Рынок керамической плитки вырос
Российское производство керамической плитки за первое полугодие 2011 года выросло на 21% по сравнению с таким же периодом прошлого года и составило 67,8 млн кв. м.* В денежным выражении, по разным оценкам, оно составило 1-1,5 млрд USD.
Учитывая, что Северо-Западный регион производит от 15 до 17% от всего объема российской плитки, на его долю пришлось примерно 11,5 млн. кв. м и 255 млн USD соответственно.
До 2009 года производство керамической плитки и керамогранита в России росло на 15-20% ежегодно. «Кризис обвалил его вслед за рынком недвижимости. Падение отрасли в натуральном выражении составило около 25%», – рассказала Вера Никольская, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research. В 2010 году емкость рынка по сравнению с кризисным годом увеличилась на 11%. При этом аналитики отмечают, что в 2010 году лидирующая позиция по темпам роста производства напольной плитки принадлежала предприятиям Ленинградской области, а Московская область по-прежнему оставалась безусловным регионом-лидером по объемам ее производства.
У экспертов радужные прогнозы: полное восстановление отрасли до докризисных показателей может произойти уже в конце этого года. По мнению Александра Юхарева, управляющего партнера интернет-проекта Varendu.net, положительные тенденции на строительном рынке налицо – в I квартале 2011 года объемы промышленного производства превысили уровень аналогичного периода прошлого года, а вместе с другими строительными материалами – кирпичом, бетоном – увеличился и выпуск керамической плитки.
Лидеры и остальные
Всего в России насчитывается около 25 заметных компаний – производителей керамической плитки. Часть из них специализируется только на выпуске какого-либо одного вида плитки, а отдельные предприятия имеют более широкий ассортимент.
Денис Клягин, аналитик УК «Финнам Менеджмент», рассказал, что крупнейшими российскими производителями керамической плитки являются группа «Юнитаил» (сюда входит ОАО «Стройфарфор», чья продукция идет под брендом «Шахтинская плитка») и итальянская группа Kerama Marazzi. «На долю лидеров, по разным оценкам, приходится около 30-35% рынка», – отметил он.
В Северо-Западном округе крупнейшими локальными операторами являются ОАО «Кварц», который с 2007 года входит в группу «Юнитаил», ОАО «Нефрит-Керамика», ООО «Еврокерамика», ЗАО «Керамин» и др.
Лидером по производству керамической плитки в регионе является Ленинградская область. Здесь расположен завод ОАО «Нефрит-Керамика», которое, по собственным данным компании, входит в пятерку лидеров среди российских производителей керамической плитки и производит более 10% от всего объема плитки для внутренней облицовки стен.
Среди крупных игроков на рынке Северо-Запада стоит отметить компанию «Еврокерамика», которая расположена в Псковской области, а также белорусскую компанию «Керамин», дилеры которой находятся в Санкт-Петербурге.
По информации группы Kerama Marazzi, в 2010 – первой половине 2011 года компания всего произвела 27,4 млн кв. м керамической плитки и 7,6 млн. кв. м керамогранита. При этом в компании отметили, что объем производства вырос по сравнению с кризисным периодом. Сегодня Kerama Marazzi занимает около 17% российского рынка и реализует свою плитку через дилерскую сеть крупным оптом (от 500 кв. м). Торговую марку итальянской компании по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону представляет ООО «Балткерама», которое занимается поставками керамической плитки производства завода «Велор» в городе Орел, и керамического гранита производства «Объединенные керамические заводы» в Московской области (пос. Малино).
Иностранцы задают тон
По данным УК «Финам Менеджмент», в общей структуре российского рынка доля внутренней продукции занимает около 80% рынка, на долю импорта приходится около 20%. Однако, по последним данным, импортная плитка усиливает свои позиции на нашем рынке. Так, по данным исследования «Состояние рынка керамической плитки в РФ в 2010 году», проведенного «ИнфоТехКонсалт-Р», рост импорта в 2010 году составил приблизительно 27%. Аналитики «ИнфоТехКонсалт-Р» подчеркивают, что это произошло из-за смены трендов на рынке импортных поставок, поэтому их объемы после спада 2009 года вновь начали расти.
Спрос и цены растут
По мнению Александра Юхарева, половину рынка потребления керамической плитки занимают компании-застройщики, а вторая часть приходится на частных потребителей. «И застройщики, и частные потребители приобретают керамическую плитку для своих целей примерно в одинаковых объемах, и в дальнейшем эти объемы будут только расти. Ведь чем больше будет возводиться домов, тем больше будет спрос на продукцию», – отметил он.
