В преддверии IX Съезда строителей «Строительный Еженедельник» обратился к участникам рынка с вопросом: какие, по вашему мнению, ключевые вопросы должны быть обсуждены на съезде?

Cергей Петров, депутат Государственной думы РФ, координатор Национального объединения строителей по СЗФО:

– Съезд строителей Петербурга закономерно продолжает актуальную проблематику, обсуждавшуюся в этом году как в Государственной Думе, так и на региональных форумах и совещаниях. Наиболее обсуждавшийся законопроект последнего времени – о негосударственной экспертизе. В целях повышения качества проектной документации вводится негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий как альтернатива государственной экспертизе. Прописаны требования к негосударственным экспертным организациям. Определен перечень объектов, проектная документация которых подлежит только государственной экспертизе. Уточнены сроки вступления в силу законопроекта. Так, положение о негосударственной экспертизе вступает в силу с 1 апреля 2012 года, а об имущественной ответственности собственников – с 1 июля 2013 года. Что касается последнего пункта, то Госдума приняла во втором чтении законопроект, направленный на повышение безопасности зданий и сооружений. Законопроектом вводится имущественная ответственность за вред, причиненный в результате разрушения или повреждения здания, нарушения требований безопасности при эксплуатации зданий. Думаю, что законодательная основа подведена, теперь время практических  наработок.

Сергей Пичугин, директор ЗАО «БЭСКИТ»:

– Основные вопросы, которые необходимо затронуть: как бороться с «халтурой» в строительстве? Почему у нас обрушаются здания на следующий день после подписания акта приемки? А также главный вопрос инвестора: как построить быстро и дешево?

Алексей Белоусов, координатор Национального объединения строителей по Санкт-Петербургу:

– Съезды, проводимые в Санкт-Петербурге, стали эффективными площадками для обсуждения актуальных проблем развития строительного комплекса города. Приоритетная задача нового съезда – это достижение конструктивного диалога между строительным сообществом и руководством города. Думаю, что необходимо уделить особое внимание вопросу дальнейшего развития в Северной столице системы саморегулирования в строительстве. Это наиболее актуальный вопрос, так как саморегулируемому сообществу необходимо решить ряд задач, связанных с совершенствованием строительной законодательной базы. В связи с этим необходимо услышать мнение всех сторон, которые включены в процесс строительства.

Елена Мургина, директор по связям с общественностью группы компаний «РАЗМАХ»:

– Самой наболевшей темой для многих представителей строительного сообщества является вопрос о механизмах контроля деятельности организаций СРО. Ведь на данный момент в строительной сфере ни один проект не реализуется без нарушений, организации платят штрафы, но на наличии лицензии СРО это никак не сказывается.

Алексей Герасимов, начальник отдела развития и правового сопровождения НП «Содружество строителей»:

– В связи с развитием системы саморегулирования встают вопросы, связанные с работой таких органов, как Национальное объединение строителей. В первую очередь интересует развитие работы по созданию стандартов строительства, которые заменят существующие СНиПы. В этой деятельности требуется участие саморегулируемых организаций, строительных организаций, работа целого ряда экспертов. На сегодняшний день работа, конечно, ведется, но недостаточно активно именно со стороны самих строителей. Кроме того, хотелось бы, чтобы на съезде были озвучены вопросы, связанные с повышением квалификации и аттестации специалистов, работников строительных организаций. Еще один важный вопрос касается требований к аттестациям, которые выдвигаются Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Росреестр. Ростехнадзор требует, но не предлагает пути и решения этой проблемы. Они требуют наличия аттестации для строительных организаций, которые ведут работы на особо опасных и технически сложных объектах, а также на объектах использования атомной энергетики. Но фактически Ростехнадзор не оказывает помощи в разработке системы аттестации, не занимается деятельностью по составлению регламента. Все это отдается на откуп саморегулируемым организациям, которые должны самостоятельно выдумывать, использовать имеющиеся законодательные акты, выбирая из них что-то по крохам, и создавать такие системы аттестации.

