Архимир и его обитатели

Оживление на строительном рынке нашего города привело в движение сферу архитектуры и дизайна. Однако она характеризуется большой хаотичностью, а правила игры на рынке архитектурных проектов еще находятся в стадии становления. Сегодня в Петербурге, кроме крупных проектных институтов, работают более 500 студий и мастерских и проектантов-индивидуалов. Все они борются за свое «место под солнцем».

Архитекторов и дизайнеров разной специализации готовят и строительные, и творческие вузы. Выпускникам этих престижных учебных заведений сегодня составляют конкуренцию специалисты, закончившие архитектурно-дизайнерские курсы. За полгода человек, имеющий любое (как техническое, так и гуманитарное) образование, может овладеть специальными компьютерными программами и рассылать свое резюме от лица архитектора-дизайнера, готового получать в месяц от 0.

Кадровый голод

Это, конечно, снижает планку архитектурно-дизайнерского проектирования в целом. Но сегодня и эти специалисты востребованы. Директор по внешним связям Клуба архитекторов Алла Рогачева считает, что на фоне строительного бума, который переживает наш город, еще 10–15 лет профессия архитектора и дизайнера будет очень популярна. Выпускников курсов со временем, конечно, должны потеснить специалисты с базовым образованием, но этот процесс будет очень медленным.
Уникальность ситуации в том, что на заполненном, на первый взгляд, рынке тяжело найти специалиста, который был бы грамотным конструктором, разбирался в новых строительных и отделочных технологиях и материалах, владел компьютером на дизайнерском уровне и улавливал бы новые тенденции в архитектуре и дизайне интерьера. Архитекторы, обладающие этими знаниями и навыками, сейчас наиболее востребованы. Именно они становятся руководителями архитектурных и дизайнерских студий.

Две половинки архитектурной семьи

Крепкие проектные организации со сложившейся структурой и опытом работы, возникшие на базе проектных институтов, как правило, специализируются на масштабных заказах – создании промышленных, административных зданий, учреждений соцкультбыта, многоквартирных жилых комплексов. Кроме того, в каждой крупной строительной компании есть свое проектное бюро. Большинство же «возникших с нуля» архитектурных мастерских и студий занимаются проектированием малоэтажной застройки, реконструкцией, перепланировкой и перепрофилированием помещений. Здесь работают профессионалы, специализирующиеся на компьютерном дизайне. По словам Аллы Рогачевой, точно сказать, сколько таких студий в городе, очень сложно. Статистику никто не ведет, фирмы возникают и исчезают из поля зрения очень быстро.
На петербургском рынке работают иногородние и зарубежные компании, но их доля в общем количестве архитектурных организаций очень мала. Можно сказать, что петербуржцы «держат рынок». За московскими проектировщиками, как правило, стоит хороший «пиар», петербуржцы же более активны в творческом плане.

Прокрустово ложе

В своем творчестве петербургские архитекторы сегодня стеснены двумя факторами. Если речь идет о строительстве нового элитного жилья в центре города или реконструкции, фантазию архитектора жестко ограничивают рамки градостроительных актов, требования КГИОП. При проектировании типового жилья свободу проектировщика ограничивает стремление заказчика сделать проект по возможности наиболее дешевым. Ведь стоимость жилого дома, построенного по индивидуальному проекту, возрастает на треть.
Наиболее популярны среди строительных организаций города специалисты, работающие с металлоконструкциями, поскольку подавляющее большинство промышленных зданий и торговых комплексов сегодня возводится из этого материала, – сокращается строительный цикл, здание приобретает современные черты. Это как раз тот случай, когда новые технологии диктуют моду в градостроительстве.

В борьбе за это

По мнению Аллы Рогачевой, уровень проектов в целом оставляет желать лучшего. Основная причина в том, что еще не накоплена культура создания новых оригинальных решений. Отечественные специалисты в лучшем случае хорошо копируют западные образцы. Причем это утверждение относится не только к фирмам-однодневкам, но и к раскрученным студиям. За именами, которыми из номера в номер пестрят толстые иллюстрированные журналы, часто стоят весьма посредственные проекты. А клиент, если можно так выразиться, стал жестче. Люди читают тематические журналы, выезжают за границу, бывают на выставках. Сегодня уже мало кого устраивает пресловутый «евроремонт». Заказчики – и частные лица, и организации – более требовательно подходят и к интерьеру, и к облику здания, требуют соблюдения стилистического единства даже в самых мелких деталях.
Сейчас уже не удивляет такая просьба заказчика: «сделайте мне интерьер 1970-х годов», «ампир», или, например, «классику». Каждый художник хочет думать о себе как о явлении уникальном, но недостаток исторических знаний, информации о современных мировых течениях в архитектуре часто ограничивает его возможности. И здесь выход только один – создание культурного сообщества.

Автор: Ирина Барчук
рубрика: Стиль бизнеса
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.