По словам Татьяны Чижковой, пресс-секретаря группы Kerama Marazzi, основная часть продукции компании рассчитана на частного потребителя, но охвачен и строительный сегмент.
По данным производителей, основной сегмент рынка керамической плитки (за вычетом керамогранита) занимает керамическая плитка для пола и стен, относящаяся к эконом-сегменту. Причина в том, что строительные организации, выполняя отделку помещений перед сдачей дома в эксплуатацию, отдают предпочтение недорогой плитке, помня о том, что будущие владельцы квартир иногда меняют плитку по своему вкусу. Доля керамогранита заметно ниже доли керамической плитки, что связано с более высокой стоимостью этого материала, однако объем его продаж постепенно увеличивается.
Если речь заходит о высоких ценовых категориях, то здесь большую долю рынка продолжает занимать импортная плитка. Как правило, моду на плитку диктуют именно итальянские, испанские производители, хотя и российские компании стараются расширить свое присутствие в сегментах продукции элитного класса.
Дмитрий Михайлов, заместитель генерального директора по строительству жилого комплекса «Академ-Парк» ЗАО «БФА-девелопмент», отметил, что при строительстве жилья компания всегда выбирает только качественную плитку. «Нельзя сказать, что нашим требованиям соответствует вся зарубежная продукция. Глубокое заблуждение, что на Западе строительные материалы лучше. Опыт показывает, что недоработок и там хватает. Но есть и достойные предприятия, например из Финляндии, Германии, Чехии и даже Китая. Мы используем плитку только выверенных производителей, при этом их ценовая политика для нас не является основополагающей», – пояснил он.
По данным Федеральной государственной службы статистики, цена 1 кв. м облицовочного материала для внутренних стен в июле составила 161 рубль, плитка для пола стоит дороже – около 169 рублей за 1 кв. м. Однако еще в марте этого года цены на плитку составляли 154 и 156 рублей соответственно.
По словам Дмитрия Михайлова, это объясняется тем, что за последние месяцы был отмечен резкий скачок цен на основные строительные материалы, в том числе керамическую плитку. По разным оценкам, стоимость продукции выросла от 10 до 30%. «Многие производители подняли цены по инерции, после того как подорожал цемент», – заключил он.
*Данные Федеральной государственной службы статистики.
Учитывая, что Северо-Западный регион производит от 15 до 17% от всего объема российской плитки, на его долю пришлось примерно 11,5 млн. кв. м и 255 млн USD соответственно.
До 2009 года производство керамической плитки и керамогранита в России росло на 15-20% ежегодно. «Кризис обвалил его вслед за рынком недвижимости. Падение отрасли в натуральном выражении составило около 25%», – рассказала Вера Никольская, директор по исследованиям агентства ABARUS Market Research. В 2010 году емкость рынка по сравнению с кризисным годом увеличилась на 11%. При этом аналитики отмечают, что в 2010 году лидирующая позиция по темпам роста производства напольной плитки принадлежала предприятиям Ленинградской области, а Московская область по-прежнему оставалась безусловным регионом-лидером по объемам ее производства.
У экспертов радужные прогнозы: полное восстановление отрасли до докризисных показателей может произойти уже в конце этого года. По мнению Александра Юхарева, управляющего партнера интернет-проекта Varendu.net, положительные тенденции на строительном рынке налицо – в I квартале 2011 года объемы промышленного производства превысили уровень аналогичного периода прошлого года, а вместе с другими строительными материалами – кирпичом, бетоном – увеличился и выпуск керамической плитки.
Лидеры и остальные
Всего в России насчитывается около 25 заметных компаний – производителей керамической плитки. Часть из них специализируется только на выпуске какого-либо одного вида плитки, а отдельные предприятия имеют более широкий ассортимент.
Денис Клягин, аналитик УК «Финнам Менеджмент», рассказал, что крупнейшими российскими производителями керамической плитки являются группа «Юнитаил» (сюда входит ОАО «Стройфарфор», чья продукция идет под брендом «Шахтинская плитка») и итальянская группа Kerama Marazzi. «На долю лидеров, по разным оценкам, приходится около 30-35% рынка», – отметил он.
В Северо-Западном округе крупнейшими локальными операторами являются ОАО «Кварц», который с 2007 года входит в группу «Юнитаил», ОАО «Нефрит-Керамика», ООО «Еврокерамика», ЗАО «Керамин» и др.
