Ноу-хау жилищного домостроения

На круглом столе «Новые технологии, применяемые в жилищном домостроении», организованном в рамках 15-й Международной выставки "Балтийская Строительная Неделя" совместно с ООО "Примэкспо" , участники встречи говорили о проблемах внедрения инноваций в строительстве и необходимости грамотной маркетинговой политики строительных и проектных компаний. Спонсором круглого стола  выступила компания Н+Н.


 


Валерий Грибанов:
– Какие новые технологии и материалы есть сейчас на строительном рынке?

Александр Горшков:
– Эффективное строительство невозможно без инновационных решений. Компания Н+Н предлагает рынку энергоэффективный и надежный материал – газобетон. Популярность строительных конструкций из автоклавного газобетона постоянно растет во всем мире. В настоящее время продукция из автоклавного газобетона производится в 50 странах и уверенно теснит такие традиционные материалы, как кирпич и дерево. Одна из причин в том, что этот уникальный материал обладает как свойствами камня, так и дерева.
Он изготавливается из натуральных компонентов: цемента, извести, гипса, песка и воды, сочетает в себе лучшие показатели среди строительных материалов по теплопроводности, классу прочности, морозостойкости, огнестойкости, звукоизоляции, комфортности и долговечности. Срок эксплуатации до первого капремонта превышает 55 лет.

Валерий Грибанов:

– Насколько широка сфера применения газобетона? Применяете ли вы какие-либо инновационные решения?

Александр Горшков:
– Физико-технические характеристики автоклавного газобетона позволяют применять изделия из него для устройства несущих и ограждающих конструкций в различных областях строительства, в зданиях разной этажности, как с каркасными, так и со стеновыми несущими системами: в малоэтажном строительстве, многоэтажном, высотном каркарсно-монолитном, коммерческом и промышленном, а также при реконструкции старых зданий. Фактически автоклавный газобетон является единственным материалом, позволяющим создать однородную ограждающую конструкцию стены, которая бы соответствовала требованиям СНиП по строительной теплотехнике.
Инновационные решения, применяемые нашей компанией, позволили минимизировать «мостики холода» за счет сопряжения однородных конструкций здания (перекрытий, стен, кровли). Высокая геометрическая точность газобетонных блоков позволяет укладывать их на тонкошовный раствор, вследствие чего теплопроводность стен снижается более чем на 25%. Материал не горит и не выделяет никаких синтетических связующих и вредных веществ и обладает высоким показателем экологичности.

Валерий Грибанов:
– Как потребители и строители относятся к газобетону? Есть ли спрос?

Александр Горшков:

– Потребители предпочитают строить или покупать дома из автоклавного газобетона, так как эти здания обладают уникальным набором потребительских свойств. Материал позволяет создать комфортные условия проживания: «дышащие» стены обеспечивают благоприятный микроклимат в доме, отличные теплоаккумулирующие свойства исключают резкие температурные колебания зимой и летом, а хорошая звукоизоляция гарантирует тишину и покой. К тому же материал удобен в эксплуатации: легко делать ремонт, перепланировку, внутреннюю отделку и интерьерные работы, не требуется специальный уход, так как материал не гниет, не боится плесени, не подвержен воздействию насекомых и грызунов, а также не ржавеет.
Строители с удовольствием работают с автоклавным газобетоном, так как обеспечивается высокое качество и скорость кладки, снижаются трудозатраты. Кроме того, себестоимость строительства заметно ниже, чем у домов из кирпича, за счет меньших затрат на фундамент и несущие конструкции, а также монтаж инженерных сетей и внутреннюю отделку. К тому же здание из автоклавного газобетона обладает высокой ликвидностью, не зависящей от возраста постройки, благодаря практически неограниченному сроку эксплуатации и высоким потребительским качествам.

Валерий Грибанов:

– Хотел бы еще обратиться к коллегам, занимающимся автоматизацией производственных процессов. Что нового появилось в этой сфере?

