Все в сеть
Сегодня практически каждый новый торговый центр оснащен современными системами беспроводного доступа в Интернет для посетителей. Расходы на телекоммуникации сегодня уже могут перевалить за 1 млн USD. При этом прямой отдачи от таких инвестиций нет – средства тратятся в рамках программы лояльности.
Девелоперы, владельцы ТЦ и ТРК, а также провайдеры хором заявляют, что беспроводное и к тому же бесплатное для посетителей соединение с Интернетом в торговых комплексах весьма и весьма желательно. В основном потому что присутствие Wi-Fi-канала в свободном доступе обеспечивает постоянный трафик покупателей.
«Оснащение торговых комплексов зонами доступа Wi-Fi – это тренд, который будет набирать силу, – комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. – Так как торговые комплексы плавно превращаются из мест шопинга в места проведения досуга, подобные сервисы добавляют только плюсов объекту и позволяют задержать покупателя в ТРК на более длительное время».
По словам Павла Пикалева, директора Penny Lane Realty Saint Petersburg, доступ к Wi-Fi-интернету давно стал стандартной опцией в точках общепита, и в подавляющем большинстве случаев он предоставляется посетителям бесплатно, так как это формирует у них определенную лояльность к заведению. «Поэтому в торговых комплексах, позиционирующих себя в более-менее высоком сегменте, обязательно покрытие как минимум развлекательной и рекреационной зон», – говорит топ-менеджер.
Приятное дополнение
При этом сами операторы, предоставляющие Wi-Fi-связь, заявляют, что на количестве покупателей ее наличие не сказывается, так как люди приходят за покупками, а не за бесплатными посиделками в Интернете. Поэтому данная опция в торговых центрах остается лишь приятным дополнением, но никак не обязательным условием, и обеспечивать Wi-Fi-сетью весь ТК нет необходимости, уверен Андрей Гук, генеральный директор компании «ОБИТ».
Нужен беспроводной доступ в Интернет по всему комплексу или нет, решает собственник ТК. «В соответствии с его запросом разрабатывается проект, устанавливается и тестируется оборудование, происходит разделение на зоны, – комментирует Константин Рязанцев, руководитель группы специальных проектов петербургского филиала «ВестКолл». – На практике очень редко запрашивают полное покрытие всего комплекса Wi-Fi, обычно его организуют в зонах отдыха, местах общественного питания, игровых зонах, на технических площадках».
Однако обеспечение Wi-Fi только игровых и зон общепита, считает Александр Ионов, заместитель генерального директора управляющей компании «Питерлэнд», имеет и обратный эффект. «Всегда есть часть посетителей, которые просто занимают места, но при этом ничего не заказывают», – поясняет топ-менеджер.
В самом многофункциональном торгово-развлекательном комплексе «Питерлэнд» площадью 180 тыс. кв. м, запуск которого запланирован на IV квартал 2011 года в парке 300-летия Петербурга, Wi-Fi-доступ будет не только по всему объекту, но и на обеих парковках – наземной и подземной. По словам Александра Ионова, даже прогулочная галерея вокруг Piterland будет покрыта свободной беспроводной связью. Опять же ради лояльности посетителей.
Wi-Fi-связь в комплексе предоставит «Билайн» («Вымпелком»), который на территории Piterland реализует крупный инфраструктурный телекоммуникационный проект. Как сообщают в «Билайне», арендаторы и посетители МФК получат доступ ко всем необходимым услугам как фиксированной, так и беспроводной связи. Сейчас, дополняет Александр Ионов, идет согласование договора сроком на 7 лет на уровне юридических служб. Сумма, которую «Билайн» вложит в этот проект, – около 1 млн USD.
Какие услуги и новинки оператор предоставит за такие деньги МФК, пока неизвестно («Билайн» обещает раскрыть подробности сделки в ближайшие две-три недели), но организация только Wi-Fi-канала в ТК обычно обходится дешевле.
Косвенная окупаемость
«Организация телекоммуникационных услуг в крупном бизнес-центре со всеми расходами на материалы и оборудование составляет порядка 150 тыс. USD, – говорит Дмитрий Золин. – Для ТРК, учитывая, что покрытие беспроводным Интернетом нужно только в зонах отдыха, эта цифра должна быть меньше».
Основные затраты при организации Wi-Fi-сети в ТК обычно ложатся на плечи провайдеров, которые вкладываются в оборудование, кабельную разводку и интернет-каналы. Инвестиции в такой проект могут быть очень разными в зависимости от площади помещения, желаемого радиуса покрытия, качества самого оборудования и пр.