Антон Савицкий, председатель совета партнерства «Региональное объединение»:

– За последний год наряду с прочим произошли важные изменения в законодательной базе, имеющей непосредственное отношение к строительной отрасли. Во-первых, поправки, связанные с повышением энергоэффективности зданий и сооружений, а во-вторых, закон, устанавливающий легитимность негосударственной экспертизы наравне с государственной. Как в любом новшестве, всегда есть «проблемы роста». На наш взгляд, необходимо обсуждение данных вопросов в рамках съезда, так как в самом ближайшем будущем практически всем участникам строительного рынка так или иначе придется столкнуться с решением этих задач.

Анатолий Летчфорд, исполнительный директор санкт-петербургского отделения ООС «ЦКС»:

– На съездах строителей нередко обсуждают вопрос о количестве введенного в эксплуатацию жилья. В ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусмотрена выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Введенным в эксплуатацию объект капитального строительства можно считать только в том случае, если обеспечены безопасные и комфортные условия для проживания людей, выполнено подключение сетей инженерно-технического обеспечения по постоянной схеме, заключены договоры и осуществляется безопасная эксплуатация здания, сетей инженерно-технического обеспечения и инженерных систем. После выдачи разрешения ответственность за ввод объекта в эксплуатацию возлагается на управляющую компанию, ТСЖ или собственников жилья, то есть в конечном счете на граждан, которые приобретают жилье.
Проблема ввода жилья напрямую связана с рядом других. Например, в ряде случаев деятельность контрольных органов во многих СРО сводится к проверке представляемых документов и арифметическому подсчету представленных дипломов и удостоверений о повышении квалификации. Наличие эффективно функционирующей системы управления качеством и организация строительного контроля, как правило, не проверяются.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» утверждены перечень национальных стандартов и сводов правил и перечень документов в области стандартизации, которые в основном устанавливают требования к подготовке проектной документации, проведению полевых и лабораторных испытаний строительной продукции.
Строительные нормы и правила, которые устанавливают требования к производству и приемке работ, в этих перечнях отсутствуют. В замечаниях о недостатках выполненных работ застройщика или заказчика или в предписании органа государственного надзора обязательно должны быть указаны ссылки на пункт (статью) технического регламента (норм и правил), требования которых нарушены. В настоящее время застройщики, заказчики, органы государственного строительного надзора такой возможности лишены.

Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой»:

– Наиболее острый вопрос – это строительство социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры в новых комплексах. Инфраструктура (особенно социальная) не успевает за высокими темпами строительства жилья. Более того, в городском и областном бюджетах не хватает денег на обеспечение новых кварталов детскими садами, школами, поликлиниками. В Санкт-Петербурге механизм ГЧП в области строительства социальных объектов работает с переменным успехом. В Ленинградской области механизм взаимодействия абсолютно непонятен.
Застройщики готовы выделить земельный участок, построить социальный объект и подключить его к инженерным сетям. При этом мы ждем, что государство примет объект на баланс и мы сможем хоть частично вернуть вложенные средства. Но в области эта процедура практически нереальна. Новые социальные объекты не интересны Ленинградской области, потому что это дополнительная нагрузка на бюджет – надо обслуживать объект, выплачивать зарплаты, коммунальные платежи и пр.
Актуален и вопрос предоставления новых земельных участков под застройку. В городе ощущается дефицит хороших пятен. Если на торгах появляется нормальный участок с подготовленным пакетом документов, то цена на него, как правило, возрастает в несколько раз.
Также остро стоит проблема строительства головных источников электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, а именно электрических подстанций, очистных сооружений и пр. Мощности головных источников рассчитаны на определенные объемы возводимого жилья, которые Санкт-Петербург уже превысил. Поэтому если мы говорим о новых инженерных коммуникациях, то здесь мало построить магистральные сети, нужно строить или реконструировать сами головные источники.
В связи с возросшими объемами строительства не хватает квалифицированных работников – опытных каменщиков, бетонщиков и пр. Проблема в том, что престиж профессии крайне низок, многие профильные учебные заведения были закрыты, молодые специалисты не выпускаются. Также на рынке сейчас ощущается нехватка строительных материалов. Новых заводов не строится, и снабжение не поспевает за потребностями рынка.
рубрика: Опрос
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.