Торговля сокращает долю вакантных площадей
В III квартале 2011 года в Санкт-Петербурге был введен в эксплуатацию один объект торговой недвижимости – ТРК «Лиговъ» на Лиговском пр., 153. Совокупный объем рынка качественных торговых площадей увеличился на 35 700 кв. м и составил 4 090 950 кв. м.
По данным NAI Becar, рост ставок аренды по разным объектам за 2011 год составил от 4 до 10%. Ставки аренды в новых качественных проектах приблизились к докризисному уровню.
На IV квартал 2011 года запланирован ввод порядка 374 300 кв. м общей площади в объектах торгового назначения. При условии что все проекты будут завершены в срок, совокупный объем предложения качественных торговых площадей к концу 2011 года составит более 4460 тыс. кв. м, обеспеченность на тысячу жителей Санкт-Петербурга – 921 кв. м.
В III квартале 2011 года многие торговые сети заявили о расширении бизнеса посредством открытия новых форматов или изменения старых. Например, финский концерн SOK открыл восьмой супермаркет Prisma в на Лиговском проспекте. Супермаркет открылся в составе торгово-развлекательного комплекса «Лиговский». Новая Prisma занимает около 2,3 тыс. кв. м. Общий объем инвестиций составил около 5 млн EUR. Продуктовая сеть «Фреш» начала активную деятельность на рынке в июле 2010 года, открывая точки не только в Санкт-Петербурге, но и в Ленинградской области. Сейчас в городе около 40 магазинов сети «Фреш», до конца 2011 года планируется открыть еще порядка 10 новых точек.
«Пассаж» привлек всеобщее внимание
Как считают специалисты NAI Becar, к наиболее значимым событиям III квартала 2011 года можно отнести подписание банком ВТБ с Jensen Group договора о продаже торгового центра «Пассаж» на Невском проспекте общей площадью около 21 тыс. кв. м. Этот актив в числе других активов бизнесмена Шалвы Чигиринского достался ВТБ в 2009 году после ареста Высоким судом Лондона имущества бизнесмена из-за невыплаченных банку кредитов на 3 млрд рублей. Jensen Group специализируется на инвестициях в недвижимость в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В частности, ей принадлежат бизнес-центры на Невском пр., 32, и на наб. Макарова, 32, а также ряд торговых помещений в центре города. Выставляя объект на продажу, банк хотел выручить 70-75 млн USD. «Пассаж» привлекателен для арендаторов, на сегодняшний день в нем сдано 100% площадей.
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank Saint-Petersburg, к ключевым событиям рынка в III квартале также относит покупку кинотеатра «Колизей» (Невский пр., 100) общей площадью 2616 кв. м. Покупателем здания выступила миссия «Благая весть».
Господин Пашков также считает важным, что в III квартале 2011 года было объявлено о планах реализации сразу нескольких новых проектов. «Так, «Мостострой-12» объявила о своих планах строительства ТРК в Приморском районе общей площадью 58 тыс. кв. м (GLA – 30 тыс. кв. м), ввод которого запланирован на 2013 год, а компания «Старт Девелопмент» планирует построить гипермаркет общей площадью 36 тыс. кв. м на улице Руставели. Кроме того, было объявлено, что на месте кинотеатра «Спутник» планируется возведение МФК общей площадью 80 тыс. кв. м, строительством которого будет заниматься компания «Конрад», а ввод в эксплуатацию объекта запланирован на 2014 год», – говорит господин Пашков.
Аналитики указывают на то, что одновременно с явной позитивной динамикой основных показателей на рынке наблюдается качественное расслоение. Примеры успешных проектов с хорошим местоположением и продуманной концепцией подталкивают девелоперов и торговых операторов к активному развитию. В то же время на рынке также присутствуют объекты, которые фактически построены, но не вводятся в эксплуатацию из-за отсутствия достаточного количества арендаторов. Таким образом, дальнейшее развитие рынка будет сопровождаться замещением непрофессиональных или морально устаревших объектов новыми торговыми комплексами с качественной концепцией.
Одновременно с ростом активности девелоперов и торговых сетей увеличивается число объектов, чье строительство было завершено, но открытие для посетителей не состоялось в срок. Частично это объясняется тем, что большинство из них являются дополнительными очередями не слишком успешных комплексов, где уже наблюдались низкие уровни заполняемости.
