Девелоперы усложнили консультантам задачи
Рынок консалтинга, как говорят специалисты, стремится к оборотам трехлетней давности. Цены на услуги компаний, работающих в этой сфере, уже вернулись на докризисный уровень.
Кризисные изменения на рынке недвижимости, вслед за перипетиями на финансовых рынках, затронули сферу консалтинга, причем одной из первых. До кризиса на волне роста рынков жилой и коммерческой недвижимости, притока иностранных инвестиций, большого количества новых проектов спрос на консалтинговые услуги был высок и стабилен. В конце 2008 – начале 2010 годов многие компании начали оптимизировать свои расходы, и сфера консалтинга, как и маркетинга, подпала под статью сокращения расходов, отчасти из-за того, что на них пытались сэкономить в первую очередь.
«На данный момент можно говорить о восстановлении объемов заказов по консалтингу на уровне около 70-75% от докризисного, и полном возврате к докризисным ценам на услуги консультантов», – говорит Николай Вечер, директор GVA Sawyer в Санкт-Петербурге, вице-президент ГУД.
Меньше классики
До кризиса было достаточно много проектов, не представляющих сложностей для опытных специалистов. Сейчас клиенты все чаще обращаются с более сложными задачами – проектами, имеющими неоднозначное местоположение, финансовую нагрузку, серьезные ограничения и т.д. Классический консалтинг, который был востребован до кризиса, видоизменился, говорят специалисты, работающие в этой области. Разработка концепции и анализ наилучшего использования сегодня не составляют, как до кризиса, наибольшую часть обращений. Увеличилось количество запросов на изучение спроса, динамики продаж. Появился спрос на услуги по оптимизации стратегии существующих объектов или проектов, реконцепции объектов, рекомендации по сокращению издержек и повышению доходности, на оценку залогового имущества и т.д.
«Стало меньше работы по классическим концепциям, зато увеличилось количество работ по оптимизации и корректировке концепций существующих проектов. Практически по всем, даже небольшим проектам сегодня можно (а зачастую и просто необходимо) проводить реконцепцию. Особенно в тех проектах, где изначально концепция создавалась без привлечения профессионалов или нарушалась последовательность ее создания. С учетом волны кризиса, я думаю, пересматривать нужно все проекты. Это не значит, что реконцепция повлечет за собой радикальную переделку всего объема проекта, но некий аудит сделать нужно, хотя бы для того, чтобы понимать, проходит ли проект через новые условия рынка. Потом цена ошибки будет колоссальна – это потраченные время и деньги, исчисляемые миллионами», – говорит Николай Казанский, генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург.
Жилье без консультации
Сегодня роль консалтинга в сфере жилой недвижимости крайне невелика в проектах точечной застройки, поскольку там либо используются типовые проекты (жилье эконом-класса), либо проект есть результат работы архитектора (жилье бизнес-класса и элитное). Если речь идёт о проектах комплексной застройки относительно больших территорий, более 40-50 га, то обычно приглашают консультантов, которые должны провести маркетинговые исследования, определить оптимальное для данного проекта соотношение жилой и коммерческой недвижимости, сформировать структуру генплана участка и написать бизнес-план на основе конкретной финансовой модели.
«В сфере коммерческой недвижимости обычно без консультантов не обойтись, поскольку спрос и предложение здесь значительно более сбалансированы, чем в жилых проектах. Следовательно, и роль маркетингового обоснования значительно более серьезна. В проектах коммерческой недвижимости консультант довольно часто сопровождает весь строительный цикл объекта, следя за тем, чтобы отклонения от проекта, практически неизбежные в процессе строительства, не приводили к серьезным изменениям инвестиционных параметров. В тех случаях, где роль концепции очень значительна, например в торговой недвижимости, консультанты зачастую выступают и эксклюзивными брокерами, на деле реализуя свою концепцию. В целом сейчас девелоперы стали значительно более взвешенно подходить к прединвестиционной фазе проекта, что, несомненно, повышает роль консультантов», – говорит Николай Вечер, директор GVA Sawyer в Санкт-Петербурге, вице-президент ГУД.