Иван Аверьянов:

– Программа 1С – это не только программа для ведения бухгалтерского учета. Уже с 2005 года выпускаются блоки для автоматизации работы сметно-договорного отдела, актуальные блоки для отделов продажи недвижимости. Сейчас мы подошли к этапу низкоуровневой автоматизации. Наших клиентов уже перестала устраивать система, которая просто решает учетные и плановые задачи. К примеру, многие компании сегодня используют системы спутникового слежения за строительными машинами. Эта система основана на датчиках GPS, ГЛОНАС. Сейчас мы успешно проводим интеграцию с такими системами. Скоро выйдет блок, который позволит с помощью защищенных ноутбуков и других устройств оптимизировать работу людей непосредственно на строительной площадке.

Валерий Грибанов:

– Хотелось бы понять, насколько применение новых технологий влияет на строительный процесс, сроки и стоимость. Как за последние 5 лет выросла доля новых технологий в строительстве?
 
Елена Шишулина:

– В нашем малоэтажном проекте «Золотые ключи» мы строим дома по панельно-каркасной технологии. В регионе эту технологию активно используют уже лет 5, а первые заводы появились около 7 лет назад. Мы наблюдаем, что за последние 2 года произошли изменения в сознании людей, строителей и девелоперов, которые все чаще обращаются к технологии панельно-каркасного домостроения. Тенденция повышения интереса к ней стала особенно заметна после кризиса, так как такое строительство может быть не всегда дешевле, но всегда гораздо быстрее и позволяет проще осуществлять контроль за качеством строительства. Домостроительные комбинаты работают только с сертифицированными материалами, поэтому нет сомнений в качестве этих домов и их не стыдно предлагать клиентам.

Валерий Грибанов:

– В среде экспертов строительного рынка часто возникает путаница в том, что все-таки отнести к панельно-каркасной технологии. И есть ли данные, сколько таких предприятий сейчас работает в регионе?

Елена Шишулина:

– Есть достаточно четкое определение. Это дом, в основе которого лежит деревянный каркас, на который крепятся панели, состоящие из OSB-плит с утеплителем между ними, с соответствующими влаго- и парозащитными мембранами. Далее уже на эти плиты навешивается фасад. На сегодняшний день в регионе порядка 20 предприятий, которые занимаются выпуском такой продукции, из них около 6 – крупных. Есть, к примеру, заводы, на которых все линии автоматизированы и с конвейера выходят практически готовые стены будущих домов. Есть также более мелкие предприятия, рассчитанные на индивидуального потребителя, там, как правило, большая часть работ производится вручную.

Валерий Грибанов:

– Какова в нашем регионе доля домов, возводимых по панельно-каркасной технологии? Как она менялась?

Галина Черкашина:

– Количество зданий, возводимых по такой технологии, ежегодно растет. На рынке очень много проектов, которые не охвачены исследованиями, поэтому назвать точное количество сейчас не представляется возможным.

Валерий Грибанов:

– Хотелось бы обратиться к западному опыту. Насколько там велика доля новых технологий, применяемых в жилищном строительстве?

Евгений Богданов:
– Если говорить о технологии каркасного домостроения, то она пришла к нам из Скандинавии. Там доля таких домов значительна и приближается к 70%. Это наиболее экономичный и энергоэффективный способ строительства, поэтому доля его и в России будет расти. Однако необходимо адаптировать эту технологию под наших производителей и строителей. В результате такой работы мы получим продукт эффективный с точки зрения себестоимости, организации пространства, энергоэффективности и инженерных систем.

Валерий Грибанов:

– У меня вопрос к компании «Унисто-Петросталь». Вы заявили о проекте-миллионнике; собираетесь ли применять новые технологии и считаете ли их перспективными?

