Инвесторы выбирают между высотой и глубиной
Окупаемость инвестиций в паркинги, в зависимости от того, открытые они или многоуровневые, составляет от нескольких месяцев до нескольких лет.
Наличие парковки увеличивает сроки окупаемости проекта, так как требует дополнительных инвестиций. Соответственно, чем больше инвестиции в зону паркинга, тем хуже будет окупаемость проекта. Но при этом отсутствие паркинга может серьезно повлиять на заполняемость бизнес-центра и на арендные ставки в нем. То есть девелоперу каждый раз нужно находить оптимальный баланс между вложенными в конкретную инфраструктурную составляющую проекта средствами и желаемой доходностью.
«Для объектов, расположенных на периферии, мы бы рекомендовали обустройство наземных парковок, поскольку только это позволит привлечь дополнительных арендаторов. При этом в целях экономии земли возможно также строительство многоуровневых паркингов. Однако прямая окупаемость данного объекта за счет арендной платы за парковочные места будет за пределами десяти лет. Например, при планировании нового делового квартала в Пулково мы отказались от строительства крытых паркингов, поскольку это было неэффективным, но при этом были предусмотрены обширные наземные парковки», – рассказала Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН.
Арендодатели, в особенности в бизнес-центрах класса А в центре города, не связывают уровень арендной ставки с отсутствием достаточного количества парковочных мест – арендаторы выбирают эти бизнес-центры в основном из-за их местоположения.
По оценке Николая Казанского, генерального директора Colliers International Санкт-Петербург, себестоимость строительства подземного паркинга составляет 2-3 тыс. USD за кв. м, многоуровневого – 0,5-1 тыс. USD за кв. м.
Пока реализованных проектов с подземными паркингами крайне мало. «Автоматизированный паркинг, первый в городе, есть в Bolloev Center, он позволяет оптимизировать количество мест в крытом паркинге. Среди заявленных проектов можно выделить проект Quattro Corti , где предусмотрен автоматизированный подземный двухуровневый паркинг на 120 машино-мест. Трехуровневый подземный паркинг европейского класса на 550 мест построен в торгово-офисном комплексе «Стокманн Невский Центр», – говорит Николай Казанский, генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург.
Председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов считает, что крытые парковки у бизнес-центров могут быть оправданы для топ-менеджмента компаний-арендаторов. «Открытые парковки зачастую используются жителями соседних домов в качестве стоянки», – говорит он.
Сергей Игонин, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов, управляющий партнер компании «АйБи ГРУПП», полагает, что инвестиции в парковку под открытым небом равны затратам на работы по благоустройству, не являются достаточно существенными и зависят от площади паркинга – чем больше площадь, тем меньше удельные затраты на 1 кв. м. Но для парковки емкостью в 100-200 машин такие затраты укладываются в параметры до 100 USD на 1 кв. м.
Александр Захаров, директор по коммерческой недвижимости АН «Итака», полагает, что вложения в парковку под открытым небом окупаются достаточно быстро – в течение 2-3 лет.
Наличие парковки увеличивает сроки окупаемости проекта, так как требует дополнительных инвестиций. Соответственно, чем больше инвестиции в зону паркинга, тем хуже будет окупаемость проекта. Но при этом отсутствие паркинга может серьезно повлиять на заполняемость бизнес-центра и на арендные ставки в нем. То есть девелоперу каждый раз нужно находить оптимальный баланс между вложенными в конкретную инфраструктурную составляющую проекта средствами и желаемой доходностью.
«Для объектов, расположенных на периферии, мы бы рекомендовали обустройство наземных парковок, поскольку только это позволит привлечь дополнительных арендаторов. При этом в целях экономии земли возможно также строительство многоуровневых паркингов. Однако прямая окупаемость данного объекта за счет арендной платы за парковочные места будет за пределами десяти лет. Например, при планировании нового делового квартала в Пулково мы отказались от строительства крытых паркингов, поскольку это было неэффективным, но при этом были предусмотрены обширные наземные парковки», – рассказала Екатерина Марковец, директор департамента консалтинга и оценки АРИН.
Арендодатели, в особенности в бизнес-центрах класса А в центре города, не связывают уровень арендной ставки с отсутствием достаточного количества парковочных мест – арендаторы выбирают эти бизнес-центры в основном из-за их местоположения.
По оценке Николая Казанского, генерального директора Colliers International Санкт-Петербург, себестоимость строительства подземного паркинга составляет 2-3 тыс. USD за кв. м, многоуровневого – 0,5-1 тыс. USD за кв. м.
Пока реализованных проектов с подземными паркингами крайне мало. «Автоматизированный паркинг, первый в городе, есть в Bolloev Center, он позволяет оптимизировать количество мест в крытом паркинге. Среди заявленных проектов можно выделить проект Quattro Corti , где предусмотрен автоматизированный подземный двухуровневый паркинг на 120 машино-мест. Трехуровневый подземный паркинг европейского класса на 550 мест построен в торгово-офисном комплексе «Стокманн Невский Центр», – говорит Николай Казанский, генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург.
Председатель правления Северо-Западной палаты недвижимости Павел Созинов считает, что крытые парковки у бизнес-центров могут быть оправданы для топ-менеджмента компаний-арендаторов. «Открытые парковки зачастую используются жителями соседних домов в качестве стоянки», – говорит он.
Сергей Игонин, вице-президент Гильдии управляющих и девелоперов, управляющий партнер компании «АйБи ГРУПП», полагает, что инвестиции в парковку под открытым небом равны затратам на работы по благоустройству, не являются достаточно существенными и зависят от площади паркинга – чем больше площадь, тем меньше удельные затраты на 1 кв. м. Но для парковки емкостью в 100-200 машин такие затраты укладываются в параметры до 100 USD на 1 кв. м.
Александр Захаров, директор по коммерческой недвижимости АН «Итака», полагает, что вложения в парковку под открытым небом окупаются достаточно быстро – в течение 2-3 лет.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Роман Русаков