СРО: изменения законодательства под контролем

Уходящий 2011 год был плодотворным на законодательные инициативы как со стороны саморегулируемого сообщества, так и федерального законодателя. О том, какие законы были наиболее ожидаемы строителями, как они повлияли на работу строительной отрасли и саморегулируемых организаций, рассказывает депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Белоусов.

– Алексей Игоревич, Вы представляете законодательный орган государственной власти в Санкт-Петербурге. По Вашему мнению, какова роль саморегулируемых организаций в совершенствовании строительной законодательной базы?
– В действующем отраслевом законодательстве есть ряд недостатков, благодаря которым у недобросовестных компаний появились возможности вести активную незаконную деятельность на строительном рынке не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Но устранить недоработки быстро не получится, поскольку необходимо совершенствование законодательных актов, касающихся как строительного комплекса, так и системы саморегулирования. Эта проблема комплексная – настоящий гордиев узел, который, к сожалению, пока не удалось разрубить.
Хочу отметить, что именно саморегулируемые организации, представляющие интересы строительного комплекса, являются инициаторами внесения изменений в действующее законодательство. Сегодня саморегулируемому сообществу удалось добиться того, что их мнение принимается во внимание руководством страны при формировании новых законов, касающихся строительства.

– Вы имеете в виду включение в Федеральный закон №79-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» возможности, позволяющей государственному заказчику применять предквалификационные требования при размещении госзаказа?
– Да, и это в том числе. Саморегулируемые организации неоднократно пытались привлечь внимание представителей государственной власти к тому, что в конкурсе на государственный заказ принимают участие компании, которые не обладают должным уровнем компетенции. Здесь же обострилась проблема работы «коммерческих» СРО, которые выдают своим компаниям-членам допуски на осуществление определенных видов работ, не соблюдая требования действующего законодательства в части квалификации данных организаций, их взносов в компенсационный фонд СРО и пр. Таким образом, введение процедуры предквалификации стало не просто актуальной мерой, а необходимостью.
Но саморегулируемое сообщество на этом не остановилось. Сегодня Национальное объединение строителей по приглашению Федеральной антимонопольной службы принимает участие в обсуждение законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием системы государственного и муниципального заказа». Если удастся включить предквалификацию при размещении заказа на строительные работы в качестве нормы закона, то это будет наиболее эффективным решением проблемы.

– В начале ноября текущего года уходящий состав Государственной Думы РФ принял законопроект, переводящий размещение госзаказа на строительство и ремонт с электронных аукционов на конкурсы. По Вашему мнению, стоило менять данную процедуру?
– Конкурсная система позволяет устанавливать четкие требования к исполнителю государственного заказа. В связи с этим, с одной стороны, строительным компаниям необходимо подготовить больше документов, чтобы принять участие в конкурсе, но, с другой стороны, заказ не получит организация, не располагающая соответствующими техническими и кадровыми ресурсами. Тема добросовестной конкуренции на строительном рынке намного глубже, чем может показаться гражданину, не связанному со строительством.
Государственный заказ – это бюджетные деньги, которые должны эффективно инвестироваться. Это социальные объекты, новые дороги, ремонт и строительство недвижимости – все то, что делает жизнь горожан комфортнее. И говоря о выполнении государственного заказа, необходимо всегда помнить о безопасности строительства.
На сегодняшний день петербургское строительное сообщество достигло определенной ступени, когда бизнес становится социально ответственным. Выполнение государственного заказа неизвестными компаниями напрямую влияет на качество и безопасность строительства.

– В течение 2011 года профессионалы строительного рынка активно обсуждали возможность перехода смежных отраслей, в том числе сферы ЖКХ, к обязательному саморегулированию. Какова на сегодняшний день ситуация с подготовкой законодательной базы для перехода ЖКХ на саморегулирование?
– В начале ноября текущего года на рассмотрение в Госдуму РФ был направлен новый законопроект №623780-5 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации». Данный документ предусматривает введение обязательного саморегулирования в сфере ЖКХ с 1 марта 2013 года. Надеюсь, новый состав Государственной Думы в ближайшей перспективе утвердит этот законопроект.
По мнению экспертов, необходимо кардинально менять принципы работы жилищно-коммунального сектора. От этого зависит то, в каких условиях будут проживать наши граждане. В соответствии с новой редакцией Жилищного кодекса РФ управляющая компания, аффилированная к строительной организации, без проведения сложной процедуры получения согласий собственников недвижимости в этом доме не имеет права заниматься эксплуатацией данного здания, возведенного застройщиком. Возникает справедливый вопрос: а кто возьмет на себя ответственность поддерживать комфортную среду проживания для собственников недвижимости в новом доме? Есть разные варианты развития ситуации: например, собственники могут выбрать недобросовестную управляющую компанию, польстившись на невысокую стоимость ее услуг. Или, возможно, в силу привычки они предпочтут обратиться в какой-нибудь жилкомсервис, уровнем услуг которого также недовольны многие горожане.
С введением саморегулирования в ЖХК можно изменить систему, поменять принципы работы управляющих компаний, сделать данную сферу открытой и прозрачной, с четкими правилами и стандартами оказания услуг. Сегодня среди профессионалов сферы ЖКХ сформировался костяк, готовый к реформам. Более того, эти компании выступают инициаторами объединения под общей идеей саморегулирования. Со своей стороны, строительное сообщество поддерживает это начинание и готово вкладывать в продвижение системы саморегулирования свои силы и ресурсы.

– Сегодня управляющие компании могут объединиться в СРО на основании Федерального закона №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». Используют ли они эту возможность?
– В Санкт-Петербурге на добровольной основе работают пять саморегулируемых организаций в сфере ЖКХ. В октябре в нашем городе проходил I Съезд управляющих компаний, который посетили представители более чем 180 предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги. Это говорит о том, что интерес к теме саморегулирования со стороны специалистов этого рынка высок.
Однако саморегулируемое сообщество обеспокоено проектом федерального закона, подготовленным недавно российским правительством, которое вносит поправки в базовый закон о саморегулировании и уравнивает условия создания саморегулирыемых организаций на основе добровольного и обязательного участия. В законопроекте многие положения взяты из части Градостроительного кодекса РФ о саморегулировании. Стоит отметить, что строительный бизнес обладает большими возможностями и ресурсами, чем управляющие многоквартирными домами компании или предприятия пожарной безопасности. Учитывая этот факт, некорректно приводить к единому знаменателю требования к СРО в этих областях, тем более когда речь идет о добровольном саморегулировании. Кроме того, новый законопроект сильно сужает возможности профильного законодательства, оставляя в его компетенции увеличение требований к страхованию и компенсационному фонду, количеству членов, а также структуре органов СРО.
Считаю, что инициатива повышения профессионализма и улучшения качества услуг в любой сфере должна получать поддержку со стороны государственной власти. Только общими усилиями в формате многостороннего сотрудничества мы сможем добиться действительно высокой эффективности работы строительного комплекса и смежных с ним отраслей.
рубрика: Интервью

Сегодня

Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.