Елена Бухарова:

– К сожалению, в сегменте многоэтажного жилья эконом-класса Ленинградской области, где мы работаем, действительно инновационных решений практически нет. Если раньше мы использовали панельные конструкции, то сейчас несколько отошли от этой технологии и строим монолитные дома, так как у компании есть свои резервы. В последнее время мы активно применяем вентиляционные фасады. Эта технология приемлема для массового жилья, экономична и позволяет строить в краткие сроки. Если кто-то из производителей подскажет нам какой-либо аналог, то мы будем только рады.

Валерий Грибанов:

– Есть у меня и вопрос к компании «Строительный трест», которая строит дома из консервативного материала – кирпича. Как вы оцениваете перспективы новых технологий и насколько они интересны для вашей компании?

Виктор Шинкевич:

– Кирпич – это не консервативный, а самый древний и эффективный материал. Качество кирпича за последние годы стало намного лучше. Увеличилась его морозостойкость и прочность, разнообразнее стала цветовая гамма. Из новых технологий мы используем современные отделочные и изоляционные материалы. К примеру, есть окрасочная теплоизоляция, которую достаточно нанести тонким слоем – и получится стойкий и качественный эффект. Делаем инверсионные кровли, более устойчивые к внешним воздействиям. Также новым можно назвать то, что инженерные коммуникации прокладываются в полу или же выносятся за пределы квартиры, что позволяет оптимально использовать площадь.

Валерий Грибанов:

– Есть ли в компании отдел, занимающийся разработкой инноваций для строительных материалов?

Виктор Шинкевич:
– В компании есть специалисты, которые занимаются этими вопросами. Кроме того, на одном из собственных производств нашего объединения был разработан раствор, теплоэффективность которого в три раза превышает обычные строительные растворы.

Валерий Грибанов:

– Обращусь к представителю компании, которая занимается панельным домостроением. Есть ли у вас инновационные продукты и насколько успешно они применяются?

Олег Сагдаков:

– У сборного домостроения появляются неограниченные возможности для создания комфортных условий проживания. ДСК «Блок», предприятие Группы ЛСР, использует бесшовную технологию отделки фасадов зданий, смонтированных из однослойных железобетонных конструкций. В 2000 году мы построили первый дом по этой технологии и сейчас широко применяем ее на своих объектах. По сравнению с традиционной бесшовная технология полностью исключает протечки и промерзания стыков наружных стен, улучшает влагостойкость и паропроницаемость стен за счет герметичности фасада и отсутствия швов. К тому же фасады становятся более прочными, до 20-30% повышается теплоэффективность зданий. Мы увеличили высоту этажа и возводим дома до 25 этажей, что является новинкой в сборном домостроении. Сейчас мы выполняем работы по проектированию и строительству первого энергоэффективного дома по госзаказу.

Валерий Грибанов:

– Хотел бы обратиться с вопросом к представителю филиала по СЗФО Фонда РЖС. Занимаетесь ли вы стимулированием развития инноваций в строительной отрасли?

Ирина Володина:

– Одним из наших основных направлений является стимуляция строительной отрасли к применению инновационных технологий с целью повышения стандартов проживания людей. При подготовке документации под комплексное освоение территории мы закладываем требования к качеству возводимого на этом участке жилья. Безусловно, мы не можем вменить в обязанность применение конкретных технологий, но мы предусматриваем использование энергосберегающих решений и экологичных материалов. При сдаче объекта в эксплуатацию мы контролируем исполнение этих требований. Также мы предоставляем участки под производства, в том числе и строительных материалов. Кроме того, мы ежегодно проводим архитектурно-строительный конкурс, из победителей которого формируется библиотека проектов Фонда РЖС. Далее эти проекты будут предлагаться застройщикам, чтобы они не тратили время и средства на его разработку, а воспользовались уже готовым вариантом.

Валерий Грибанов:

– Заводы по производству каких материалов получили за последнее время земли у Фонда РЖС?

