Рынок без фундамента
Рынок строительства быстровозводимых конструкций ещё не оправился после кризиса, но аналитики пророчат ему рост числа игроков и скорый выход на докризисный уровень. При этом если ещё недавно основными драйверами роста рынка выступали сектора розничной торговли и промышленности, то сегодня в число лидеров выходит сельскохозяйственная отрасль, поддерживаемая государством.
Быстровозводимые здания в отдельное направление строительства выделились недавно. Технология их строительства отличается от других использованием специальных строительных материалов, что позволяет значительно сократить срок возведения – даже объект площадью более 1 тыс. кв. м можно построить за две недели. В строительстве быстровозводимых объектов используется металлокаркас, железобетонные колонны, а также сэндвич-панели.
Обороты растут
Рынок строительства таких конструкций набирает все большие обороты, прибавляя, по оценкам участников рынка, 10-15% в год. При этом доля зарубежных компаний-производителей на рынке пока невысока, и явных лидеров тоже нет. Импорт составляет менее 5%.
«В кризисные годы наблюдалось укрупнение рынка, а в настоящий момент снова возникает большое число мелких производителей металлоконструкций, – рассказывает Леонид Лазуткин, директор по продажам Ruukki в России. – Рынок строительных конструкций не является монополизированным, нет ярко выраженных лидеров – максимальная доля рынка составляет не более 5%».
Бизнес строительства быстровозводимых конструкций имеет немало привлекательных черт. В первую очередь, это меньшие затраты на содержание производственных средств, что предполагает возможность отказаться от необходимости обязательного поддержания уровня текущих заказов компании на высоких уровнях загрузки фондов. Однако кризис этот рынок пережил ненамного лучше, чем обычные строители. К примеру, по данным консалтинговой компании «АМИКО», объем российского рынка сэндвич-панелей в стоимостном выражении в 2009 году составил порядка 894,3 млн USD, потеряв около 29%. Производство легких металлоконструкций также потеряло около 20% оборота. Докризисный уровень сегодня еще не достигнут, но, по оценкам Леонида Лазуткина, выход на показатели 2008 года возможен к середине 2012 г. при условии сохранения существующих темпов роста.
«В ближайший год потенциал роста рынка быстровозводимых конструкций выглядит несколько ограниченным, – продолжает Александр Игнатюк, начальник отдела инвестиционного моделирования ЗАО ИК «Энергокапитал». – Тем не менее, начиная с конца 2012 г. мы ожидаем постепенного ускорения динамики данного сектора».
Узконаправленный рынок
Специфической чертой рынка быстровозводимых конструкций является узконаправленность и отсутствие возможности работы по классической гибкой бизнес-модели строительного сектора, предполагающей возможность оперативной диверсификации мощностей. Есть компании-производители строительных конструкций, работающие сразу в нескольких сегментах (например, строительстве и промышленных, и логистических, и торговых, и спортивных объектов), но, как правило, спектр направлений не очень широк. При этом есть и очень узкоспециализированные компании – в частности, компания ПНСК, к примеру, специализируется только на строительстве АЗС. Среди новых направлений развития рынка быстровозводимых зданий – развитие сегмента малоэтажного строительства, но оно ограничено небольшой нишей рынка загородного жилья.
«Что касается промышленного и торгового строительства, в данном случае рынок ограничен высокими темпами строительства подобных сооружений в 2008 г., то есть можно сказать, что эффект насыщенности данного сектора уменьшается крайне медленно, – говорит Александр Игнатюк. – В данном случае, наибольший потенциал рынка сосредоточен в регионах».
Убитый рынок
Есть и другие негативные факторы – например, компании, специализирующиеся на торговой недвижимости, явно потеряли в оборотах от городской программы по борьбе с ларьками и «легкими» конструкциями в районе метро. Тем не менее, по словам аналитиков, одним из основных драйверов рынка быстровозводимых конструкций в ближайшее время по-прежнему будет оставаться ритейл. В лидеры же имеет шансы вырваться ещё и сельскохозяйственная отрасль, поддерживаемая государством. Например, по данным агентства IndexBox, в 2010 году доля потребления металлоконструкций со стороны строительства объектов сельскохозяйственного назначения составила около 19%. Также быстровозводимые конструкции чрезвычайно удобны для крупных добывающих компаний, большинство из которых нуждаются в выстраивании инфраструктурных проектов в кратчайшие сроки.
Производителям быстровозводимых конструкций необходимо удерживать низкие цены, так как они являются одним из основных их преимуществ по сравнению с капитальными строениями. Но разница в стоимости постепенно сокращается вслед за удорожанием материалов, и рентабельность рынка сегодня страдает. «Учитывая, что стоимость данных стройматериалов с начала весны 2011 года подорожала на 5-10%, рентабельность проектов, конечно, снижается, – говорит Дмитрий Орлов, директор по снабжению генподрядной компании STEP. – Но в любом случае после кризиса рынок строительства быстровозводимых объектов растет по мере того, как торговые и промышленные компании расширяют свое производство».
