Низкий спрос на премиум

Пока социологи спорят, снизилась ли после кризиса покупательская способность петербуржцев, девелоперы размышляют, нужны ли в Петербурге торговые комплексы премиального класса. Нет единого мнения по этому вопросу и среди консультантов.

«На сегодняшний день рынок торговых центров премиум-класса не спозиционирован и не сформирован, – считает Евгений Рязанцев, советник VMB Trust. – Необходимость создания подобных центров неочевидна, так как в Петербурге существует достаточное количество магазинов бутикового типа. Для 5% населения (так можно оценить целевую аудиторию премиальных ТЦ) проще удовлетворить свои потребности в покупке одежды и аксессуаров высокой пробы за границей». Согласен с коллегой и Роман Евстратов, директор департамента торговой недвижимости Colliers International Санкт-Петербург. «Торговых площадей у нас немало, а средние доходы петербуржцев невысоки, – уверен он. – До уровня европейского города, которым мы хотим считаться, они явно не дотягивают. Кроме того, в структуре населения Петербурга много пенсионеров». А вот Олег Громков, руководитель группы исследований рынка недвижимости Knight Frank St. Petersburg, не столь однозначен в оценках. «Да, в Петербурге есть премиальные торговые центры; нужны или не нужны – вопрос, скорее в том, пользуются ли они спросом. Такие торговые центры в Петербурге имеют спрос и, соответственно, нужны», – утверждает он. «Учитывая то, что Санкт-Петербург – второй по численности город в стране и по сравнению с другими регионами имеет достаточно высокий уровень жизни, премиальные торговые центры, безусловно, нужны», – вторит Альбина Ямалетдинова, директор департамента консалтинга NAI Becar в Санкт-Петербурге. «В Петербурге есть несколько объектов, которые можно отнести к разряду премиальных торговых центров, среди них – галереи бутиков Esfera, Apriori, «Гранд Палас», частично – ТРК «Атлантик Сити», ранее к этой категории относился ТК «Светлановский». У этих объектов есть свой потребитель, он не массовый, но формат и не предполагает больших потоков посетителей. Это места целевого посещения и целевой покупки», – рассуждает Вера Бойкова, руководитель направления по работе с клиентами ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate.
В одном аналитики единодушны: посетители таких торговых комплексов основной массив покупок совершают за границей, где ассортимент гораздо шире, а цены ниже, в Петербурге они посещают магазины только в случае оперативной необходимости в определенном товаре.
Каким должен быть формат премиальных торговых центров, для экспертов неочевидно.
Такого уровня посетители рассчитывают на эксклюзив и стремятся в конкретное место за заранее выбранным брендом, но не в составе «рыночных рядов», уточняет Евгений Рязанцев. Представитель VMB Trust уверен, что формат торгового центра превращает галерею бутиков в «рыночные ряды». Премиум-класс, по мнению эксперта, гораздо более востребован в формате отдельно стоящих магазинов в определенной (элитной) городской зоне. «В большинстве случаев для магазинов luxury и премиум-сегмента свойственно занимать отдельные помещения в стрит-ритейле или в пятизвездочных гостиницах, – соглашается Альбина Ямалетдинова. – При этом существует удачный опыт объединения таких операторов в торговых комплексах, например, «Крокус Сити Молл», «Барвиха Luxury Village». «В премиальном сегменте у нас развиваются отдельные бутиковые зоны, например Большая Конюшенная улица, где сегодня располагаются магазины известных мировых брендов – Dior, Louise Vuitton, Kiton, – размышляет Роман Евстратов. – В части Староневского проспекта, Большого проспекта Петроградской стороны также существуют магазины премиальных торговых марок. Я думаю, что пока Петербургу этого вполне достаточно». «Важна локация: подобный центр должен располагаться в центре города или в отдаленных районах, но с населением, располагающим высоким уровнем доходов, – настаивает Вера Бойкова. – При этом нахождение в зоне интенсивных пешеходных потоков необязательно, оно, наоборот, является скорее минусом. Премиальный торговый центр предполагает элитарность, и совершение покупок в нем не должно происходить в сопровождении большого числа людей». Евгений Рязанцев считает «пустынность» центров скорее недостатком. «Косвенно подтверждает отсутствие необходимости премиальных торговых центров в Санкт-Петербурге ощущение одиночества при посещении таких торговых центров, как Vanity Opera, Grand Palace и др. Недаром и за границей создание комплексов премиум-класса не носит массового характера», – замечает он. «Основным генераторов потока посетителей являются не якорные арендаторы, как в торговых центрах среднего класса, а совокупность премиальных операторов торговой галереи. Среди ключевых подобных торговых центров в Санкт-Петербурге можно отметить следующие: Gallery Apriori, «Владимирский пассаж», Grand Palace, «Норд», «Пассаж», Baltiysky Fashion Gallery», – перечисляет Олег Громов. «Подобные объекты должны отличаться от торгового комплекса для среднего класса набором операторов и их разделением, соответствующей концепцией, определенным доступом на паркинг и в целом совокупностью всех физических характеристик», – продолжает госпожа Ямалетдинова.
рубрика: Торговая недвижимость
автор: Ксения Семенова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.