Лидером по производству керамической плитки в регионе является Ленинградская область. Здесь расположен завод ОАО «Нефрит-Керамика», которое, по собственным данным компании, входит в пятерку лидеров среди российских производителей керамической плитки и производит более 10% от всего объема плитки для внутренней облицовки стен.
Среди крупных игроков на рынке Северо-Запада стоит отметить компанию «Еврокерамика», которая расположена в Псковской области, а также белорусскую компанию «Керамин», дилеры которой находятся в Санкт-Петербурге.
По информации группы Kerama Marazzi, в 2010 – первой половине 2011 года компания всего произвела 27,4 млн кв. м керамической плитки и 7,6 млн. кв. м керамогранита. При этом в компании отметили, что объем производства вырос по сравнению с кризисным периодом. Сегодня Kerama Marazzi занимает около 17% российского рынка и реализует свою плитку через дилерскую сеть крупным оптом (от 500 кв. м). Торговую марку итальянской компании по Санкт-Петербургу и Северо-Западному региону представляет ООО «Балткерама», которое занимается поставками керамической плитки производства завода «Велор» в городе Орел, и керамического гранита производства «Объединенные керамические заводы» в Московской области (пос. Малино).
Иностранцы задают тон
По данным УК «Финам Менеджмент», в общей структуре российского рынка доля внутренней продукции занимает около 80% рынка, на долю импорта приходится около 20%. Однако, по последним данным, импортная плитка усиливает свои позиции на нашем рынке. Так, по данным исследования «Состояние рынка керамической плитки в РФ в 2010 году», проведенного «ИнфоТехКонсалт-Р», рост импорта в 2010 году составил приблизительно 27%. Аналитики «ИнфоТехКонсалт-Р» подчеркивают, что это произошло из-за смены трендов на рынке импортных поставок, поэтому их объемы после спада 2009 года вновь начали расти.
Спрос и цены растут
По мнению Александра Юхарева, половину рынка потребления керамической плитки занимают компании-застройщики, а вторая часть приходится на частных потребителей. «И застройщики, и частные потребители приобретают керамическую плитку для своих целей примерно в одинаковых объемах, и в дальнейшем эти объемы будут только расти. Ведь чем больше будет возводиться домов, тем больше будет спрос на продукцию», – отметил он.
По словам Татьяны Чижковой, пресс-секретаря группы Kerama Marazzi, основная часть продукции компании рассчитана на частного потребителя, но охвачен и строительный сегмент.
По данным производителей, основной сегмент рынка керамической плитки (за вычетом керамогранита) занимает керамическая плитка для пола и стен, относящаяся к эконом-сегменту. Причина в том, что строительные организации, выполняя отделку помещений перед сдачей дома в эксплуатацию, отдают предпочтение недорогой плитке, помня о том, что будущие владельцы квартир иногда меняют плитку по своему вкусу. Доля керамогранита заметно ниже доли керамической плитки, что связано с более высокой стоимостью этого материала, однако объем его продаж постепенно увеличивается.
Если речь заходит о высоких ценовых категориях, то здесь большую долю рынка продолжает занимать импортная плитка. Как правило, моду на плитку диктуют именно итальянские, испанские производители, хотя и российские компании стараются расширить свое присутствие в сегментах продукции элитного класса.
Дмитрий Михайлов, заместитель генерального директора по строительству жилого комплекса «Академ-Парк» ЗАО «БФА-девелопмент», отметил, что при строительстве жилья компания всегда выбирает только качественную плитку. «Нельзя сказать, что нашим требованиям соответствует вся зарубежная продукция. Глубокое заблуждение, что на Западе строительные материалы лучше. Опыт показывает, что недоработок и там хватает. Но есть и достойные предприятия, например из Финляндии, Германии, Чехии и даже Китая. Мы используем плитку только выверенных производителей, при этом их ценовая политика для нас не является основополагающей», – пояснил он.
По данным Федеральной государственной службы статистики, цена 1 кв. м облицовочного материала для внутренних стен в июле составила 161 рубль, плитка для пола стоит дороже – около 169 рублей за 1 кв. м. Однако еще в марте этого года цены на плитку составляли 154 и 156 рублей соответственно.
По словам Дмитрия Михайлова, это объясняется тем, что за последние месяцы был отмечен резкий скачок цен на основные строительные материалы, в том числе керамическую плитку. По разным оценкам, стоимость продукции выросла от 10 до 30%. «Многие производители подняли цены по инерции, после того как подорожал цемент», – заключил он.
*Данные Федеральной государственной службы статистики.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Екатерина Костина