В любом случае, многое зависит от схем работы – прибыльность в сегменте быстровозводимых зданий составляет в среднем 7-15%, но может достигать и 30-40%. Так что компании, делающие ставку на этот рынок, имеют неплохие шансы занять прибыльную нишу, пользуясь пока невысоким уровнем конкуренции.
Быстровозводимые здания в отдельное направление строительства выделились недавно. Технология их строительства отличается от других использованием специальных строительных материалов, что позволяет значительно сократить срок возведения – даже объект площадью более 1 тыс. кв. м можно построить за две недели. В строительстве быстровозводимых объектов используется металлокаркас, железобетонные колонны, а также сэндвич-панели.
Обороты растут
Рынок строительства таких конструкций набирает все большие обороты, прибавляя, по оценкам участников рынка, 10-15% в год. При этом доля зарубежных компаний-производителей на рынке пока невысока, и явных лидеров тоже нет. Импорт составляет менее 5%.
«В кризисные годы наблюдалось укрупнение рынка, а в настоящий момент снова возникает большое число мелких производителей металлоконструкций, – рассказывает Леонид Лазуткин, директор по продажам Ruukki в России. – Рынок строительных конструкций не является монополизированным, нет ярко выраженных лидеров – максимальная доля рынка составляет не более 5%».
Бизнес строительства быстровозводимых конструкций имеет немало привлекательных черт. В первую очередь, это меньшие затраты на содержание производственных средств, что предполагает возможность отказаться от необходимости обязательного поддержания уровня текущих заказов компании на высоких уровнях загрузки фондов. Однако кризис этот рынок пережил ненамного лучше, чем обычные строители. К примеру, по данным консалтинговой компании «АМИКО», объем российского рынка сэндвич-панелей в стоимостном выражении в 2009 году составил порядка 894,3 млн USD, потеряв около 29%. Производство легких металлоконструкций также потеряло около 20% оборота. Докризисный уровень сегодня еще не достигнут, но, по оценкам Леонида Лазуткина, выход на показатели 2008 года возможен к середине 2012 г. при условии сохранения существующих темпов роста.
«В ближайший год потенциал роста рынка быстровозводимых конструкций выглядит несколько ограниченным, – продолжает Александр Игнатюк, начальник отдела инвестиционного моделирования ЗАО ИК «Энергокапитал». – Тем не менее, начиная с конца 2012 г. мы ожидаем постепенного ускорения динамики данного сектора».
Узконаправленный рынок
Специфической чертой рынка быстровозводимых конструкций является узконаправленность и отсутствие возможности работы по классической гибкой бизнес-модели строительного сектора, предполагающей возможность оперативной диверсификации мощностей. Есть компании-производители строительных конструкций, работающие сразу в нескольких сегментах (например, строительстве и промышленных, и логистических, и торговых, и спортивных объектов), но, как правило, спектр направлений не очень широк. При этом есть и очень узкоспециализированные компании – в частности, компания ПНСК, к примеру, специализируется только на строительстве АЗС. Среди новых направлений развития рынка быстровозводимых зданий – развитие сегмента малоэтажного строительства, но оно ограничено небольшой нишей рынка загородного жилья.
«Что касается промышленного и торгового строительства, в данном случае рынок ограничен высокими темпами строительства подобных сооружений в 2008 г., то есть можно сказать, что эффект насыщенности данного сектора уменьшается крайне медленно, – говорит Александр Игнатюк. – В данном случае, наибольший потенциал рынка сосредоточен в регионах».
Убитый рынок
Есть и другие негативные факторы – например, компании, специализирующиеся на торговой недвижимости, явно потеряли в оборотах от городской программы по борьбе с ларьками и «легкими» конструкциями в районе метро. Тем не менее, по словам аналитиков, одним из основных драйверов рынка быстровозводимых конструкций в ближайшее время по-прежнему будет оставаться ритейл. В лидеры же имеет шансы вырваться ещё и сельскохозяйственная отрасль, поддерживаемая государством. Например, по данным агентства IndexBox, в 2010 году доля потребления металлоконструкций со стороны строительства объектов сельскохозяйственного назначения составила около 19%. Также быстровозводимые конструкции чрезвычайно удобны для крупных добывающих компаний, большинство из которых нуждаются в выстраивании инфраструктурных проектов в кратчайшие сроки.
Производителям быстровозводимых конструкций необходимо удерживать низкие цены, так как они являются одним из основных их преимуществ по сравнению с капитальными строениями. Но разница в стоимости постепенно сокращается вслед за удорожанием материалов, и рентабельность рынка сегодня страдает. «Учитывая, что стоимость данных стройматериалов с начала весны 2011 года подорожала на 5-10%, рентабельность проектов, конечно, снижается, – говорит Дмитрий Орлов, директор по снабжению генподрядной компании STEP. – Но в любом случае после кризиса рынок строительства быстровозводимых объектов растет по мере того, как торговые и промышленные компании расширяют свое производство».
В любом случае, многое зависит от схем работы – прибыльность в сегменте быстровозводимых зданий составляет в среднем 7-15%, но может достигать и 30-40%. Так что компании, делающие ставку на этот рынок, имеют неплохие шансы занять прибыльную нишу, пользуясь пока невысоким уровнем конкуренции.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Маргарита Рахнова