваться дальше? Очевидно, что выход в регионы для строителей является самым простым способом расширить бизнес. Однако до тех пор, пока покупательная способность жителей регионов остается низкой, выходить в другие города строителям просто невыгодно – в Москве и Петербурге экономическая эффективность вложений в разы выше. И получается замкнутый круг. Инвесторы не идут в регионы, потому что там низкая покупательная способность, а покупательная способность у жителей российской глубинки мала оттого, что туда инвесторы не несут деньги.
Возможно, не раз упоминавшиеся в ходе форума инновации и модернизация смогут вывести страну на качественно новый уровень и позволят регионам встать в один ряд со столицами. Однако проблема в том, что чаще всего и инновации, и модернизация являются неким чиновничьим мемом. Про них много говорят, но мало кто понимает, что это такое. Впрочем, будем оптимистами и станем считать, что хотя бы половина из заявленных проектов в сфере инновации и модернизации будут реализованы.
Вероятно, действительно инновационные проекты, финансируемые государством и различными фондами, сделают регионы более интересными для капиталовложений. Однако и здесь есть один нюанс, который говорит о том, что, рассуждая об инновациях, многие руководители проектов мыслят по-старому. Наглядным примером тому может служить проект «Сколково». Что мешало создавать такой центр не в Подмосковье, а, скажем, в более отдаленном регионе? Именно по такому пути идут многие мировые разработчики – свои центры они открывают в депрессивных регионах и странах. В том числе и потому, что там более дешевая рабочая сила. И внедренческие центры становятся локомотивом, который привлекает вслед за собой и другие инвестиции. На примере же «Сколково» становится понятно, что и инновации у нас внедряются по старинке. Впрочем, про «Сколково» злые языки утверждают, что место было выбрано лишь потому, что дорога, которая была построена к новой кремниевой долине, серьезно облегчила жизнь одному высокопоставленному чиновнику, у которого в том районе имелась дача. Но это, конечно же, вранье.
Возможно, не раз упоминавшиеся в ходе форума инновации и модернизация смогут вывести страну на качественно новый уровень и позволят регионам встать в один ряд со столицами. Однако проблема в том, что чаще всего и инновации, и модернизация являются неким чиновничьим мемом. Про них много говорят, но мало кто понимает, что это такое. Впрочем, будем оптимистами и станем считать, что хотя бы половина из заявленных проектов в сфере инновации и модернизации будут реализованы.
Вероятно, действительно инновационные проекты, финансируемые государством и различными фондами, сделают регионы более интересными для капиталовложений. Однако и здесь есть один нюанс, который говорит о том, что, рассуждая об инновациях, многие руководители проектов мыслят по-старому. Наглядным примером тому может служить проект «Сколково». Что мешало создавать такой центр не в Подмосковье, а, скажем, в более отдаленном регионе? Именно по такому пути идут многие мировые разработчики – свои центры они открывают в депрессивных регионах и странах. В том числе и потому, что там более дешевая рабочая сила. И внедренческие центры становятся локомотивом, который привлекает вслед за собой и другие инвестиции. На примере же «Сколково» становится понятно, что и инновации у нас внедряются по старинке. Впрочем, про «Сколково» злые языки утверждают, что место было выбрано лишь потому, что дорога, которая была построена к новой кремниевой долине, серьезно облегчила жизнь одному высокопоставленному чиновнику, у которого в том районе имелась дача. Но это, конечно же, вранье.
рубрика:
Колонка редактора
автор:
Валерий Грибанов