Кризисные изменения на рынке недвижимости, вслед за перипетиями на финансовых рынках, затронули сферу консалтинга, причем одной из первых. До кризиса на волне роста рынков жилой и коммерческой недвижимости, притока иностранных инвестиций, большого количества новых проектов спрос на консалтинговые услуги был высок и стабилен. В конце 2008 – начале 2010 годов многие компании начали оптимизировать свои расходы, и сфера консалтинга, как и маркетинга, подпала под статью сокращения расходов, отчасти из-за того, что на них пытались сэкономить в первую очередь.
«На данный момент можно говорить о восстановлении объемов заказов по консалтингу на уровне около 70-75% от докризисного, и полном возврате к докризисным ценам на услуги консультантов», – говорит Николай Вечер, директор GVA Sawyer в Санкт-Петербурге, вице-президент ГУД.
Меньше классики
До кризиса было достаточно много проектов, не представляющих сложностей для опытных специалистов. Сейчас клиенты все чаще обращаются с более сложными задачами – проектами, имеющими неоднозначное местоположение, финансовую нагрузку, серьезные ограничения и т.д. Классический консалтинг, который был востребован до кризиса, видоизменился, говорят специалисты, работающие в этой области. Разработка концепции и анализ наилучшего использования сегодня не составляют, как до кризиса, наибольшую часть обращений. Увеличилось количество запросов на изучение спроса, динамики продаж. Появился спрос на услуги по оптимизации стратегии существующих объектов или проектов, реконцепции объектов, рекомендации по сокращению издержек и повышению доходности, на оценку залогового имущества и т.д.
«Стало меньше работы по классическим концепциям, зато увеличилось количество работ по оптимизации и корректировке концепций существующих проектов. Практически по всем, даже небольшим проектам сегодня можно (а зачастую и просто необходимо) проводить реконцепцию. Особенно в тех проектах, где изначально концепция создавалась без привлечения профессионалов или нарушалась последовательность ее создания. С учетом волны кризиса, я думаю, пересматривать нужно все проекты. Это не значит, что реконцепция повлечет за собой радикальную переделку всего объема проекта, но некий аудит сделать нужно, хотя бы для того, чтобы понимать, проходит ли проект через новые условия рынка. Потом цена ошибки будет колоссальна – это потраченные время и деньги, исчисляемые миллионами», – говорит Николай Казанский, генеральный директор Colliers International Санкт-Петербург.
Жилье без консультации
Сегодня роль консалтинга в сфере жилой недвижимости крайне невелика в проектах точечной застройки, поскольку там либо используются типовые проекты (жилье эконом-класса), либо проект есть результат работы архитектора (жилье бизнес-класса и элитное). Если речь идёт о проектах комплексной застройки относительно больших территорий, более 40-50 га, то обычно приглашают консультантов, которые должны провести маркетинговые исследования, определить оптимальное для данного проекта соотношение жилой и коммерческой недвижимости, сформировать структуру генплана участка и написать бизнес-план на основе конкретной финансовой модели.
«В сфере коммерческой недвижимости обычно без консультантов не обойтись, поскольку спрос и предложение здесь значительно более сбалансированы, чем в жилых проектах. Следовательно, и роль маркетингового обоснования значительно более серьезна. В проектах коммерческой недвижимости консультант довольно часто сопровождает весь строительный цикл объекта, следя за тем, чтобы отклонения от проекта, практически неизбежные в процессе строительства, не приводили к серьезным изменениям инвестиционных параметров. В тех случаях, где роль концепции очень значительна, например в торговой недвижимости, консультанты зачастую выступают и эксклюзивными брокерами, на деле реализуя свою концепцию. В целом сейчас девелоперы стали значительно более взвешенно подходить к прединвестиционной фазе проекта, что, несомненно, повышает роль консультантов», – говорит Николай Вечер, директор GVA Sawyer в Санкт-Петербурге, вице-президент ГУД.
рубрика:
Рынок консалтинга
автор:
Денис Кожин