Особые требования
Наибольшей популярностью у арендаторов пользуются встроенные помещения площадью от 100 до 300 кв. м, расположенные на первых этажах.
В основном арендаторы хотят, чтобы вход в помещения был расположен с магистрали. Правда, под размещение офисов могут рассматриваться площади и на вторых этажах и имеющие вход со двора. Обязательными требованиями являются витрины, наличие необходимой мощности, а также долгосрочный договор, рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. Если речь идет о торговле, то зачастую требуется зона разгрузки, высота потолков должна быть не менее 3,5 м, наличие мощностей в размере около 20 кВт на 300 кв. м, вода, тепло, канализация. К слову, продуктовикам найти для себя площади бывает довольно сложно. В этой связи в последнее время получила распространение аренда ритейлерами площадей в новостройках без ремонта или даже на стадии строительства.
По словам директора по развитию бизнеса компании ASTERA Людмилы Рева, в этом году наметилась интересная тенденция. Все большее значение приобретает вопрос полного соответствия техническим требованиям и максимальной готовности площади к ведению определенного вида бизнеса. Компании стали стремиться занимать помещения, где раньше располагался арендатор, работающий в том же сегменте. «Предприятия общепита предпочитают помещения, где до этого уже находилось кафе или ресторан, банки арендуют площади после других кредитных организаций. Такая стратегия позволяет значительно сократить финансовые и временные затраты на переоборудование площади», – рассказывает госпожа Рева.
По оценке директора по маркетингу «ЮИТ Дом» Екатерины Гуртовой, в целом будет сохраняться ввод от 3 до 5% встроенных помещений в общем объеме строящихся жилых объектов. Она полагает, что кардинальных изменений ожидать не стоит. «Ситуация, в принципе, и не может сильно изменяться с токи зрения законодательства, нормативов для строящихся объектов», – заключает эксперт.
Между тем аналитики заверяют, что на данный момент еще далеко не все сети реализовали свои планы по развитию, в том числе и в связи с затянувшимся поиском подходящих площадей. И в ближайшей перспективе спрос на помещения будет оставаться высоким. Ожидается существенный рост ставок после открытия станции метро «Адмиралтейская» на торговые помещения на Малой и Большой Морской улицах, Невском проспекте. Аренда подорожает, по мнению экспертов, не менее чем на 20%. И за счет интенсивного туристического потока размер арендных ставок на этом участке может составить до 600 EUR за 1 кв. м в месяц. Также в ближайшей перспективе можно ожидать роста числа долгосрочных договоров аренды. Если ранее по помещениям формата стрит-ритейл, как правило, заключались краткосрочные договоры аренды на 11 месяцев, то начиная со II квартала отмечается рост числа долгосрочных договоров аренды. Данная тенденция связана с началом активного развития сетевой розницы, для которых заключение договоров на длительный срок означает стабильное, прогнозируемое развитие в долгосрочной перспективе.
В основном арендаторы хотят, чтобы вход в помещения был расположен с магистрали. Правда, под размещение офисов могут рассматриваться площади и на вторых этажах и имеющие вход со двора. Обязательными требованиями являются витрины, наличие необходимой мощности, а также долгосрочный договор, рассказывает директор департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. Если речь идет о торговле, то зачастую требуется зона разгрузки, высота потолков должна быть не менее 3,5 м, наличие мощностей в размере около 20 кВт на 300 кв. м, вода, тепло, канализация. К слову, продуктовикам найти для себя площади бывает довольно сложно. В этой связи в последнее время получила распространение аренда ритейлерами площадей в новостройках без ремонта или даже на стадии строительства.
По словам директора по развитию бизнеса компании ASTERA Людмилы Рева, в этом году наметилась интересная тенденция. Все большее значение приобретает вопрос полного соответствия техническим требованиям и максимальной готовности площади к ведению определенного вида бизнеса. Компании стали стремиться занимать помещения, где раньше располагался арендатор, работающий в том же сегменте. «Предприятия общепита предпочитают помещения, где до этого уже находилось кафе или ресторан, банки арендуют площади после других кредитных организаций. Такая стратегия позволяет значительно сократить финансовые и временные затраты на переоборудование площади», – рассказывает госпожа Рева.
По оценке директора по маркетингу «ЮИТ Дом» Екатерины Гуртовой, в целом будет сохраняться ввод от 3 до 5% встроенных помещений в общем объеме строящихся жилых объектов. Она полагает, что кардинальных изменений ожидать не стоит. «Ситуация, в принципе, и не может сильно изменяться с токи зрения законодательства, нормативов для строящихся объектов», – заключает эксперт.
Между тем аналитики заверяют, что на данный момент еще далеко не все сети реализовали свои планы по развитию, в том числе и в связи с затянувшимся поиском подходящих площадей. И в ближайшей перспективе спрос на помещения будет оставаться высоким. Ожидается существенный рост ставок после открытия станции метро «Адмиралтейская» на торговые помещения на Малой и Большой Морской улицах, Невском проспекте. Аренда подорожает, по мнению экспертов, не менее чем на 20%. И за счет интенсивного туристического потока размер арендных ставок на этом участке может составить до 600 EUR за 1 кв. м в месяц. Также в ближайшей перспективе можно ожидать роста числа долгосрочных договоров аренды. Если ранее по помещениям формата стрит-ритейл, как правило, заключались краткосрочные договоры аренды на 11 месяцев, то начиная со II квартала отмечается рост числа долгосрочных договоров аренды. Данная тенденция связана с началом активного развития сетевой розницы, для которых заключение договоров на длительный срок означает стабильное, прогнозируемое развитие в долгосрочной перспективе.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Марина Акатова