Офисные центры манят парковками

При строительстве офисных центров девелопер должен принимать во внимание и необходимость организации парковки. По словам специалистов, в бизнес-центрах, оборудованных парковочными местами, ставки на аренду помещений на 20% выше, чем в объектах, паркингов не имеющих.

Специфика Петербурга заключается в том, что офисы концентрируются в центральных районах, где с парковками почти везде напряженно. Как правило, каждый небольшой бизнес-центр, даже расположенный на Невском проспекте, в состоянии предоставить несколько машино-мест во внутреннем дворе для топ-менеджмента и Vip-гостей. Парковка для всех остальных сотрудников не предусмотрена.
Ситуация, как говорят специалисты, изменится, когда на петербургских улицах будут организованы платные парковки с достаточно высокой тарификацией, как в европейских странах.  В этом случае оплата машино-места станет неизбежной, а значит, парковочное место непосредственно рядом с офисом будет однозначным преимуществом, которое будет влиять и на заполняемость, и на арендные ставки в бизнес-центрах.
Согласно принятой сегодня классификации норма обеспеченности бизнес-центров составляет 1 машино-место на 100 кв. м арендуемой площади. Но на практике это оказывается недостаточным. «Для бизнес-центров, находящихся в сложившейся застройке, с моей точки зрения, показатель должен быть хотя бы на уровне 1 машиноместо на 80-60 кв. м офисной площади. Для периферийных офисных объектов этот показатель должен быть еще выше (особенно если бизнес-центр расположен не в непосредственной близости от метро)», – говорит Николай Пашков, генеральный директор «Найт Фрэнк Санкт-Петербург».
В Colliers International Санкт-Петербург сообщили, что средняя стоимость машиноместа на крытой или подземной парковке в бизнес-центрах Санкт-Петербурга в центре города (CBD – central business district) составляет в среднем 800 руб. в день (из расчета 100 руб./час и 8 рабочих часов). Стоимость аренды фиксированного места в паркинге составляет 11 000 руб./мес.
Стоимость машино-места на открытой парковке ниже, чем в многоярусных и подземных. Некоторые бизнес-центры предлагают охраняемые паркоместа на открытой стоянке бесплатно. Верхняя граница цены открытой парковки в центре города или крытом паркинге в спальных районах может составлять до 10 000 рублей в месяц за паркоместо.
Сергей Игонин, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов, управляющий партнер компании «АйБи ГРУПП», уверен, что наличие хорошего паркинга с достаточным количеством машино-мест прибавляет к ставке от 10 до 20%.
Ирина Морозова, начальник отдела маркетинга технопарка Nagatino i-Land (г. Москва), согласна с такой оценкой: «При прочих равных характеристиках бизнес-центров парковка может увеличивать стоимость аренды в среднем на 20%».
Александра Смирнова, руководитель отдела офисной недвижимости ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, указывает на то, что существует разряд арендаторов, для которых принципиально наличие парковочных мест не только для сотрудников, но и для клиентов. «Это офисы продаж сервисных компаний, банковских, страховых и т.п.», – говорит она.
Николай Пашков, генеральный директор «Найт Фрэнк Санкт-Петербург», уточняет, что нередки случаи, когда клиенты, особенно крупные, которые ищут для себя офисные помещения, одновременно с запросом по площади блоков выдвигают требования по количеству необходимых им машиномест. «И далеко не всегда бизнес-центр физически в состоянии выделить нужное количество парковочных мест. Иногда недостаток таковых является причиной отказа компании от одного офисного центра в пользу другого», – говорит Николай Пашков.
«Плата за парковку – оправданный шаг для управляющей компании. Сейчас практически у любого бизнес-центра наблюдается дефицит парковочных мест, поэтому платная парковка – это оптимальный микс заработка для управляющей компании и регулирования количества автомобилей на прилегающей территории. Если мы говорим о европейских странах, то такая практика применяется повсеместно», – говорит Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC.
Бывает, что плата за парковку отменяется на какое-то время, например, в качестве бонуса. «Привлечь бесплатной парковкой не получится, сегодня она бесплатная, а завтра собственник возьмет свои слова обратно», – рассуждает Ирина Морозова.
рубрика: Бизнес-центры
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.