Петербург в аванграде

Петербург является одним из лидеров среди российских регионов по применению механизмов государственно-частного партнерства.

 

В городе заявлено семь инфраструктурных ГЧП-проектов, сообщили в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга. В их числе – строительство скоростной автомагистрали Западного скоростного диаметра, Орловского тоннеля под рекой Невой, мусороперерабатывающего завода в поселке Янино, Северной водонапорной станции, а также создание и эксплуатация объектов образования на территории Пушкинского района Санкт-Петербурга, проект Дворца искусств на Васильевском острове и развитие аэропорта Пулково. Общая стоимость проектов, которые реализуются в городе с использованием механизма ГЧП, составляет порядка 332,34 млрд рублей. В ближайшее время эта цифра может возрасти. Планируется, что в 2011-2012 годах в городе может появиться 3 новых ГЧП-проекта. В КИСП пока не готовы рассказать, о каких именно стройках идет речь. Известно только, что все они будут относиться к социальной сфере.
Развитие ГЧП-проектов в Петербурге стимулировало принятие в 2006 году городского закона «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», который повысил прозрачность механизма и сократил ограничения по формам его применения. Константин Симаков называет документ «весьма разумным и гибким», однако оговаривается, что его применение во многих случаях проблематично в силу приоритета федеральных законов перед региональными. «В первую очередь необходимо внести изменения в федеральное законодательство. Насколько нам известно, такие попытки предпринимаются прежде всего для обеспечения возможности реализации ГЧП в виде контрактов жизненного цикла в отношении строительства и дальнейшего содержания автомобильных дорог общего пользования», – рассказывает Константин Симаков.
По словам руководителя практики инвестиционных и ГЧП-проектов в России Hannes Snellman Анатолия Суходолова, до настоящего времени практика реализации ГЧП была неоднозначной. Из большого количества анонсированных в городе ГЧП-проектов лишь некоторые достигли стадии заключения соглашения – остальные были либо приостановлены, либо будут финансироваться за счет бюджета, либо им предоставили второй шанс.
Кажущаяся неспешность в реализации, по мнению руководителя отдела инвестиционного консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Александра Волошина, во многом связана с их масштабностью. Помимо этого, как считает эксперт, следует учесть, что на начальном этапе применения инструмента ГЧП каждый проект является уникальным. Первый успешно построенный на основе государственно-частного партнерства объект позитивно скажется на перспективах применения схемы и привлечет инвесторов. Александр Волошин уверен, что блокирующие факторы в механизме реализации схемы ГЧП сегодня отсутствуют. И по мере практического применения инструмента должна расширяться сфера его применения. Уже сейчас появляются новые направления в ГЧП, например в сфере комплексного освоения больших территорий, напоминает он, добавляя, что перспективно и направление редевелопмента промышленных территорий, где государство должно взять на себя выделение и частичную подготовку новых площадок для производств. Несомненно, дальнейшее применение механизмов ГЧП в Петербурге во многом будет зависеть от успешного завершения этапов строительства и начала эксплуатации созданных объектов в рамках реализуемых проектов, соглашается Анатолий Суходолов. Однако, как считает эксперт, до 2013-2014 годов делать выводы о перспективности ГЧП в России «несколько преждевременно».
 

рубрика: Инфраструктура
автор: Марина Акатова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.