Ирина Володина:

– Мы предоставили земельные участки для размещения предприятий по производству силикатного кирпича, крупноформатных перегородок, фиброцементных конструкций, элементов несъемной опалубки, теплоизоляционных материалов на основе полимерного сырья и прочих.

Валерий Грибанов:

– Хотелось бы понять, насколько сложно внедрять новые технологии на этапе проектирования зданий.

Ольга Вязовиченко:

– Проникновение новых технологий и материалов происходит довольно интенсивно и в проектной сфере. Тем не менее существует ряд проблем, тормозящих этот процесс: «белые пятна» в нормативно-технической базе обязательных, рекомендательных, сметных документах, нередко высокая стоимость новых технологий и материалов, рекомендательный характер авторского надзора, а также консерватизм и квалификация как проектировщиков, так и строителей.
Еще недавно проектировщики не могли осметить новые технологии и материалы, сегодня система ценообразования активно обновляется, меняется, становится более либеральной и инновационной. Многие участники инвестиционно-строительной деятельности научились считать и отдают предпочтение более дорогим новым технологиям и материалам, понимая, что начальные инвестиции окупаются в процессе эксплуатации объектов.

Иван Аверьянов:

– Есть огромная проблема, которая находится на стыке проектирования, сметного дела и реального учета. Расценки используются для формирования сметы для заказчика и оформления печатных форм. В то же время реальная закупка материалов проводится не в стыковке с ними.

Ольга Вязовиченко:

– Масса проблем возникает на стыке готовый проект – реализация проекта. Нередки случаи замещения в процессе строительства новинок на что-то более дешевое. Нам видится решение этой проблемы в авторском надзоре. Причем надзорные функции не должны передаваться другим подрядным организациям, а оставаться в руках авторов проекта.

Валерий Грибанов:

– Действительно, проблема взаимодействия между участниками этого процесса существует. А есть ли проблема доверия потребителей к новых технологиям?

Галина Черкашина:

– Такая проблема существует. Ее чуть легче преодолевать в сегменте эконом-класса, потому что здесь на первом месте стоит доступность продукта. Очень сложно – в более высоком сегменте, где предпочтение отдается традиционным материалам. Нужно вести системную работу по продвижению новых технологий, которые по факту не уступают традиционным и повсеместно используются на Западе, а у нас остаются за бортом, так как потребитель их боится.

Валерий Грибанов:

– Сколько понадобится лет для того, чтобы потребитель начал доверять новым технологиям?

Евгений Богданов:

– Позволю себе не согласиться с тем, что эконом-сегмент воспринимает новые технологии хорошо. Напротив, на счету каждый рубль, и заказчик боится, что новые технологии повлекут за собой удорожание проекта. Проблема в том, что у нас нет комплексного подхода со стороны производителей стройматериалов и проектировщиков, которые могли бы вместе с заказчиком оценить экономический эффект той или иной технологии.
Сегодня это головная боль девелоперов, а по большому счету, этим должны заниматься проектировщики.

Елена Шишулина:

– Работая с конечным покупателем, мы практически не сталкиваемся с недоверием и предубеждением относительно каркасного домостроения. Мы сталкиваемся просто с незнанием того, что это такое. Задача специалиста отдела продаж – проконсультировать человека и донести смысл технологического процесса. Также в «Золотых ключах» мы построили демонстрационные дома, где клиент может воочию увидеть пример будущего строения.

Ирина Володина:

– Ощущается информационный голод. Нужно предоставлять больше информации и популяризировать новые технологии. Необходимо формировать моду на новые решения.

Светлана Павлова:

– Помимо применения новых строительных технологий компании обращаются и к опыту ведущих мировых брендов, которые занимаются производством продуктов для обустройства жилья. В частности, компания «Цептер» предлагает рынку инновационные разработки водо- и воздухоочистительных систем, применение которых повысит привлекательность жилья для конечного потребителя.
 
рубрика: Круглый стол
автор: Алена Филипова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.