Парадоксы «Северной долины»

Ударные темпы, с которыми чуть больше чем за год на севере Петербурга появился новый благоустроенный микрорайон, удивили многих. О том, с чем пришлось столкнуться при строительстве «Северной долины», «Строительному Еженедельнику» рассказал главный строитель комплекса, генеральный директор ООО «Строительное управление – ГС» Евгений Блюмкин.

– Как удалось за такое короткое время отстроить целый район?
– Мы построили 195 тыс. кв. м – это почти 3800 квартир. Первый бетон мы залили на первый этаж 26 февраля 2010 года. В марте 2011-го мы все эти дома сдали. Сейчас строим еще три дома на 84 тыс. кв. м. Почему? Первое – собран коллектив профессионалов. Это и заказчик, который обеспечил и проектную документацию, и подготовку производства, и, самое главное, финансирование.
Чтобы в срок сдать дома, мы должны были лить 4-5 этажей в месяц. В любое время года. Фактически в среднем в месяц мы строили по 4,2 этажа. Поэтому получилось, что монолит у нас стал локомотивом, первый вагон – отделочники, дальше сантехники и т. д. Локомотив должен идти с одной скоростью, соответственно, вагоны тоже должны идти с такой же скоростью. И эту систему нам удалось создать. Конечно, сбои были, но на сегодняшний день все субподрядные организации, которые у нас работают, действуют по этому правилу. И все это благодаря выстроенной производственной системе. Мы взяли за основу и внедрили производственную систему «Тойота» – это апробированная система оптимизации производственных процессов, матрица методов, подходов и решений, которые мы адаптировали к конкретным условиям и специфике отрасли. Суть и смысл ее просты – это оперативный контроль, минимизация затрат, комплекс мероприятий, которые позволяют выявлять резервы совершенствования производственных процессов и добиваться высокой эффективности управленческих решений. Важную роль в этой технологии играет система визуального контроля, которая помогает выявлять слабые места и устранять их.

– На качестве такие скорости не отражаются?

– Нет. Заливается все при определенной температуре и столько-то времени мы должны монолит прогревать, чтобы он схватился. Соответственно, сделали график, дошли до каждой стены – когда и что должны заливать. Нужно не просто залить 20 кубов, построить конкретные стены. Поэтому доходили до всего, до каждой мелочи. Я благодарен нашим инженерно-техническим работникам, которые были нацелены на эту задачу.

– Мне рассказывали: когда в прошлом году сдавали «Славянку», для того чтобы сделать отделку, группе компаний «Балтрос» пришлось набирать отделочников со всего города.
– Это правда. На сегодняшний день чаще всего жилье сдается без отделки. С отделкой сдается только бюджетное строительство, а это мелочи. В итоге в городе отделочников очень мало. Нам тоже пришлось собирать трудоспособные бригады.
 
– Насколько сейчас остра проблема с рабочими кадрами?
– Очень остра. Специалисты-каменщики – очень дефицитная специальность. Для того чтобы стать каменщиком, должна быть система профтехобразования. А она ушла. В итоге обучение у нас происходит непосредственно на объектах. А раньше люди приходили, зная хотя бы азы какие-то. А сейчас пока человек от подсобного рабочего дойдет до высококвалифицированного каменщика, проходит лет 5. И так практически любая специальность.

– То есть вводить 4,5 млн в год, как хотят власти, нереально, у нас просто рабочих не хватит?
– Это нереально сегодня. Мы на следующий год закладываем перечень домов – 420 тыс. кв. м, увеличиваем практически в два раза. Я посчитал, нам понадобится около 4 тыс. монолитчиков, примерно столько же каменщиков. Вот уже 10 тыс. Собрать такое количество людей, создать взаимосвязь – это серьезная работа. Мы собираемся строить Юнтолово, 110 тыс. кв. м – это еще около 3 тыс. человек.

– Перекупать бригады пытались?

