Для каждой аудитории – своя легенда

На прошлой неделе Санкт-Петербургское ипотечное агентство опубликовало статистику выдачи кредитов. Темпы прироста жилищного кредитования радуют – банковский сектор предоставил населению 16,3 млрд на улучшение жилищных условий. Это в три раза больше, чем было выдано за первое полугодие прошлого года.

То есть отрасль вроде бы восстанавливается. О восстановлении всей экономики свидетельствуют и другие статистические данные, которые приводят чиновники самых разных уровней. При этом многие строители по-прежнему говорят, что отрасль находится в плачевном состоянии. И кто врет – статистика или строители, – понять достаточно сложно. Ибо те же строители, которые жалуются на плохое положение отрасли, прогнозируют скорый рост цен на жилье. Они, правда, обосновывают это тем, что скоро запасы жилья, заложенного до кризиса, закончатся, а объемы нового строительства с заделом прошлых лет несопоставимы. Это приведет к дефициту жилья, а значит, рост цен неизбежен. Но одновременно с этим строители рассказывают и про то, что продажи у них идут крайне хорошо, квартиры раскупаются как горячие пирожки даже летом, когда традиционно спрос на недвижимость падает.
Все-таки есть тут маленькая нестыковочка. Если спрос высок, то почему бы вырученные деньги не вкладывать в новые проекты? Они и решат проблему с дефицитом жилья.
Можно предположить, что целевая аудитория у этих противоречивых заявлений разная. Заявления о плачевном положении отрасли строители адресуют банковскому сектору и государству: не поможете нам – «завалится» с нами и вся экономика, локомотивом которой строительство и является.
Рассказы же про рост цен и то, что жилье расхватывают как горячие пирожки, адресуются уже покупателям. Мол, сегодня то еще вы можете купить-то, что осталось, а завтра будете переплачивать, потому что все раскупят без вас. Но давая такие прогнозы, строителям все же стоит учитывать репутационные издержки, которые они могут понести, если жилье вдруг не закончится, а цены резко не вырастут. А судя по прогнозу Комитета по строительству, в ближайшие 3-4 года объемы ввода жилья могут удвоиться.
Возможно, чиновники комитета ошибаются и выдают желаемое за действительное. Однако не исключено, что прогнозы сбудутся. Но заявленные объемы введут не петербургские строители, которые сосредоточились на пиаре, а московские девелоперы или компании из других регионов. Один такой пришлый крупный застройщик уже показал рынку, как можно работать и какую минимальную планку цены на жилье можно установить. А с учетом того, что скоро в городе будет новый губернатор, причем, по поступающей из различных источников информации, он может оказаться не из здешних краев, легко предположить, что каких-то строителей он приведет и со стороны. На этом фоне петербургским компаниям имело бы смысл мобилизоваться и настроиться на позитивный лад, пока их место не заняли другие фирмы.
рубрика: Колонка редактора
автор: Валерий Грибанов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.