«На рынке сейчас множество компаний, которые производят беспроводное оборудование, – рассказывает Андрей Гук. – Можно взять совсем дешевое оборудование, и тогда, например, один внутренний блок (точка Wi-Fi-доступа) будет стоить 10 тыс. рублей с радиусом покрытия от 30 до 50 м. Такой же блок, но лучшего качества от другого производителя, будет стоить 30-35 тыс. рублей. И так по всему остальному оборудованию».
Затраты провайдера, уверен Игорь Ситников, генеральный директор ТК «Миран», если он является к тому же и оператором связи, будут окупаться за счет ежемесячной абонентской платы, выплачиваемой управляющей компанией ТК. Кроме того, замечает Андрей Гук, его затраты может частично покрывать реклама. «Это может выглядеть как информация об операторе на странице авторизации, куда пользователь попадает при попытке выйти в Интернет», – поясняет специалист.
Выбрать момент
По мнению Константина Рязанцева, с точки зрения экономики оператору лучше приходить на готовый объект, где уже грамотно выполнены сети, известен состав арендаторов и ТК находится в активной эксплуатации. «Как показывает практика, идеальный момент где-то посередине, – утверждает Константин Рязанцев. – Если прийти слишком рано, велика опасность смены собственника, концепции. Опять-таки невыгодно замораживать ресурсы в ожидании арендаторов, когда ты вкладываешь в строительство сети и оборудование, а они появляются через год еще и со своим оператором. Если же ждать до последнего, есть опасность, что более расторопный игрок рынка сможет тебя опередить».
Также для провайдера торговый комплекс является хорошим источником дохода, так как управляющая объектом компания выступает в качестве корпоративного клиента и платит суммы, в разы превышающие стоимость аналогичных услуг для физических лиц.
Кроме того, в зависимости от площади объекта и политики взаимодействия управляющей компании с операторами связи в ТК могут работать несколько провайдеров по принципу рынка. То есть когда один оператор строит СКС или ЛВС (локальная вычислительная сеть) за собственный счет, то для того чтобы его затраты окупились, он получает приоритетное право на предоставление услуг связи арендаторам в комплексе. Если в ТК заходят другие участники рынка, то прибыль идет еще и от сдачи в аренду каналов связи для других операторов.
Что касается затрат со стороны управляющей компании ТК, то, как говорит Александр Ионов, если ее специалисты разбираются в маркетинге и телекоммуникациях, то вкладываться придется только в строительство самого комплекса, если нет – и в то, и в другое.
Также, дополняет Константин Рязанцев, если владелец объекта предъявляет особые запросы оператору, то он же и несет затраты. В противном случае, как раньше и говорилось, он платит только за Wi-Fi-канал.
Девелоперы, владельцы ТЦ и ТРК, а также провайдеры хором заявляют, что беспроводное и к тому же бесплатное для посетителей соединение с Интернетом в торговых комплексах весьма и весьма желательно. В основном потому что присутствие Wi-Fi-канала в свободном доступе обеспечивает постоянный трафик покупателей.
«Оснащение торговых комплексов зонами доступа Wi-Fi – это тренд, который будет набирать силу, – комментирует Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC. – Так как торговые комплексы плавно превращаются из мест шопинга в места проведения досуга, подобные сервисы добавляют только плюсов объекту и позволяют задержать покупателя в ТРК на более длительное время».
По словам Павла Пикалева, директора Penny Lane Realty Saint Petersburg, доступ к Wi-Fi-интернету давно стал стандартной опцией в точках общепита, и в подавляющем большинстве случаев он предоставляется посетителям бесплатно, так как это формирует у них определенную лояльность к заведению. «Поэтому в торговых комплексах, позиционирующих себя в более-менее высоком сегменте, обязательно покрытие как минимум развлекательной и рекреационной зон», – говорит топ-менеджер.
Приятное дополнение
При этом сами операторы, предоставляющие Wi-Fi-связь, заявляют, что на количестве покупателей ее наличие не сказывается, так как люди приходят за покупками, а не за бесплатными посиделками в Интернете. Поэтому данная опция в торговых центрах остается лишь приятным дополнением, но никак не обязательным условием, и обеспечивать Wi-Fi-сетью весь ТК нет необходимости, уверен Андрей Гук, генеральный директор компании «ОБИТ».
Нужен беспроводной доступ в Интернет по всему комплексу или нет, решает собственник ТК. «В соответствии с его запросом разрабатывается проект, устанавливается и тестируется оборудование, происходит разделение на зоны, – комментирует Константин Рязанцев, руководитель группы специальных проектов петербургского филиала «ВестКолл». – На практике очень редко запрашивают полное покрытие всего комплекса Wi-Fi, обычно его организуют в зонах отдыха, местах общественного питания, игровых зонах, на технических площадках».
Однако обеспечение Wi-Fi только игровых и зон общепита, считает Александр Ионов, заместитель генерального директора управляющей компании «Питерлэнд», имеет и обратный эффект. «Всегда есть часть посетителей, которые просто занимают места, но при этом ничего не заказывают», – поясняет топ-менеджер.