«До конца 2011 года планируются к открытию 5-7 крупноформатных торговых объектов, среди которых мы ожидаем полномасштабное открытие третьей очереди ТРК «Сити Молл» и ТК «Prisma», которую в 2013-2015 годах планируется дополнить еще двумя очередями ТРК «Скандинавия». Количество проектов, ожидаемых к открытию в 2011 года, сократилось, так как стало известно, что ввод в эксплуатацию некоторых объектов перенесен на 2012 год в связи с удлинением сроков их строительства. Таким образом, предложение качественных торговых площадей до конца года увеличится на 150-190 тыс. кв. м общей площади, и мы ожидаем, что совокупный ввод 2011 года близок к результатам 2010 года», – прогнозирует господин Пашков.
«В январе-сентябре 2011 года ввели 177,4 тыс. кв. м торговых площадей. Прирост по отношению к уровню конца 2010 года составил 6%», – рассказывает Оксана Малеева, руководитель отдела аналитических исследований АРИН.
Несмотря на значительный объем ввода торговых площадей в предшествующий период, объем вакантных площадей на рынке Санкт-Петербурга существенно не увеличился. «Высокий спрос на помещения в новых торговых комплексах обусловлен их привлекательным местоположением и хорошей концепцией», – объясняет Оксана Малеева.
Приближение к мировым стандартам
По данным АРИН, доля вакантных площадей в торговых центрах неуклонно сокращается. «В III квартале свободными в среднем оставались лишь 5% арендопригодных площадей, в то время как в конце 2010 года этот показатель находился на уровне 10%. А в пиковый период кризиса этот показатель находился на уровне 15%. Спрос на площади в торговых центрах вернулся на уровень 2007 года», – говорят аналитики АРИН.
Уровень заполняемости современных торговых центров, расположенных в наиболее ликвидных местах, близок к 100%. Вакантными продолжают оставаться в основном неликвидные помещения.
«Средняя заполняемость торговых центров класса эконом и миддл составляет 94-95%, – рассказывает Оксана Малеева. – В классах миддл-элит и элит заполняемость несколько выше (96-98%)».
«Наиболее высокие арендные ставки устанавливаются для магазинов одежды, парфюмерии и косметики, – говорит Оксана Малеева. – Наиболее низкие – для продуктовых супермаркетов, развлекательных и досуговых объектов».
По оценкам АРИН, обеспеченность качественными торговыми площадями в Петербурге приближается к показателям европейских городов.
По данным NAI Becar, рост ставок аренды по разным объектам за 2011 год составил от 4 до 10%. Ставки аренды в новых качественных проектах приблизились к докризисному уровню.
На IV квартал 2011 года запланирован ввод порядка 374 300 кв. м общей площади в объектах торгового назначения. При условии что все проекты будут завершены в срок, совокупный объем предложения качественных торговых площадей к концу 2011 года составит более 4460 тыс. кв. м, обеспеченность на тысячу жителей Санкт-Петербурга – 921 кв. м.
В III квартале 2011 года многие торговые сети заявили о расширении бизнеса посредством открытия новых форматов или изменения старых. Например, финский концерн SOK открыл восьмой супермаркет Prisma в на Лиговском проспекте. Супермаркет открылся в составе торгово-развлекательного комплекса «Лиговский». Новая Prisma занимает около 2,3 тыс. кв. м. Общий объем инвестиций составил около 5 млн EUR. Продуктовая сеть «Фреш» начала активную деятельность на рынке в июле 2010 года, открывая точки не только в Санкт-Петербурге, но и в Ленинградской области. Сейчас в городе около 40 магазинов сети «Фреш», до конца 2011 года планируется открыть еще порядка 10 новых точек.
«Пассаж» привлек всеобщее внимание
Как считают специалисты NAI Becar, к наиболее значимым событиям III квартала 2011 года можно отнести подписание банком ВТБ с Jensen Group договора о продаже торгового центра «Пассаж» на Невском проспекте общей площадью около 21 тыс. кв. м. Этот актив в числе других активов бизнесмена Шалвы Чигиринского достался ВТБ в 2009 году после ареста Высоким судом Лондона имущества бизнесмена из-за невыплаченных банку кредитов на 3 млрд рублей. Jensen Group специализируется на инвестициях в недвижимость в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В частности, ей принадлежат бизнес-центры на Невском пр., 32, и на наб. Макарова, 32, а также ряд торговых помещений в центре города. Выставляя объект на продажу, банк хотел выручить 70-75 млн USD. «Пассаж» привлекателен для арендаторов, на сегодняшний день в нем сдано 100% площадей.
Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank Saint-Petersburg, к ключевым событиям рынка в III квартале также относит покупку кинотеатра «Колизей» (Невский пр., 100) общей площадью 2616 кв. м. Покупателем здания выступила миссия «Благая весть».
Господин Пашков также считает важным, что в III квартале 2011 года было объявлено о планах реализации сразу нескольких новых проектов. «Так, «Мостострой-12» объявила о своих планах строительства ТРК в Приморском районе общей площадью 58 тыс. кв. м (GLA – 30 тыс. кв. м), ввод которого запланирован на 2013 год, а компания «Старт Девелопмент» планирует построить гипермаркет общей площадью 36 тыс. кв. м на улице Руставели. Кроме того, было объявлено, что на месте кинотеатра «Спутник» планируется возведение МФК общей площадью 80 тыс. кв. м, строительством которого будет заниматься компания «Конрад», а ввод в эксплуатацию объекта запланирован на 2014 год», – говорит господин Пашков.
Аналитики указывают на то, что одновременно с явной позитивной динамикой основных показателей на рынке наблюдается качественное расслоение. Примеры успешных проектов с хорошим местоположением и продуманной концепцией подталкивают девелоперов и торговых операторов к активному развитию. В то же время на рынке также присутствуют объекты, которые фактически построены, но не вводятся в эксплуатацию из-за отсутствия достаточного количества арендаторов. Таким образом, дальнейшее развитие рынка будет сопровождаться замещением непрофессиональных или морально устаревших объектов новыми торговыми комплексами с качественной концепцией.
Одновременно с ростом активности девелоперов и торговых сетей увеличивается число объектов, чье строительство было завершено, но открытие для посетителей не состоялось в срок. Частично это объясняется тем, что большинство из них являются дополнительными очередями не слишком успешных комплексов, где уже наблюдались низкие уровни заполняемости.
«До конца 2011 года планируются к открытию 5-7 крупноформатных торговых объектов, среди которых мы ожидаем полномасштабное открытие третьей очереди ТРК «Сити Молл» и ТК «Prisma», которую в 2013-2015 годах планируется дополнить еще двумя очередями ТРК «Скандинавия». Количество проектов, ожидаемых к открытию в 2011 года, сократилось, так как стало известно, что ввод в эксплуатацию некоторых объектов перенесен на 2012 год в связи с удлинением сроков их строительства. Таким образом, предложение качественных торговых площадей до конца года увеличится на 150-190 тыс. кв. м общей площади, и мы ожидаем, что совокупный ввод 2011 года близок к результатам 2010 года», – прогнозирует господин Пашков.
«В январе-сентябре 2011 года ввели 177,4 тыс. кв. м торговых площадей. Прирост по отношению к уровню конца 2010 года составил 6%», – рассказывает Оксана Малеева, руководитель отдела аналитических исследований АРИН.
Несмотря на значительный объем ввода торговых площадей в предшествующий период, объем вакантных площадей на рынке Санкт-Петербурга существенно не увеличился. «Высокий спрос на помещения в новых торговых комплексах обусловлен их привлекательным местоположением и хорошей концепцией», – объясняет Оксана Малеева.
Приближение к мировым стандартам
По данным АРИН, доля вакантных площадей в торговых центрах неуклонно сокращается. «В III квартале свободными в среднем оставались лишь 5% арендопригодных площадей, в то время как в конце 2010 года этот показатель находился на уровне 10%. А в пиковый период кризиса этот показатель находился на уровне 15%. Спрос на площади в торговых центрах вернулся на уровень 2007 года», – говорят аналитики АРИН.
Уровень заполняемости современных торговых центров, расположенных в наиболее ликвидных местах, близок к 100%. Вакантными продолжают оставаться в основном неликвидные помещения.
«Средняя заполняемость торговых центров класса эконом и миддл составляет 94-95%, – рассказывает Оксана Малеева. – В классах миддл-элит и элит заполняемость несколько выше (96-98%)».
«Наиболее высокие арендные ставки устанавливаются для магазинов одежды, парфюмерии и косметики, – говорит Оксана Малеева. – Наиболее низкие – для продуктовых супермаркетов, развлекательных и досуговых объектов».
По оценкам АРИН, обеспеченность качественными торговыми площадями в Петербурге приближается к показателям европейских городов.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Роман Русаков