– Здесь, на площадке, я поставил одно условие: если я узнаю, что кто-то из одной фирмы переманил к себе людей из другой организации, эта фирма здесь работать не будет. Потому что если это допустить – будет свара. Каждая организация должна организовывать внутри себя. Был такой момент, когда попытка в одной организации была. Но это я пресек на корню.

– При таких темпах и объемах, возможно, есть смысл создания своего крупного строительного треста?
– Укрупнение в трест – это очень неплохая вещь, но для этого нужно понимать форму треста. Начиная от башенных кранов, своего производства; а трест ради того, чтобы набрать отделочников, увеличивает только накладные расходы организации. Если же мы создаем свое производство и механизацию, тогда накладные расходы снизятся из-за низкой себестоимости составляющих. Тогда экономически это выгодно. При отсутствии этих составляющих создавать трест бессмысленно.

– Планы по созданию своего производства, механизации есть?

– Сейчас этот вопрос в стадии рассмотрения. Сейчас идут подсчеты, рассматриваются варианты.

– До кризиса, я помню, было желание.
– До кризиса было желание даже построить свои заводы. Но наступил кризис, цены на материалы резко упали, соответственно, необходимость в этом отпала. Сейчас рынок заработал, и вопрос этот встал вновь. Не стоит вопрос о строительстве, а о покупке. В ближайшие 2-3 месяца стратегическое решение будет принято.

– Насколько увеличилась стоимость работ?

– У нас на сегодня резко возросла цена бетона. Из-за того, что за месяц чуть ли не на тысячу рублей выросла цена цемента. А что случилось? Конкуренции нет. Все находится в руках трех-четырех компаний. Спрос-то не вырос, он остался на прежнем уровне. Где наши антимонопольные службы? Поэтому, естественно, растет стоимость материала, ничего не сделаешь, жилье дорожает.

– Производители бетона говорят, что в кризис слишком сильно упали цены, сейчас потихоньку восстанавливаются.
– А если восстановятся до 6 тыс. рублей за тонну, как до кризиса, то ни о каком доступном жилье говорить нельзя будет. А у государства и у нас стоит такая задача – чтобы люди могли покупать жилье.

Досье:

Евгений Блюмкин, генеральный директор ООО «Строительное управление – ГС»
Полковник запаса Евгений Львович Блюмкин родился 7 февраля 1958 года в г. Витебске Белорусской ССР. В 1975 году поступил в Ленинградское высшее военное строительное училище, которое закончил по специальности «инженер-строитель».
После окончания училища cтроил спецобъекты и объекты социального назначения в городах: Улан-Удэ-40, Борзе, Нижний Уденск, Петровский завод, Иркутск. В Забайкальском военном округе прослужил 10 лет.
В 1990 году был переведен в строительное управление Ленинградского военного округа, где работал инженером производственного отдела строительного управления и начальником отдела комплектации строительного управления ЛенВО.
В 1996 году был назначен заместителем председателя рабочей комиссии по приемке в эксплуатацию строящегося завода 211 КЖБИ.
В 1997 году после приемки завода в эксплуатацию приказом МО РФ был назначен первым заместителем директора завода – главным инженером 211 КЖБИ. За время работы в должности главного инженера производство увеличено на тех же площадях: газобетона – в 3 раза, крупнопанельного домостроения – в 1,5 раза. На заводе работало 1100 человек. Предприятие вошло в список 100 лучших предприятий строительного комплекса России.
В 2008 году поступил на работу в ООО «Главстрой-СПб» для организации деятельности генподрядной компании «СУ-ГС».
В 2009 году назначен генеральным директором компании «СУ-ГС», которая в настоящий момент активно строит проект-миллионник «Северная долина».
Награды и поощрения:
• звание «Почетный строитель Российской Федерации»;
• 2007 год – награжден орденом Почета России;
• 2010 год – благодарность ООО «Главстрой-СПб» за значительный вклад в разработку и реализацию основных направлений деятельности ООО «Строительное управление – ГС», за профессионализм и инициативу в работе (с занесением в трудовую книжку).
рубрика: Интервью
автор: Николай Волков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.