В самом многофункциональном торгово-развлекательном комплексе «Питерлэнд» площадью 180 тыс. кв. м, запуск которого запланирован на IV квартал 2011 года в парке 300-летия Петербурга, Wi-Fi-доступ будет не только по всему объекту, но и на обеих парковках – наземной и подземной. По словам Александра Ионова, даже прогулочная галерея вокруг Piterland будет покрыта свободной беспроводной связью. Опять же ради лояльности посетителей.
Wi-Fi-связь в комплексе предоставит «Билайн» («Вымпелком»), который на территории Piterland реализует крупный инфраструктурный телекоммуникационный проект. Как сообщают в «Билайне», арендаторы и посетители МФК получат доступ ко всем необходимым услугам как фиксированной, так и беспроводной связи. Сейчас, дополняет Александр Ионов, идет согласование договора сроком на 7 лет на уровне юридических служб. Сумма, которую «Билайн» вложит в этот проект, – около 1 млн USD.
Какие услуги и новинки оператор предоставит за такие деньги МФК, пока неизвестно («Билайн» обещает раскрыть подробности сделки в ближайшие две-три недели), но организация только Wi-Fi-канала в ТК обычно обходится дешевле.
Косвенная окупаемость
«Организация телекоммуникационных услуг в крупном бизнес-центре со всеми расходами на материалы и оборудование составляет порядка 150 тыс. USD, – говорит Дмитрий Золин. – Для ТРК, учитывая, что покрытие беспроводным Интернетом нужно только в зонах отдыха, эта цифра должна быть меньше».
Основные затраты при организации Wi-Fi-сети в ТК обычно ложатся на плечи провайдеров, которые вкладываются в оборудование, кабельную разводку и интернет-каналы. Инвестиции в такой проект могут быть очень разными в зависимости от площади помещения, желаемого радиуса покрытия, качества самого оборудования и пр.
«На рынке сейчас множество компаний, которые производят беспроводное оборудование, – рассказывает Андрей Гук. – Можно взять совсем дешевое оборудование, и тогда, например, один внутренний блок (точка Wi-Fi-доступа) будет стоить 10 тыс. рублей с радиусом покрытия от 30 до 50 м. Такой же блок, но лучшего качества от другого производителя, будет стоить 30-35 тыс. рублей. И так по всему остальному оборудованию».
Затраты провайдера, уверен Игорь Ситников, генеральный директор ТК «Миран», если он является к тому же и оператором связи, будут окупаться за счет ежемесячной абонентской платы, выплачиваемой управляющей компанией ТК. Кроме того, замечает Андрей Гук, его затраты может частично покрывать реклама. «Это может выглядеть как информация об операторе на странице авторизации, куда пользователь попадает при попытке выйти в Интернет», – поясняет специалист.
Выбрать момент
По мнению Константина Рязанцева, с точки зрения экономики оператору лучше приходить на готовый объект, где уже грамотно выполнены сети, известен состав арендаторов и ТК находится в активной эксплуатации. «Как показывает практика, идеальный момент где-то посередине, – утверждает Константин Рязанцев. – Если прийти слишком рано, велика опасность смены собственника, концепции. Опять-таки невыгодно замораживать ресурсы в ожидании арендаторов, когда ты вкладываешь в строительство сети и оборудование, а они появляются через год еще и со своим оператором. Если же ждать до последнего, есть опасность, что более расторопный игрок рынка сможет тебя опередить».
Также для провайдера торговый комплекс является хорошим источником дохода, так как управляющая объектом компания выступает в качестве корпоративного клиента и платит суммы, в разы превышающие стоимость аналогичных услуг для физических лиц.
Кроме того, в зависимости от площади объекта и политики взаимодействия управляющей компании с операторами связи в ТК могут работать несколько провайдеров по принципу рынка. То есть когда один оператор строит СКС или ЛВС (локальная вычислительная сеть) за собственный счет, то для того чтобы его затраты окупились, он получает приоритетное право на предоставление услуг связи арендаторам в комплексе. Если в ТК заходят другие участники рынка, то прибыль идет еще и от сдачи в аренду каналов связи для других операторов.
Что касается затрат со стороны управляющей компании ТК, то, как говорит Александр Ионов, если ее специалисты разбираются в маркетинге и телекоммуникациях, то вкладываться придется только в строительство самого комплекса, если нет – и в то, и в другое.
Также, дополняет Константин Рязанцев, если владелец объекта предъявляет особые запросы оператору, то он же и несет затраты. В противном случае, как раньше и говорилось, он платит только за Wi-Fi-канал.
рубрика:
Телекоммуникации
автор:
Виктор Лист