Мостовые подешевели

Рынок вибропрессованных бетонных продуктов Петербурга и области, иначе говоря, тротуарной плитки и облицовочных материалов, в нынешнем году вырос в ценовом выражении на 10-25% в зависимости от типа товара. Однако рост этот произошел после кризисного падения в 1,5-2 раза.

Основная доля на этом рынке у тройки лидеров-«старожилов» – компаний «Меликонполар», «Ленстройдеталь» и Экспериментального завода, на которые, по данным исследования компании «Цемсис», приходится в общей сложности почти 60%. Сам «Цемсис» делит 4-5 места с Кировским ДСК – по 8,6% у каждого, а замыкает вторую тройку вышедший на рынок в 2008-2009 годах «Лентехстром» с 7,1%. Остальные игроки занимают заметно меньшую долю.
Вячеслав Засухин, коммерческий директор ЗАО «Цемсис», полагает, что в этом году его компания вместе с «Лентехстромом» может выйти на лидирующие позиции, потеснив кого-то из лидеров. Сам «Цемсис» на рынке с 2009-2010 годов, так что обе названные Засухиным фирмы весьма агрессивно ведут себя, подбираясь за короткое время к лидирующим позициям.
Объем производства на местном рынке принципиально не менялся и в последние годы составляет 0,8-1,2 млн кв. м плитки, несмотря на столь серьезные скачки цены. Восьмисантиметровая брусчатка в 2010 году относительно максимума 2008 года подешевела с 586 рублей до 360 рублей. Средняя цена кубометра брусчатки – около 6 тыс. рублей, а в Москве еще на 10% ниже. Кстати, этот рынок по определению «местный» ввиду сложностей перевозки хрупкого товара. Есть мнение, что крайнее расстояние доставки не превышает 500 км.
Впрочем, ценовая динамика обусловлена не только снизившимся спросом во время кризиса, но и удешевлением цемента – основного «ингредиента» при производстве.
Наибольшие проблемы испытывали крупные производители, зависящие от масштабного строительства. Например, «Тулачермет», один из крупнейших в стране заводов-производителей прессованной плитки, который зависел от поставок на московские стройки, в кризис вообще остановил производство. У частного потребителя, дачников все стабильнее, однако и объемы заказов меньше.
До кризиса этот рынок рос параллельно со строительным с динамикой порядка 20% в год, но к концу 2008 года, достигнув, по данным Research.Techart, объема реализации в 11 млн кв. м в целом по стране, упал сразу вдвое. Сейчас идет восстановление, тоже обусловленное оживлением строительного рынка.
«Из новых игроков только «Лентехстром» вводит в сентябре новую испанскую линию по производству плитки, – рассказывает Вячеслав Засухин. – «Цемсис» в этом году увеличил среднедневные объемы производства плитки в разы за счет закупки большего количества технологических поддонов. Если в прошлом году мы штамповали в среднем 800 поддонов в смену, то сейчас перешли на трехсменный режим работы и изготавливаем 4000 поддонов продукции. То есть рост производства в августе 2011 года к августу 2010-го составил 5 раз. Это обусловлено не только ростом спроса на плитку, но и ростом заказов на стеновые блоки и дорожный поребрик. А рост заказов – за счет оживления жилищного строительства и сдачи таких крупных жилых комплексов, как «Осиновая роща», «Московская Славянка» и «Северная долина». На все эти объекты мы поставляли и продолжаем поставлять нашу продукцию».
Объем петербургского и областного рынка естественным образом увеличится. Сейчас можно говорить, что к концу года первая пятерка производителей изготовит порядка 1,2 млн кв. м плитки. Остальные – еще около 300 тыс. «квадратов». Так что емкость рынка можно оценить в 1,5 млн кв. м. Частный сектор забирает примерно половину объема, вторую половину делят коммерческий сектор и поставки по госзаказам. Эксперты оценивают потенциал будущего роста в 15% в год (ежегодно плюс 200 тыс. «квадратов»).
В качестве маркетинговых решений эксперты обращают внимание в первую очередь на подходящий клиенту ассортимент, цену, наличие на складе, скорость выполнения заказа и возможность покупать в долг.

Особенности «мостового рынка»


Бетонные изделия, изготовленные методом полусухого вибропрессования, – современная альтернатива целому ряду традиционных материалов для строительства и благоустройства. Технология вибропрессования пришла на рынок Северо-Запада в середине 1990-х годов, когда появились первые линии, выпускающие тротуарную плитку по этой технологии.
Вывод новой товарной категории совпал с революционными изменениями на рынке строительства и благоустройства: увеличением объемов жилищного строительства и поиском новых решений по оформлению фасадов зданий и дворовых территорий, необходимостью возвращения к 300-летию Петербурга элементов его исторического облика, в частности заново вымощенных тротуаров и пешеходных зон.
Характеристики материалов, выпускаемых по технологии вибропрессованиия: прочность, износостойкость, большой ассортимент форм, цветов, фактур, размеров – оказались адекватным ответом ожиданиям рынка.
Основными видами мелкоштучных бетонных изделий, выпускаемых по методу полусухого вибропрессования, являются камни мощения, стеновые камни, бордюрные камни.
Ассортимент  фирм-производителей включает до 55 вариантов форм изделий. Некоторые камни мощения выпускаются большинством производителей. Камни выпускаются в широкой цветовой гамме. Практически все производители предлагают их красного цвета, к серийным также относятся черный, желтый, коричневый цвета. Помимо стандартного ассортимента практически у каждой компании есть свой уникальный продукт, связанный с производственными возможностями оборудования.
Компании, использующие технологию вибропрессования, производят в основном камни мощения толщиной 60-70-80 мм. На городских территориях мощение производится в основном с применением камней мощения 80 мм, камни меньшей толщины применяются при загородном строительстве (коттеджи, участки, дачи).
рубрика: Технологии и материалы
автор: Роман Бизюков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.